Решения и определения судов

Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 15.02.2007 N А33-10595/06-Ф02-247/07-С1 по делу N А33-10595/06 Судебные акты по делу о признании незаконным постановления органа по контролю за ценообразованием и размещением государственного заказа о взыскании штрафа за завышение установленного предельного индекса изменения размера платы граждан за жилое помещение отменены, поскольку суд должен был установить, адресована ли обязанность по соблюдению индекса изменения размера платы граждан за жилое помещение заявителю.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности

и обоснованности решений (постановлений)

арбитражных судов, вступивших в законную силу

от 15 февраля 2007 г. Дело N А33-10595/06-Ф02-247/07-С1“

Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:

председательствующего Кадниковой Л.А.,

судей: Пущиной Л.Ю., Шелеминой М.М.,

при участии в судебном заседании:

представителя муниципального унитарного предприятия ЗАТО “Город Железногорск“ “Городское жилищно-коммунальное управление“ - Шадриновой Н.Г. (доверенность от 05.05.2006 N 06-25-ю),

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Службы по контролю за ценообразованием и размещением государственного заказа администрации Красноярского края на постановление апелляционной инстанции от 13 октября 2006 года Арбитражного суда Красноярского края по делу N А33-10595/06 (суд апелляционной инстанции: Бычкова О.И., Колесникова Г.А., Петракевич Л.О.),

УСТАНОВИЛ:

Муниципальное унитарное
предприятие ЗАТО “Город Железногорск“ “Городское жилищно-коммунальное управление“ обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Службе по контролю за ценообразованием и размещением государственного заказа администрации Красноярского края о признании незаконным и отмене постановления от 17.05.2006 N 83-Ю по делу об административном правонарушении.

Решением суда первой инстанции от 22 августа 2006 года по делу N А33-10595/06 в удовлетворении заявления отказано.

Постановлением апелляционной инстанции от 13 октября 2006 года решение от 22 августа 2006 года отменено. Постановление Службы по контролю за ценообразованием и размещением государственного заказа администрации Красноярского края от 17.05.2006 N 83-Ю признано незаконным и отменено.

В кассационной жалобе Служба по контролю за ценообразованием и размещением государственного заказа администрации Красноярского края ставит вопрос о проверке законности постановления апелляционной инстанции по основаниям неправильного применения статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также законодательства в сфере государственного регулирования тарифов организаций коммунального комплекса.

Представитель МУП “ГЖКУ“ в судебном заседании приводил доводы о законности постановления апелляционной инстанции.

Служба по контролю за ценообразованием и размещением государственного заказа администрации Красноярского края о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещена надлежащим образом (уведомление N 92980 от 19.01.2007), однако своих представителей в судебное заседание не направила, поэтому кассационная жалоба рассматривается без ее участия.

Дело рассматривается в порядке главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Проверив правильность применения норм материального права и норм процессуального права по делу и исходя из доводов кассационной жалобы, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа пришел к следующим выводам.

05.05.2006 должностными лицами Службы по контролю за ценообразованием и размещением государственного заказа администрации Красноярского края проведено внеплановое
мероприятие по государственному контролю за соблюдением предельных индексов изменения размера оплаты граждан за коммунальные услуги по муниципальному образованию и тарифов на содержание, ремонт жилья в МУП “ГЖКУ“, в ходе которого установлен факт нарушения порядка ценообразования. Указанное нарушение выразилось в завышении установленного предельного индекса изменения размера платы граждан за жилое помещение. По результатам проверки составлены: акт от 05.05.2006 87 N 05-04, протокол об административном правонарушении от 05.05.2006.

17.05.2006 Службой вынесено постановление по делу об административном правонарушении N 83-ю, которым МУП “ГЖКУ“ привлечено к административной ответственности, предусмотренной статьей 14.6 КоАП РФ, в виде административного штрафа в сумме 40000 рублей.

Отказывая МУП ЗАТО “Город Железногорск“ “Городское жилищно-коммунальное управление“ в удовлетворении его требования о признании постановления административного органа незаконным, арбитражный суд первой инстанции исходил из того, что факт совершения муниципальным предприятием административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 14.6 КоАП РФ, доказан материалами дела и выразился в нарушении установленного порядка ценообразования (завышены предельные индексы изменения размера платы граждан за жилое помещение).

Отменяя судебный акт первой инстанции, апелляционная инстанция посчитала следующее:

- действия МУП “ГЖКУ“ по взиманию платы, установленной органом местного самоуправления, не могут быть признаны нарушающими порядок ценообразования, поскольку предприятие не наделено полномочиями влиять на процесс формирования и нормативного установления указанной платы, самостоятельно не устанавливало ее размер, таким образом, не участвовало в процессе ценообразования;

- обязательность применения МУП “ГЖКУ“ установленной администрацией ЗАТО “Город Железногорск“ платы за жилое помещение, отсутствие у предприятия полномочий по изменению ее размера и угроза наступления ответственности за неисполнение акта органа местного самоуправления, в том числе в рамках взаимоотношений МУП “ГЖКУ“ и его учредителя, свидетельствуют об
отсутствии вины МУП “ГЖКУ“ в совершении действий по предъявлению платы с завышением предельных индексов.

