Решения и определения судов

Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 15.02.2007 N А33-10677/06-Ф02-239/07-С1 по делу N А33-10677/06 Дело по заявлению о признании незаконным постановления службы по контролю за ценообразованием о привлечении к административной ответственности за нарушение порядка ценообразования передано на новое рассмотрение, так как суд не проверил, когда было совершено административное правонарушение и соблюден ли двухмесячный срок давности для вынесения постановления административным органом.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности

и обоснованности решений (постановлений)

арбитражных судов, вступивших в законную силу

от 15 февраля 2007 г. Дело N А33-10677/06-Ф02-239/07-С1“

Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:

председательствующего Кадниковой Л.А.,

судей: Пущиной Л.Ю., Шелеминой М.М.,

представители сторон участия в судебном заседании не принимали,

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Службы по контролю за ценообразованием и размещением государственного заказа администрации Красноярского края на постановление апелляционной инстанции от 7 ноября 2006 года Арбитражного суда Красноярского края по делу N А33-10677/06 (суд апелляционной инстанции: Бычкова О.И., Демина Н.М., Петракевич Л.О.),

УСТАНОВИЛ:

Муниципальное предприятие ЗАТО “Город Железногорск“ “Жилищно-коммунальное хозяйство“ обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к
Службе по контролю за ценообразованием и размещением государственного заказа администрации Красноярского края о признании незаконным и отмене постановления от 17.05.2006 N 81-Ю по делу об административном правонарушении.

Решением суда первой инстанции от 22 августа 2006 года по делу N А33-10677/06 в удовлетворении заявления отказано.

Постановлением апелляционной инстанции от 7 ноября 2006 года решение от 22 августа 2006 года отменено. Постановление Службы по контролю за ценообразованием и размещением государственного заказа администрации Красноярского края от 17.05.2006 N 81-Ю признано незаконным и отменено.

В кассационной жалобе Служба по контролю за ценообразованием и размещением государственного заказа администрации Красноярского края ставит вопрос о проверке законности постановления апелляционной инстанции по основаниям неправильного применения статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также законодательства в сфере государственного регулирования тарифов организаций коммунального комплекса.

Стороны о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом (уведомления N 92992, 92993 от 19.01.2007), однако своих представителей в судебное заседание не направили, поэтому кассационная жалоба рассматривается без их участия.

Дело рассматривается в порядке главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Проверив правильность применения норм материального права и норм процессуального права по делу и исходя из доводов кассационной жалобы и отзыва относительно жалобы, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа пришел к следующим выводам.

06.05.2006 должностными лицами Службы по контролю за ценообразованием и размещением государственного заказа администрации Красноярского края проведено внеплановое мероприятие по государственному контролю за соблюдением предельных индексов изменения размера оплаты граждан за коммунальные услуги по муниципальному образованию и тарифов на содержание, ремонт жилья в МП “ЖКХ“, в ходе которого установлен факт нарушения порядка
ценообразования. Указанное нарушение выразилось в завышении установленного предельного индекса изменения размера платы граждан за жилое помещение. По результатам проверки составлены: акт от 06.05.2006 88 N 05-04, протокол об административном правонарушении от 06.05.2006.

17.05.2006 Службой вынесено постановление по делу об административном правонарушении N 81-Ю, которым МП “ЖКХ“ привлечено к административной ответственности, предусмотренной статьей 14.6 КоАП РФ, в виде административного штрафа в сумме 40000 рублей.

Отказывая МП ЗАТО “Город Железногорск“ “Жилищно-коммунальное хозяйство“ в удовлетворении его требования о признании постановления административного органа незаконным, арбитражный суд первой инстанции исходил из того, что факт совершения муниципальным предприятием административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 14.6 КоАП РФ, доказан материалами дела и выразился в нарушении установленного порядка ценообразования (завышены предельные индексы изменения размера платы граждан за жилое помещение).

Отменяя судебный акт первой инстанции, апелляционная инстанция посчитала следующее:

- действия МП “ЖКХ“ по взиманию платы, установленной органом местного самоуправления, не могут быть признаны нарушающими порядок ценообразования, поскольку предприятие не наделено полномочиями влиять на процесс формирования и нормативного установления указанной платы, самостоятельно не устанавливало ее размер, таким образом, не участвовало в процессе ценообразования;

- обязательность применения МП “ЖКХ“ установленной администрацией ЗАТО “Город Железногорск“ платы за жилое помещение, отсутствие у предприятия полномочий по изменению ее размера и угроза наступления ответственности за неисполнение акта органа местного самоуправления, в том числе в рамках взаимоотношений МП “ЖКХ“ и ее учредителя, свидетельствуют об отсутствии вины МП “ЖКХ“ в совершении действий по предъявлению платы с завышением предельных индексов.

