Решения и определения судов

Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 10.04.2007 N А19-37990/05-9-6-Ф02-1728/07 по делу N А19-37990/05-9-6 Суд правомерно взыскал расходы, понесенные в связи с предоставлением гражданам, подвергшимся незаконным политическим репрессиям, льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, поскольку в рассмотренном периоде Российской Федерацией не была заложена необходимая сумма для выплаты компенсации, перечисленные из федерального бюджета денежные средства не компенсировали в полном объеме потери истца.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности

и обоснованности решений (постановлений)

арбитражных судов, вступивших в законную силу

от 10 апреля 2007 г. Дело N А19-37990/05-9-6-Ф02-1728/07“

Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:

председательствующего Рюмкиной М.Д.,

судей: Воробьевой Н.М., Мироновой И.П.,

представители сторон участия в судебном заседании не принимали,

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации на решение Арбитражного суда Иркутской области от 4 декабря 2006 года по делу N А19-37990/05-9-6 (суд первой инстанции: Коломинова Н.Ю.),

УСТАНОВИЛ:

Муниципальное унитарное предприятие “Ремонтно-эксплуатационное управление (МУП РЭУ) “Юбилейный“ обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с иском к Иркутской области в лице Главного финансового управления Иркутской области
о взыскании убытков в виде неполученных доходов от предоставления льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг во исполнение Федерального закона “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“, Закона Российской Федерации “О реабилитации жертв политических репрессий“, Федерального закона “О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС“ в размере 49000 рублей за 4 квартал 2004 года.

В качестве третьего лица к участию в деле привлечено Главное управление социальной защиты населения Иркутской области.

Определением от 21 ноября 2005 года к участию в деле в качестве ответчиков привлечены Российская Федерация и муниципальное образование “Город Иркутск“.

Впоследствии истец неоднократно уточнял исковые требования, окончательно сформулировав их как требования о взыскании с Российской Федерации в лице Управления федерального казначейства по Иркутской области 837111 рублей 35 копеек в соответствии с Федеральным законом “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“ за период с 01.10.2004 по 31.12.2004, суммы 12500 рублей 25 копеек в соответствии с Законом Российской Федерации “О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС“ за период с 01.04.2004 по 31.12.2004; с Иркутской области в лице Главного финансового управления Иркутской области, муниципального образования 52516 рублей 12 копеек в соответствии с Федеральным законом “О реабилитации жертв политических репрессий“ за период с 01.10.2004 по 31.12.2004.

Решением от 3 апреля 2006 года (с учетом определения от 2 мая 2006 года об исправлении опечатки) иск удовлетворен, с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу МУП “РЭУ “Юбилейный“ взыскано 849611 рублей 60 копеек, из них 837111 рублей 35 копеек - расходы, связанные с реализацией
Федерального закона “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“ за период с 01.10.2004 по 31.12.2004, 12500 рублей 25 копеек - расходы, связанные с реализацией Закона Российской Федерации “О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС“ за период с 01.10.2004 по 31.12.2004. С муниципального образования “Город Иркутск“ взыскано 26258 рублей 6 копеек - расходы, связанные с реализацией Закона Российской Федерации “О реабилитации жертв политических репрессий“ за период с 01.10.2004 по 31.12.2004. С Иркутской области в лице Главного финансового управления по Иркутской области и УОБАО взыскано 26258 рублей 6 копеек - расходы, связанные с реализацией Закона Российской Федерации “О реабилитации жертв политических репрессий“ за период с 01.10.2004 по 31.12.2004. В удовлетворении исковых требований о взыскании с Иркутской области 26258 рублей 6 копеек отказано.

Суд апелляционной инстанции постановлением от 14 июня 2006 года решение от 3 апреля 2006 года оставил без изменения.

Постановлением Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 28 августа 2006 года решение и постановление в части взыскания с Иркутской области в лице Главного финансового управления по Иркутской области 26258 рублей 6 копеек и с муниципального образования “Город Иркутск“ 26258 рублей 6 копеек отменены, дело в этой части направлено на новое рассмотрение в первую инстанцию того же арбитражного суда. В остальной части судебные акты оставлены без изменения.

