Решения и определения судов

Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 13.03.2007 N А10-6521/03-14-Ф02-24/07 по делу N А10-6521/03-14 Решение суда об отказе в признании права собственности Российской Федерации на объекты недвижимого имущества в связи с пропуском срока исковой давности отменено, поскольку суд первой инстанции не установил, когда истец узнал или должен был узнать о нарушении ответчиком права федеральной собственности на спорные объекты недвижимости.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности

и обоснованности решений (постановлений)

арбитражных судов, вступивших в законную силу

от 13 марта 2007 г. Дело N А10-6521/03-14-Ф02-24/07“

Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:

председательствующего Соколовой Л.М.,

судей: Воробьевой Н.М., Мироновой И.П.,

при участии в судебном заседании:

заместителя начальника отряда пограничного контроля “Байкал“ Ванхольского О.В. (удостоверение АА N 0898359),

представителя Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Республике Бурятия - Таганова А.П. (доверенность N 227 от 23.08.2006),

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Республике Бурятия на решение от 4 сентября 2006 года Арбитражного суда Республики Бурятия по делу N А10-6521/03-14
(суд первой инстанции: Урмакшинов В.К.),

УСТАНОВИЛ:

Территориальное управление Министерства имущественных отношений Российской Федерации (Теруправление Минимущества РФ) по Республике Бурятия обратилось в Арбитражный суд Республики Бурятия с иском к обществу с ограниченной ответственностью (ООО) “Международный аэропорт “Улан-Удэ“ о признании права собственности Российской Федерации на объекты недвижимого имущества: объект ГО, военная комендатура в аэровокзале, таможня в аэровокзале, линейное отделение в аэровокзале, отделение пограничного контроля в аэровокзале, расположенные по адресу: г. Улан-Удэ, поселок Аэропорт.

К участию в деле в качестве третьих лиц привлечены Учреждение юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Республики Бурятия, ООО “Медиа Групп“, Государственный комитет имущественных отношений Республики Бурятия.

Определением суда от 3 февраля 2004 года в порядке процессуального правопреемства произведена замена ответчика ООО “Международный аэропорт “Улан-Удэ“ на открытое акционерное общество (ОАО) “Международный аэропорт “Улан-Удэ“.

До принятия решения истец уточнил исковые требования, просил признать право собственности Российской Федерации на объекты недвижимого имущества: объекты гражданской обороны - помещения кабинетов N 1 - 22 общей площадью 440,8 кв.м, расположенные в подвале, помещение N 2 по адресу: г. Улан-Удэ, Советский район, п. Аэропорт, дом N 23; помещения военной комендатуры - кабинеты N 42, 42а, 47 общей площадью 22 кв.м, расположенные в здании аэровокзала, литера “А“, на втором этаже по адресу: г. Улан-Удэ, Советский район, п. Аэропорт; помещения таможни и пограничного контроля - кабинеты 1 - 15 общей площадью 195,4 кв.м, расположенные в здании таможни, литера “А“, на втором этаже по адресу: г. Улан-Удэ, Советский район, п. Аэропорт; помещения линейного отделения милиции - кабинеты 16 - 23 общей площадью 51,9 кв.м, расположенные
в здании аэровокзала, литера “А“, на 1 этаже по адресу: г. Улан-Удэ, Советский район, п. Аэропорт.

Решением суда от 31 марта 2004 года, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 29 июля 2004 года, в удовлетворении иска отказано.

Отказывая в удовлетворении исковых требований со ссылкой на пункт 1 статьи 214, статью 217 Гражданского кодекса Российской Федерации, приложение N 1 к постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 3020-1 “О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность“, Арбитражный суд Республики Бурятия исходил из того, что ТУ ФАУФИ не доказало, что именно спорные объекты не подлежали приватизации и были исключены из перечня объектов, подлежащих приватизации, и что обозначенные истцом помещения на момент приватизации использовались соответствующими государственными органами.

Постановлением Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 15 ноября 2004 года решение от 31 марта 2004 года и постановление от 29 июля 2004 года отменены, дело N А10-6521/03 направлено на новое рассмотрение в первую инстанцию Арбитражного суда Республики Бурятия.