Выводы суда апелляционной инстанции основаны на неправильном толковании статьи 14.6 КоАП РФ в части определения субъектов административной ответственности.

В соответствии со статьей 14.6
КоАП РФ завышение или занижение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), завышение или занижение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному), нарушение установленного порядка регулирования цен (тарифов), а равно иное нарушение установленного порядка ценообразования влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от четырехсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда.

Учитывая, что МП “ЖКХ“ предъявляло гражданам от своего имени платежные документы и взимало плату за жилые помещения, оно могло являться лицом, нарушающим (либо не нарушающим) установленный соответствующими государственными органами порядок ценообразования.

Является также преждевременным вывод суда апелляционной инстанции об отсутствии вины МП “ЖКХ“ в совершении действий по предъявлению платы с завышением предельных индексов со ссылкой на обязательность применения предприятием установленной администрацией ЗАТО “Город Железногорск“ платы за жилое помещение.

Во исполнение Федерального закона от 30 декабря 2004 года N 210-ФЗ “Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса“ Федеральная служба по тарифам приказом от 29.12.2005 N 853-э/4 утвердила индексы максимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса с учетом надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, предельные индексы изменения размера платы граждан за жилое помещение и предельные индексы изменения размера платы граждан за коммунальные услуги.

Согласно приказу Федеральной службы по тарифам Российской Федерации предельный индекс изменения размера платы граждан за жилое помещение по Красноярскому краю составил 129,5%.

Приказом Департамента строительства и жилищно-коммунальной политики администрации Красноярского края от 09.02.2006 N 5 утверждены предельные индексы изменения размера платы граждан за коммунальные услуги с
учетом соотношения платы граждан за жилое помещение и коммунальные услуги соответственно затратам на содержание и ремонт жилья и затрат по оказанию коммунальных услуг по городским округам и муниципальным районам Красноярского края на 2006 год. По ЗАТО “Город Железногорск“ указанные предельные индексы составили 129,5%.

Как посчитал контролирующий орган, предприятие, оказывая услуги по содержанию, текущему и капитальному ремонту имущества в многоквартирном доме, предъявляло плату за эти услуги с завышением предельного индекса изменения размера платы граждан за жилое помещение, установленного органом, осуществляющим государственное регулирование тарифов в Красноярском крае (129,5%).

Следовательно, установление государственным органом индекса изменения размера платы граждан за жилое помещение является одним из самостоятельных способов государственного регулирования цен на товары и услуги, в связи с чем суд должен был установить субъектов, которым адресована данная обязанность.

При таких условиях вывод суда апелляционной инстанции о том, что предприятие обязано было применять плату за жилые помещения, установленную органом местного самоуправления, можно признать правильным в части, если обязанность соблюдения установленного предельного индекса изменения платы за жилое помещение - это 129,5% - возложена законодательством на орган местного самоуправления.

При таких условиях постановление апелляционной инстанции подлежит отмене в связи с неправильным применением норм материального права.

Не может быть оставлено в силе и решение суда первой инстанции.

Постановлением администрации ЗАТО “Город Железногорск“ Красноярского края от 27.12.2005 N 2729 установлена плата за пользование жилыми помещениями, плата за содержание и ремонт жилых помещений для граждан ЗАТО “Город Железногорск“ с учетом уровня оплаты и установленного предельного индекса - 129,5% по группам жилых зданий.

При таких условиях суд первой инстанции, признавая в действиях предприятия состав административного правонарушения, ответственность за которое
установлена статьей 14.6 КоАП РФ (иное нарушение установленного порядка регулирования цен (тарифов)), должен был установить:

- адресована ли обязанность по соблюдению индекса изменения размера платы граждан за жилое помещение муниципальному предприятию;

- какие факты подтверждают нарушение установленного порядка ценообразования;

- может ли иметь место завышение установленного индекса платы при расчетах с гражданами, если орган местного самоуправления установил плату за содержание и ремонт жилья с учетом предельного индекса.

Кроме того, суд первой инстанции не проверил, когда было (были) совершено (совершены) административное правонарушение и соблюден ли двухмесячный срок давности для вынесения постановления административным органом (часть 1 статьи 4.5 КоАП РФ).

Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа

ПОСТАНОВИЛ:

Решение от 22 августа 2006 года, постановление апелляционной инстанции от 7 ноября 2006 года Арбитражного суда Красноярского края по делу N А33-10677/06 отменить. Дело передать на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий

Л.А.КАДНИКОВА

Судьи:

Л.Ю.ПУЩИНА

М.М.ШЕЛЕМИНА