Решения и определения судов

Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 15.02.2007 N А19-16761/06-52-Ф02-299/07 по делу N А19-16761/06-52 Суд правомерно признал незаконным решение налогового органа о привлечении медицинского учреждения к ответственности за неуплату НДС, предложении уплатить сумму налога и пени за его несвоевременную уплату, исходя из того, что учреждением обоснованно применялась льгота по услугам по диагностике и профилактике заболеваний, непосредственно оказываемым населению в рамках амбулаторно-поликлинической медицинской помощи.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности

и обоснованности решений (постановлений)

арбитражных судов, вступивших в законную силу

от 15 февраля 2007 г. Дело N А19-16761/06-52-Ф02-299/07“

Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:

председательствующего Белоножко Т.В.,

судей: Евдокимова А.И., Парской Н.Н.,

представители сторон участия в судебном заседании не принимали,

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 9 по Иркутской области и Усть-Ордынскому Бурятскому автономному округу на решение от 11 сентября 2006 года, постановление апелляционной инстанции от 13 ноября 2006 года Арбитражного суда Иркутской области по делу N А19-16761/06-52 (суд первой инстанции: Чемезова Т.Ю.; суд апелляционной инстанции: Буяновер П.И., Сорока Т.Г., Дягилева И.П.),

УСТАНОВИЛ:

Муниципальное
учреждение “Городская поликлиника N 1“ (МУ “Городская поликлиника N 1“, учреждение) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 9 по Иркутской области и Усть-Ордынскому Бурятскому автономному округу (далее - МИФНС N 9 по ИО и УОБАО, налоговая инспекция) о признании незаконным решения от 05.07.2006 N 03-09/02.5-125.

Решением от 11 сентября 2006 года заявленные требования удовлетворены в полном объеме.

Постановлением апелляционной инстанции от 13 ноября 2006 года решение суда оставлено без изменения.

Не согласившись с вынесенными судебными актами, МИФНС N 9 по ИО и УОБАО обратилась в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, и принять по делу новое решение.

Заявитель кассационной жалобы считает, что услуги по предварительным и периодическим медицинским осмотрам работников декретированных групп, а также услуги по ежедневным предрейсовым медицинским осмотрам водителей транспортных средств в Перечне медицинских услуг по диагностике, профилактике и лечению, оказываемых населению, реализация которых независимо от формы и источника их оплаты не подлежит обложению налогом на добавленную стоимость, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации N 132 от 20.02.2001, не значатся. Данные услуги, по мнению налоговой инспекции, относятся к прочим работам и услугам, в связи с чем льгота применена учреждением неправомерно. Кроме того, поскольку договоры с МУ “Городская поликлиника N 1“ заключались с юридическими лицами и целью проведения медосмотров являлось выявление патологических изменений и заболеваний для определения профпригодности и вынесения заключений о годности к выполняемой работе, то нельзя признать, что услуга оказывалась каждому конкретному физическому лицу, а не его
работодателю - юридическому лицу.

Отзыв на кассационную жалобу учреждением не представлен.

Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Стороны о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом (уведомления N 93494, 93495 от 23.01.2007), однако своих представителей в заседание суда кассационной инстанции не направили, в связи с чем Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа на основании пункта 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации считает возможным рассмотреть жалобу в их отсутствие.

Изучив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемых судебных актах, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения Арбитражным судом Иркутской области норм материального и соблюдения норм процессуального права, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о необоснованности доводов кассационной жалобы и отсутствии оснований для ее удовлетворения.

Как установлено Арбитражным судом Иркутской области, МИФНС N 9 по ИО и УОБАО проведена камеральная налоговая проверка представленной МУ “Городская поликлиника N 1“ декларации по налогу на добавленную стоимость за первый квартал 2006 года.

В ходе проверки было установлено занижение учреждением налоговой базы по налогу на добавленную стоимость в результате неправомерного применения льготы в отношении оказываемых МУ “Городская поликлиника N 1“ услуг по предварительным и периодическим медицинским осмотрам работников декретированных групп, а также предрейсовым медицинским осмотрам водителей транспортных средств, в связи с чем не уплачен налог в сумме 149178 рублей.

По результатам проверки МИФНС N 9 по ИО и УОБАО вынесено решение N 03-09/02.5-125 от 05.07.2006 о привлечении учреждения к ответственности по пункту 1 статьи 122
Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в сумме 29520 рублей 41 копейки и предложено уплатить сумму налога на добавленную стоимость в размере 149178 рублей и пени за его несвоевременную уплату в сумме 2262 рублей 50 копеек.

Не согласившись с решением налоговой инспекции, МУ “Городская поликлиника N 1“ обратилось в суд с заявлением о признании его недействительным.