Суд кассационной инстанции при отмене решения от 31 марта 2004 года и постановления от 29 июля 2004 года исходил из того, что при разрешении спора не было проверено, какими помещениями на момент приватизации ГП “Улан-Удэнское авиапредприятие“ пользовались государственные органы, перечисленные в исковом заявлении (статьи 15, 168 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации). Арбитражному суду Республики Бурятия предлагалось установить при новом рассмотрении дела, какие помещения на момент приватизации ГП “Улан-Удэнское авиапредприятие“ были заняты государственными органами, на
каком основании данные помещения были переданы им во владение и пользование, предложить истцу уточнить исковые требования, проверить законность сделок по отчуждению спорного имущества, актов о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним в соответствующей части, с учетом сделанных выводов установить наличие или отсутствие оснований для удовлетворения исковых требований.

ТУ ФАУФИ уточнило предмет иска, заявив требование о признании права собственности Российской Федерации на следующие нежилые помещения: военной комендатуры - кабинеты N 42, 42а, 47 общей площадью 22 квадратных метра, литер А, расположенные на 2 этаже в здании аэропорта, д. 10; линейного отделения милиции - кабинеты N 16 - 23, литер А, расположенные на 1 этаже в здании аэровокзала; таможни - кабинеты N 5 - 15, литер А, расположенные на 2 этаже в здании аэровокзала; отделения погранконтроля - кабинеты N 1 - 4, расположенные на 1 этаже в здании ангара.

Определением от 10 февраля 2005 года произведено в порядке части 1 статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации процессуальное правопреемство Учреждения юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Республики Бурятия на его правопреемника - Управление Федеральной регистрационной службы по Республике Бурятия (далее - Управление ФРС), Государственного комитета имущественных отношений Республики Бурятия на ликвидационную комиссию Государственного комитета имущественных отношений Республики Бурятия (далее - Госкомитет имущественных отношений).

Решением от 15 марта 2005 года в удовлетворении исковых требований отказано.

Суд первой инстанции исходил из того, что ТУ ФАУФИ не доказало, что именно спорные объекты не подлежали приватизации и были исключены из перечня объектов, подлежащих приватизации. Из перечня объектов, не
подлежащих приватизации, содержащегося в пункте 8 раздела II Плана приватизации ГП “Улан-Удэнское авиапредприятие“, невозможно установить, какое конкретно имущество в него включено, при этом истцом не представлены ни передаточный бухгалтерский баланс, ни документы, отражающие результаты инвентаризации, являющиеся приложениями к акту оценки стоимости имущества предприятия. Не содержатся указанные сведения и в Реестре федерального имущества N 0214-3517 от 3 октября 2003 года. Разрешая заявление о применении исковой давности, суд первой инстанции исходил из того, что срок исковой давности, установленный статьей 196 Гражданского кодекса Российской Федерации в 3 года, следует исчислять с момента подтверждения Госкомитетом имущественных отношений в справках от 15 августа 2000 года и от 12 сентября 2000 года факта включения здания аэровокзала общей площадью 10772,2 квадратного метра, расположенного по адресу: Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, аэропорт, литер А, в состав предприятия “Бурятские авиалинии“ на основании Плана приватизации ГП “Улан-Удэнское авиапредприятие“, утвержденного распоряжением Государственного комитета Республики Бурятия по управлению государственным имуществом (далее - КУГИ) от 30 мая 1994 года N 149.

Постановлением суда апелляционной инстанции от 13 мая 2005 года решение от 15 марта 2005 года отменено. По результатам рассмотрения апелляционной жалобы ТУ ФАУФИ принято новое решение о признании права собственности Российской Федерации на объекты недвижимого имущества: помещения военной комендатуры - кабинеты N 42, 42а, 47 общей площадью 22 квадратных метра, расположенные на 2 этаже в здании аэровокзала, литер А, по адресу: г. Улан-Удэ, п. Аэропорт; помещения таможни и погранконтроля - кабинеты N 5 - 15 общей площадью 195,4 квадратного метра, расположенные на 2 этаже в здании таможни, литер А, по адресу: г. Улан-Удэ, п.
Аэропорт; помещения линейного отделения милиции - кабинеты N 16 - 23 общей площадью 51,9 квадратного метра, расположенные на 1 этаже в здании аэровокзала, литер А, по адресу: г. Улан-Удэ, п. Аэропорт; помещения отделения пограничного контроля - кабинеты N 1 - 4, расположенные на 2 этаже, кабинет N 40 - на 1 этаже в здании ангара по адресу: г. Улан-Удэ, п. Аэропорт.