Решением от 4 декабря 2006 года с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу МУП “РЭУ “Юбилейный“ Свердловского района взысканы убытки, возникшие в связи с исполнением Закона Российской Федерации “О реабилитации жертв политических репрессий“, в размере
52516 рублей 12 копеек. В удовлетворении иска к Иркутской области в лице Главного финансового управления и муниципальному образованию “Город Иркутск“ отказано.

Не согласившись с выводами первой инстанции Арбитражного суда Иркутской области, Российская Федерация в лице Министерства финансов Российской Федерации обратилась в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение от 4 декабря 2006 года о взыскании с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации убытков в размере 52516 рублей 12 копеек, связанных с реализацией Закона Российской Федерации “О реабилитации жертв политических репрессий“.

По мнению заявителя кассационной жалобы, Арбитражный суд Иркутской области нарушил нормы материального и процессуального права - статью 65 Арбитражного процессуального кодекса, статьи 15, 16, 1064, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 165, 167, 234, 246 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статью 18 Закона Российской Федерации “О реабилитации жертв политических репрессий“, пункт 14 Положения о порядке предоставления льгот реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.05.1994 N 419 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 13.07.2004 N 349), постановление Правительства Российской Федерации от 22.05.2002 N 334 “Об утверждении Правил предоставления и расходования в 2002 году средств Фонда компенсаций на реализацию Закона Российской Федерации “О реабилитации жертв политических репрессий“, статью 43 Федерального закона “О федеральном бюджете на 2004 год“, Закон Иркутской области “Об областном бюджете на 2004 год“.

Заявитель полагает, что недостаточность выделенных средств для компенсации истцу расходов сама по себе не свидетельствует о нарушении государством своего обязательства, поскольку возмещение истцу расходов произведено в соответствии
с Федеральным законом “О федеральном бюджете“ и постановлениями Правительства Российской Федерации от 03.05.1994 N 419 и от 22.05.2002 N 334.

Выводы арбитражного суда о том, что Российская Федерация передала из федерального бюджета недостаточно денежных средств, необоснованны. Арбитражным судом установлено, что ни муниципальное образование, ни Иркутская область в областном и местном бюджетах на 2004 год не заложили собственных средств для возмещения организациям, предоставляющим льготы. Министерство финансов Российской Федерации не вправе безосновательно изменять объемы и целевые назначения бюджетных средств, направляемых на финансирование тех или иных расходов, включенных в бюджетную роспись. Установленный порядок текущего финансирования в пределах лимитов бюджетных обязательств не исключает погашений возникшей задолженности за прошлые годы.

Министерство финансов Российской Федерации считает недоказанным наличие состава гражданского правонарушения, необходимого для возмещения убытков.

Дело рассмотрено в порядке, определяемом главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Проверив материалы дела, исследовав доводы кассационной жалобы, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.

Согласно исковому заявлению (с учетом уточнений), материально-правовым требованием указано требование о взыскании с Российской Федерации в лице Управления федерального казначейства по Иркутской области 837111 рублей 35 копеек в соответствии с Федеральным законом “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“ за период с 01.10.2004 по 31.12.2004, суммы 12500 рублей 25 копеек в соответствии с Законом Российской Федерации “О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС“ за период с 01.04.2004 по 31.12.2004; с Иркутской области в лице Главного финансового управления Иркутской области, муниципального образования 52516 рублей 12 копеек в соответствии с Федеральным законом “О реабилитации жертв политических репрессий“ за период с 01.10.2004 по 31.12.2004.

Основанием иска указано
на ненадлежащее исполнение ответчиками обязательств по компенсации понесенных истцом расходов на реализацию льгот по оплате жилья и коммунальных платежей в соответствии с Федеральным законом “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“, Законом Российской Федерации “О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС“, Законом Российской Федерации “О реабилитации жертв политических репрессий“.

В обоснование исковых требований истец представил: договор N 221-66-115/4 от 26.03.2004 о возмещении расходов от предоставления льгот на оплату жилья и коммунальных услуг, заключенный между Департаментом социальной защиты населения Комитета по делам горожан администрации г. Иркутска и МУП “РЭУ “Юбилейный“, акты сверки сумм, подлежащих к возмещению МУП “РЭУ “Юбилейный“, по содержанию жилья и коммунальных услуг, подписанные начальником Департамента социальной защиты населения, отчеты об исполнении субвенций и субсидий, отчет о финансировании расходов, связанных с реализацией федеральных законов, расшифровки к отчету на возмещение расходов по предоставлению льгот.

