Решения и определения судов

Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 24.05.2007 N А10-5265/06-Ф02-2558/07 по делу N А10-5265/06 Суд правомерно признал недействительным решение налогового органа о взыскании НДС, пени и штрафа, поскольку суммы дотаций, предоставляемые из бюджетов различного уровня на покрытие фактически полученных предприятием убытков, связанных с применением государственных регулируемых цен и предоставлением льгот отдельным потребителям в соответствии с законодательством, не включаются в налоговую базу.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности

и обоснованности решений (постановлений)

арбитражных судов, вступивших в законную силу

от 24 мая 2007 г. Дело N А10-5265/06-Ф02-2558/07“

Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:

председательствующего Юдиной Н.М.,

судей: Брюхановой Т.А., Скубаева А.И.,

при участии в судебном заседании:

представителя Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Республике Бурятия Щербаковой А.Е. (доверенность N 61 от 14.11.2006),

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Республике Бурятия на решение от 27 ноября 2006 года Арбитражного суда Республики Бурятия, постановление от 1 февраля 2007 года Четвертого арбитражного апелляционного суда по делу N А10-5265/06 (суд первой инстанции: Устинова
Н.В.; суд апелляционной инстанции: Доржиев Э.П., Желтоухов Е.В., Куклин О.А.),

УСТАНОВИЛ:

Муниципальное унитарное предприятие “Водоканал“ (далее - предприятие, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Республики Бурятия с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Республике Бурятия (далее - инспекция, налоговый орган) о признании недействительным решения N 1483 от 29.09.2006, требования N 3816 от 02.10.2006, требования N 378823 от 02.10.2006.

Решением от 27 ноября 2006 года заявленные требования удовлетворены в полном объеме.

Постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 1 февраля 2007 года решение оставлено без изменения.

Инспекция обратилась в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит судебные акты по делу отменить.

По мнению заявителя кассационной жалобы, сумма субвенций, поступивших на финансирование льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг, в налоговую базу по налогу на добавленную стоимость не включалась.

В отзыве на кассационную жалобу предприятие считает принятые судебные акты законными, не подлежащими отмене.

Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Стороны о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, предприятие своего представителя в суд не направило.

Выслушав представителя инспекции, проверив законность обжалуемого судебного акта в соответствии с полномочиями, предоставленными статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, кассационная инстанция приходит к следующему.

Из материалов дела следует, что по результатам камеральной проверки декларации по налогу на добавленную стоимость за июнь 2006 года инспекцией принято решение N 1483 от 29.09.2006 о привлечении налогоплательщика к ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в сумме 87102 рублей, о доначислении налога на добавленную стоимость в сумме 435509 рублей, пени в сумме 11853
рублей.

На основании указанного решения выставлены требования N 3816 от 02.10.2006 об уплате штрафа по налогу на добавленную стоимость в сумме 87102 рублей, требование N 378823 от 02.10.2006 об уплате налога на добавленную стоимость в сумме 435509 рублей и пени 11853 рубля.

Не согласившись с данным решением и требованиями, предприятие обратилось в суд.

Удовлетворяя заявленные требования, судебные инстанции обоснованно руководствовались следующим.

Федеральным законом от 12.01.1995 N 5-ФЗ “О ветеранах“, Федеральным законом от 24.11.1995 N 181-ФЗ “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“ и другими законодательными актами Российской Федерации предусмотрены льготы отдельным категориям граждан по оплате жилищно-коммунальных услуг указанным категориям граждан.

В силу пункта 2 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.

В соответствии с положениями статьи 143 Налогового кодекса Российской Федерации организации признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость.

Согласно пункту 1 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации объектом обложения налогом на добавленную стоимость признаются в том числе операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.

Пункт 1 статьи 154 Налогового кодекса Российской Федерации определил, что налоговая база при реализации налогоплательщиком товаров (работ, услуг), если иное не предусмотрено настоящей статьей, определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из цен, определяемых в соответствии со статьей 40 настоящего Кодекса, с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения в них налога.

При реализации товаров (работ, услуг) с учетом субвенций (субсидий), предоставляемых бюджетами различного уровня в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, или с учетом льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии
с федеральным законодательством, в соответствии с пунктом 2 указанной статьи, налоговая база определяется как стоимость реализованных товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из фактических цен их реализации.

В соответствии с абзацем 3 пункта 2 статьи 154 Налогового кодекса Российской Федерации суммы субвенций (субсидий), предоставляемых бюджетами различного уровня в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, или льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с законодательством, при определении налоговой базы не учитываются (данный абзац введен Федеральным законом от 22.07.2005 N 119-ФЗ).

Согласно письму Министерства финансов Российской Федерации от 27.03.2002 N 16-00-14/112 при реализации товаров (работ, услуг) с учетом дотаций, которые предоставляются бюджетами различного уровня не в счет увеличения доходов организации, а выделяются для возмещения фактических убытков, связанных с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, налоговая база по НДС определяется как стоимость реализованных товаров (работ, услуг), исчисленная из фактических цен их реализации.

В силу пункта 36.2 Методических рекомендаций по применению главы 21 “Налог на добавленную стоимость“ Налогового кодекса Российской Федерации, утвержденных Приказом Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 20.12.2000 N БГ-3-03/447, суммы дотаций, предоставляемые из бюджетов различного уровня на покрытие фактически полученных предприятием убытков, связанных с применением государственных регулируемых цен и предоставлением льгот отдельным потребителям в соответствии с законодательством Российской Федерации, не включаются в налоговую базу.

Таким образом, судебные инстанции пришли к правильному выводу о том, что действия налогового органа по включению в налоговую базу по налогу на добавленную стоимость в проверяемый период сумм бюджетных субвенций (субсидий), полученных налогоплательщиком в качестве компенсации убытков, понесенных им при оказании коммунальных услуг определенным категориям граждан по льготной цене, являются неправомерными.

Довод
налогового органа о том, что полученные налогоплательщиком средства связаны с расчетами по оплате товаров (работ, услуг) и поэтому подлежат обложению налогом на добавленную стоимость в общем порядке, является необоснованным. В данном случае налоговая база должна определяться в соответствии с пунктом 2 статьи 154 Налогового кодекса Российской Федерации как стоимость реализованных товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из фактических цен их реализации.

В соответствии с частью 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, в связи с этим у суда кассационной инстанции не имеется правовых оснований для переоценки фактических обстоятельств дела.

В силу статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с инспекции подлежит взысканию государственная пошлина за рассмотрение дела в суде кассационной инстанции.

Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа

ПОСТАНОВИЛ:

Решение от 27 ноября 2006 года Арбитражного суда Республики Бурятия, постановление от 1 февраля 2007 года Четвертого арбитражного апелляционного суда по делу N А10-5265/06 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Республике Бурятия государственную пошлину в сумме 1000 рублей.

Арбитражному суду Республики Бурятия выдать исполнительный лист.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий

Н.М.ЮДИНА

Судьи:

Т.А.БРЮХАНОВА

А.И.СКУБАЕВ