Суд апелляционной инстанции исходил из того, что спорные объекты являлись федеральной собственностью и служили для осуществления деятельности по обеспечению единой системы управления воздушным движением, безопасности полетов, соблюдения законности и правопорядка, их приватизация была запрещена, а отчуждение противоречит законодательству. Суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что КУГИ стало известно о нарушении права в 2003 году, что следует из письма его председателя от 2 июля 2003 года, в котором ООО “Медиа Групп“ и аэропорту предлагалось отменить регистрацию на спорные объекты и исключить их из имущественного комплекса.

Постановлением Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 18 августа 2005 года постановление от 13 мая 2005 года отменено на основании пункта 2 части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с отсутствием в материалах дела сведений о надлежащем извещении третьего лица - ООО “Медиа Групп“ о времени и месте судебного заседания арбитражного суда апелляционной инстанции, дело N А10-6521/03 передано на новое рассмотрение в апелляционную инстанцию Арбитражного суда Республики Бурятия.

17 октября 2005 года ТУ ФАУФИ уточнило в судебном заседании предмет иска, заявив требование о признании права собственности Российской Федерации на следующие нежилые помещения: помещения военной комендатуры - кабинеты N 42, 42а, 47 общей
площадью 22 квадратных метра, расположенные на 2 этаже в здании аэровокзала, литер А, по адресу: г. Улан-Удэ, Советский район, п. Аэропорт; помещения таможни и пограничного контроля - кабинеты N 1 - 15 общей площадью 195,4 квадратного метра, расположенные на 2 этаже в здании таможни, литер А, по адресу: г. Улан-Удэ, Советский район, п. Аэропорт; помещения линейного отдела милиции - кабинеты N 16 - 23 общей площадью 51,9 квадратного метра, расположенные на 1 этаже в здании аэровокзала, литер А, по адресу: г. Улан-Удэ, п. Аэропорт.

Постановлением суда апелляционной инстанции от 18 ноября 2005 года решение от 15 марта 2005 года по результатам рассмотрения апелляционной жалобы ТУ ФАУФИ оставлено без изменения. Суд апелляционной инстанции признал правильными обстоятельства, установленные судом первой инстанции в решении от 15 марта 2005 года.

Постановлением Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 14 марта 2006 года решение от 15 марта 2005 года и постановление апелляционной инстанции от 18 ноября 2005 года Арбитражного суда Республики Бурятия отменены, дело направлено на новое рассмотрение в первую инстанцию того же арбитражного суда.

Определением Арбитражного суда Республики Бурятия от 27.06.2006 в связи с государственной регистрацией прекращения деятельности, исключением из ЕГРЮЛ из числа лиц, участвующих в деле, исключено ГУ “Государственный комитет имущественных отношений Республики Бурятия“.

Решением Арбитражного суда Республики Бурятия от 4 сентября 2006 года в удовлетворении иска отказано.

В суде апелляционной инстанции законность решения не проверялась.

Не согласившись с судебным актом Арбитражного суда Республики Бурятия, Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Республике Бурятия обратилось в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить
решение от 4 сентября 2006 года Арбитражного суда Республики Бурятия по делу N А10-6521/03-14 и принять по делу новый судебный акт.

По мнению заявителя кассационной жалобы, решение основано на неправильном применении норм материального права и принято с нарушением норм процессуального права.

Заявитель полагает, что суд незаконно применил статьи 196, 200 Гражданского кодекса Российской Федерации о сроке исковой давности, не применил подлежащую применению статью 208 Гражданского кодекса Российской Федерации.

В отзыве на кассационную жалобу ОАО “Международный аэропорт “Улан-Удэ“ просит оставить судебный акт без изменения как вынесенный законно и обоснованно. Доводы кассационной жалобы считает несостоятельными.