В обоснование своих требований истец представил: отчеты о суммах выпадающих доходов, расшифровки к отчетам, акты сверок сумм, подлежащих возмещению.

Возражая против заявленных требований, Иркутская область в лице Финансового управления Иркутской области указала на исполнение обязательств по перечислению муниципальному образованию “Город Иркутск“ средств, предусмотренных областным бюджетом на 2004 год, на возмещение расходов по предоставлению льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг в полном объеме; на недоказанность наличия состава гражданского правонарушения, необходимого для возмещения убытков.

Российская Федерация в лице Министерства финансов Российской Федерации в отзыве на иск сослалась на исполнение обязательств по перечислению субъектам Российской Федерации из Фонда компенсаций денежных средств на реализацию Закона Российской Федерации “Об основах федеральной жилищной политики“, Федерального закона “О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию
радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС“, Федерального закона “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“. Министерство финансов Российской Федерации полагает недоказанным наличие состава правонарушения, необходимого для применения ответственности вследствие причинения вреда.

Муниципальное образование “Город Иркутск“ в отзыве на иск указало на то, что расходы, связанные с предоставлением льгот реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими, по оплате за жилье и коммунальные услуги, подлежат возмещению за счет Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации.

Суд первой инстанции с учетом указаний Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа пришел к выводу о наличии оснований для взыскания с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу МУП “РЭУ “Юбилейный“ убытков в размере 52516 рублей 12 копеек, возникших в связи с исполнением Закона Российской Федерации “О реабилитации жертв политических репрессий“.

Выводы арбитражного суда основаны на установленных обстоятельствах того, что в 2004 году Российской Федерацией не была заложена необходимая сумма для выплаты компенсации, перечисленные из федерального бюджета денежные средства не компенсировали в полном объеме потери истца. В удовлетворении иска в отношении остальных ответчиков отказано.

Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа соглашается с выводами Арбитражного суда Иркутской области.

Арбитражный суд Иркутской области на основании представленных доказательств установил, что задолженность перед МУП “РЭУ “Юбилейный“ в связи с предоставлением льгот во исполнение Закона Российской Федерации “О реабилитации жертв политических репрессий“ составляет 52516 рублей 12 копеек.

При определении субъекта ответственности суд первой инстанции исходил из того, что заложенные и перечисленные на реализацию Закона Российской Федерации “О реабилитации жертв политических репрессий“ денежные средства муниципальное образование и субъект Российской Федерации распределили в полном
объеме, денежных средств оказалось недостаточно для покрытия расходов истца, муниципальное образование “Город Иркутск“ и Иркутская область не заложили на 2004 год в соответствующих бюджетах собственных средств для возмещения организациям денежных средств, Российская Федерация в 2004 году передала из федерального бюджета недостаточно денежных средств. Российская Федерация не исполнила в полном объеме возложенную на нее обязанность по финансированию льгот, предусмотренных Законом Российской Федерации “О реабилитации жертв политических репрессий“.

Арбитражный суд Иркутской области с учетом положений постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 “О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации“ пришел к правомерному выводу о возложении на Российскую Федерацию в лице Министерства финансов Российской Федерации обязанности по компенсации понесенных предприятием расходов.

По результатам рассмотрения кассационной жалобы Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа пришел к выводу о том, что Арбитражным судом Иркутской области правильно определены характер спорных взаимоотношений, основания возникновения обязательств, основания применения ответственности в связи с их неисполнением, определенной истцом как убытки, субъекты ответственности, размер убытков.

Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает, что решение Арбитражного суда Иркутской области от 4 декабря 2006 года по делу N А19-37990/05-9-6 принято с соблюдением норм материального и норм процессуального права, в связи с чем подлежит оставлению без изменения, а кассационная жалоба - без удовлетворения.

Руководствуясь статьями 110, 286 - 289, 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Иркутской области от 4 декабря 2006 года по делу N А19-37990/05-9-6 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Взыскать с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации в доход
федерального бюджета государственную пошлину в размере 1000 рублей.

Арбитражному суду Иркутской области выдать исполнительный лист.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий

М.Д.РЮМКИНА

Судьи:

Н.М.ВОРОБЬЕВА

И.П.МИРОНОВА