Выводы суда апелляционной инстанции основаны на неправильном толковании статьи 14.6 КоАП РФ в части определения субъектов административной ответственности.

В соответствии со статьей 14.6 КоАП РФ завышение или занижение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), завышение или занижение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному), нарушение установленного порядка регулирования цен (тарифов), а равно иное нарушение установленного порядка ценообразования влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от четырехсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда.

Учитывая, что МУП “ГЖКУ“ предъявляло гражданам от своего имени платежные документы и взимало плату за жилые помещения, оно могло являться лицом, нарушающим (либо не нарушающим) установленный соответствующими государственными органами порядок ценообразования.

Является также преждевременным вывод суда апелляционной инстанции об отсутствии вины МУП “ГЖКУ“ в совершении действий по предъявлению платы с завышением предельных индексов со ссылкой на обязательность применения предприятием установленной администрацией ЗАТО “Город Железногорск“ платы за жилое помещение.

Во исполнение Федерального закона от 30 декабря 2004 года N 210-ФЗ “Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса“ Федеральная служба по тарифам приказом от 29.12.2005 N 853-э/4 утвердила индексы максимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса с учетом надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, предельные индексы изменения размера платы граждан за жилое помещение и предельные индексы изменения размера платы граждан за коммунальные услуги.

Согласно приказу Федеральной службы по тарифам Российской Федерации предельный индекс
изменения размера платы граждан за жилое помещение по Красноярскому краю составил 129,5%.

Приказом Департамента строительства и жилищно-коммунальной политики администрации Красноярского края от 09.02.2006 N 5 утверждены предельные индексы изменения размера платы граждан за коммунальные услуги с учетом соотношения платы граждан за жилое помещение и коммунальные услуги соответственно затратам на содержание и ремонт жилья и затрат по оказанию коммунальных услуг по городским округам и муниципальным районам Красноярского края на 2006 год. По г. Красноярску указанные предельные индексы составили 129,5%.

Как посчитал контролирующий орган, предприятие, оказывая услуги по содержанию, текущему и капитальному ремонту имущества в многоквартирном доме, предъявляло плату за эти услуги с завышением предельного индекса изменения размера платы граждан за жилое помещение, установленного органом, осуществляющим государственное регулирование тарифов в Красноярском крае (129,5%).

Следовательно, установление государственным органом индекса изменения размера платы граждан за жилое помещение является одним из самостоятельных способов государственного регулирования цен на товары и услуги, в связи с чем суд должен был установить субъектов, которым адресована данная обязанность.

При таких условиях вывод суда апелляционной инстанции о том, что предприятие обязано было применять плату за жилые помещения, установленную органом местного самоуправления, можно признать правильным в случае, если обязанность соблюдения установленного предельного индекса изменения платы за жилое помещение - это 129,5% - возложена законодательством на орган местного самоуправления.

При таких условиях постановление апелляционной инстанции подлежит отмене в связи с неправильным применением норм материального права.

Не может быть оставлено в силе и решение суда первой инстанции.

Постановлением администрации ЗАТО “Город Железногорск“ Красноярского края от 27.12.2005 N 2729 установлена плата за пользование жилыми помещениями, плата за содержание и ремонт жилых помещений
для граждан ЗАТО “Город Железногорск“ с учетом уровня оплаты и установленного предельного индекса - 129,5% по группам жилых зданий.

При таких условиях суд первой инстанции, признавая в действиях предприятия состав административного правонарушения, ответственность за которое установлена статьей 14.6 КоАП РФ (иное нарушение установленного порядка регулирования цен (тарифов), должен был установить:

- адресована ли обязанность по соблюдению индекса изменения размера платы граждан за жилое помещение муниципальному предприятию;

- какие факты подтверждают нарушение установленного порядка ценообразования;

- может ли иметь место завышение установленного индекса платы при расчетах с гражданами, если орган местного самоуправления установил плату за содержание и ремонт жилья с учетом предельного индекса.

Кроме того, суд первой инстанции не проверил, когда было (были) совершено (совершены) административное правонарушение и соблюден ли двухмесячный срок давности для вынесения постановления административным органом (часть 1 статьи 4.5 КоАП РФ).

Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа

ПОСТАНОВИЛ:

Решение от 22 августа 2006 года, постановление апелляционной инстанции от 13 октября 2006 года Арбитражного суда Красноярского края по делу N А33-10595/06 отменить. Дело передать на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий

Л.А.КАДНИКОВА

Судьи:

Л.Ю.ПУЩИНА

М.М.ШЕЛЕМИНА