Дело рассмотрено в порядке, определяемом главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Проверив правильность применения норм материального и норм процессуального права, соответствие выводов Арбитражного суда Республики Бурятия фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам при рассмотрении дела, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.

Согласно заявлению, материально-правовым требованием указано требование о признании права собственности на объекты недвижимого имущества.

В обоснование заявленных требований истец указал, что в состав передаваемого обществом с ограниченной ответственностью “Медиа Групп“ в качестве вклада в уставный капитал общества с ограниченной ответственностью “Международный аэропорт “Улан-Удэ“ незаконно включены объекты, находящиеся в федеральной собственности.

Как следует из материалов дела, распоряжением КУГИ от 30 мая 1994 года N 149 утвержден план приватизации ГП “Улан-Удэнское авиапредприятие“ путем его преобразования в АООТ “Улан-Удэнское авиапредприятие“ с уставным капиталом в 47654000 рублей, утвержден Устав учрежденного акционерного общества.

В пункте 8 раздела II Плана приватизации ГП “Улан-Удэнское авиапредприятие“ содержится ссылка на наличие площадей в аэровокзале, занимаемых военной комендатурой, линейным отделением милиции, таможней, отделом погранвойск.

Определением Арбитражного суда Республики Бурятия от 21
сентября 1998 года по делу N А10-668/99 в отношении ОАО “Бурятские авиалинии“, реорганизованного из ГП “Улан-Удэнское авиапредприятие“ в процессе приватизации по распоряжению КУГИ от 30 мая 1994 года N 149, было введено внешнее управление.

Бизнес ОАО “Бурятские авиалинии“ был продан ООО “Медиа Групп“ по конкурсу, по результатам которого заключен договор N 1 от 5 мая 2000 года.

Решением от 25 апреля 2001 года по делу N А10-668/99 ОАО “Бурятские авиалинии“ признано несостоятельным (банкротом), в отношении его открыто конкурсное производство.

20 августа 2002 года между ООО “Медиа Групп“ и ООО “Международный аэропорт “Улан-Удэ“ заключен договор N 1/1, по условиям которого первое, именуемое в договоре участником, передало, а второе, именуемое обществом, приняло в качестве дополнительного вклада в уставный капитал предприятие (имущественный аэропортовый комплекс), состоящее из объектов недвижимого и движимого имущества стоимостью 190697000 рублей.

Имущественный аэропортовый комплекс передан участником обществу по акту N 1/1 от 20 октября 2002 года.

В выписке из Реестра федерального имущества от 3 октября 2003 года перечислены в качестве объектов недвижимости, относящихся к государственной собственности Российской Федерации, как имущество, не вошедшее в уставный капитал ОАО “Бурятские авиалинии“, в том числе: военная комендатура в аэровокзале, линейное отделение милиции в аэровокзале, отделение пограничного контроля в аэровокзале, таможня в аэровокзале, расположенные по адресу: г. Улан-Удэ, п. Аэропорт.

Согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 10 октября 2003 года N 44/2003-155, предприятие как имущественный аэропортовый комплекс общей площадью 35991266,06 квадратного метра, расположенное по адресу: г. Улан-Удэ, аэропорт, зарегистрировано на праве собственности за ОАО “Международный аэропорт “Улан-Удэ“ (запись регистрации N 03-01/23-78/2003-188 от
21 августа 2003 года).

Согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 10 октября 2003 года N 44/2003-157, 3-этажное кирпичное нежилое здание аэровокзала, 1983 года постройки, оборудованное подвалом (литер А1), техническим этажом, подземными резервуарами общей площадью 10772,20 квадратного метра, расположенное по адресу: г. Улан-Удэ, аэропорт, литера А (аэровокзал), зарегистрировано на праве собственности за ОАО “Международный аэропорт “Улан-Удэ“.

Согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 18 марта 2004 года N 24/2004-918, 2-этажное кирпичное нежилое здание таможни, 1988 года постройки, общей площадью 1170,30 квадратного метра, расположенное по адресу: г. Улан-Удэ, аэропорт, литера А (таможня), зарегистрировано на праве собственности за ОАО “Международный аэропорт “Улан-Удэ“.

Отказывая в удовлетворении исковых требований, Арбитражный суд Республики Бурятия исходил из того, что доказательств, подтверждающих наличие прав титульного владельца на занимаемые помещения у Министерства обороны, таможенного органа, Министерства внутренних дел не представлено. Данные помещения на момент приватизации находились на балансе, во владении и пользовании “Улан-Удэнского авиапредприятия“, после строительства здания аэропорта и ввода его в эксплуатацию были предоставлены указанным службам для осуществления деятельности самого “Улан-Удэнского авиапредприятия“. На оспариваемое имущество действие постановления Верховного Совета Российской Федерации N 3020-1 и Государственной программы приватизации не может быть распространено.

Кроме того, Арбитражный суд Республики Бурятия пришел к выводу о пропуске истцом срока исковой давности, о которой было заявлено ответчиком до вынесения решения.

Данные выводы Арбитражного суда Республики Бурятия являются неправомерными.

В соответствии со статьями 195, 196 Гражданского кодекса Российской Федерации исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено, общий срок исковой давности устанавливается в три года.

Согласно пункту 2 статьи 199 Гражданского кодекса Российской Федерации исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения. Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.

В соответствии с пунктом 1 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права.

По смыслу вышеуказанных норм права в конкретных правоотношениях течение срока исковой давности начинается со дня, когда истец узнал или должен был узнать о нарушении (оспаривании) своего права именно ответчиком, а не каким-либо иным лицом.

Из материалов дела следует, что ответчик зарегистрировал право собственности на спорное имущество 21 августа 2003 года.

Суд первой инстанции не установил, когда истец узнал или должен был узнать о нарушении ответчиком права федеральной собственности на спорные объекты недвижимости.

Более того, при отказе в иске суд пришел к выводу о том, что спорные объекты недвижимости не были оставлены в государственной собственности. При этом судом первой инстанции были оценены справки, выданные ОАО “Бурятские авиалинии“ Государственным комитетом Республики Бурятия по управлению государственным имуществом в августе - сентябре 2000 года.

Вместе с тем из указанных справок не следует, какие именно помещения аэровокзала вошли в состав приватизируемого имущества.

Согласно приложению N 1 к постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 “О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность“, объекты вооруженных сил, железнодорожных, пограничных и внутренних войск, органов безопасности, органов внутренних дел Российской Федерации и других учреждений, финансирование которых осуществляется из республиканского бюджета Российской Федерации, а также расположенных на территории Российской Федерации учреждений, финансировавшихся из государственного бюджета СССР, отнесены исключительно к федеральной собственности.

Согласно Государственной программе приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 24.12.1993, объекты гражданской обороны, Министерства внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службы безопасности Российской Федерации, Министерства обороны Российской Федерации, Государственного таможенного комитета Российской Федерации относятся к объектам федеральной собственности, приватизация которых запрещена (пункты 2.1.17, 2.2.2).

Из материалов дела не следует, что кто-либо из лиц, участвующих в деле, оспаривает тот факт, что на момент приватизации в имущественном комплексе аэропорта г. Улан-Удэ имелись помещения, используемые соответствующими государственными органами, которые не были включены в план приватизации.

При рассмотрении дела судом неправомерно не применено постановление Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 “О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность“.

При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции в нарушение требований статьи 15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации является недостаточно обоснованным, принято без исследования всех имеющих значение для дела обстоятельств, с нарушением норм материального права.

По результатам рассмотрения кассационной жалобы Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 4 сентября 2006 года подлежащим отмене на основании части 1 статьи 288, пункта 4 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с направлением дела на рассмотрение в первую инстанцию Арбитражного суда Иркутской области.

При рассмотрении дела арбитражному суду следует исследовать изложенные выше обстоятельства, в зависимости от установленного разрешить спор и распределить судебные расходы за кассационное рассмотрение дела.

Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа

ПОСТАНОВИЛ:

Решение от 4 сентября 2006 года Арбитражного суда Республики Бурятия по делу N А10-6521/03-14 отменить, дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Иркутской области.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий

Л.М.СОКОЛОВА

Судьи:

Н.М.ВОРОБЬЕВА

И.П.МИРОНОВА