Принимая решение об удовлетворении заявленных требований, суды первой и апелляционной инстанций исходили из того, что предварительные и периодические медицинские осмотры работников декретированных групп, а также предрейсовые медицинские осмотры водителей являются услугами по диагностике и профилактике заболеваний, непосредственно оказываемыми населению в рамках амбулаторно-поликлинической медицинской помощи, поэтому учреждением правомерно применялась льгота, предусмотренная подпунктом 2 пункта 2, пунктом 6 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации.

Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает выводы суда первой и апелляционной инстанций законными, обоснованными и подтвержденными материалами дела.

Подпунктом 3 пункта 1 статьи 21 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что налогоплательщики вправе использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах.

В соответствии с подпунктом 2 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация (а также передача, выполнение, оказание для собственных нужд) на территории Российской Федерации медицинских услуг, оказываемых медицинскими организациями и (или) учреждениями, в том числе врачами, занимающимися частной медицинской практикой, за исключением косметических, ветеринарных и санитарно-эпидемиологических услуг, при наличии соответствующей лицензии.

Согласно утвержденному постановлением Госстандарта России N 454-ст от 06.11.2001 “Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности“ к медицинским услугам, в частности, относятся услуги, оказываемые в поликлиниках (поликлинических отделениях), к которым относятся услуги по
профилактике болезней (медицинские осмотры, профилактические прививки).

В целях налогообложения к медицинским услугам относятся: услуги, определенные перечнем услуг, предоставляемых по обязательному медицинскому страхованию; услуги, оказываемые населению по диагностике, профилактике и лечению независимо от формы и источника их оплаты по Перечню, утверждаемому постановлением Правительства Российской Федерации N 132 от 20.02.2001; услуги по сбору у населения крови, оказываемые по договорам со стационарными лечебными учреждениями и поликлиническими отделениями; услуги скорой медицинской помощи, оказываемые населению; услуги по дежурству медицинского персонала у постели больного; услуги патолого-анатомические; услуги, оказываемые беременным женщинам, новорожденным, инвалидам и наркологическим больным.

Согласно указанному Перечню медицинских услуг по диагностике, профилактике и лечению, оказываемых населению, реализация которых независимо от формы и источника их оплаты не подлежит обложению налогом на добавленную стоимость, к таковым относятся, в том числе, услуги по диагностике, профилактике и лечению, непосредственно оказываемые населению в рамках амбулаторно-поликлинической (в том числе доврачебной) медицинской помощи, включая проведение медицинской экспертизы.

В соответствии с Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29.07.2005 N 487 “Об утверждении порядка организации оказания первичной медико-санитарной помощи“ амбулаторно-поликлиническая медицинская помощь включает, в том числе, проведение профилактических мероприятий по предупреждению и снижению заболеваемости, абортов, выявление ранних и скрытых форм заболеваний, социально значимых болезней и факторов риска; диагностику и лечение различных заболеваний и состояний, а также клинико-экспертную деятельность, включая экспертизу временной нетрудоспособности.

Материалами дела подтверждается, что МУ “Городская поликлиника N 1“ по договорам с предприятиями оказывались услуги по предварительным и периодическим осмотрам, медицинским осмотрам, профилактическим осмотрам работников декретированных групп, ежедневным предрейсовым медицинским осмотрам водителей. Оплата оказанных услуг производилась заказчиками по счетам-фактурам, выставляемым на основании актов
сдачи-приемки на выполнение медицинских услуг. Полученный доход не включался учреждением в налоговую базу по налогу на добавленную стоимость в соответствии с подпунктом 2 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации.

Согласно Общероссийскому классификатору услуг населению ОК 002-93 (ОКУН), утвержденному постановлением Госстандарта Российской Федерации N 163 от 28.06.1993, медицинские осмотры относятся к услугам по профилактике болезней (код 081204 ОК 002-93).

Статьей 213 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что обязательные предварительные (при поступлении на работу) осмотры проводятся с целью определения пригодности работников для выполнения поручаемой работы, а периодические медицинские осмотры (обследования) проводятся для предупреждения профессиональных заболеваний. В соответствии с медицинскими рекомендациями работники проходят внеочередные медицинские осмотры (обследования).

Прием на работу, непосредственно связанную с движением транспортных средств, производится после обязательного предварительного медицинского осмотра в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти в области здравоохранения и федеральным органом власти в области соответствующего вида транспорта (статья 328 Трудового кодекса Российской Федерации).

Статьей 20 Федерального закона “О безопасности дорожного движения“ от 10.12.1995 N 196-ФЗ установлено, что организации и индивидуальные предприниматели обязаны проводить предрейсовые медицинские осмотры водителей с привлечением работников органов здравоохранения.

Кроме того, согласно пункту 1 Инструкции о проведении предрейсовых медицинских осмотров водителей автотранспортных средств (приложение 9 Приказа Министерства здравоохранения СССР от 29.09.1989 N 555) предрейсовые медицинские осмотры водителей проводятся медицинским персоналом здравпунктов, организуемых при автопредприятиях и входящих в состав поликлиник, или медицинским персоналом по договорам предприятий с учреждениями здравоохранения о предоставлении сверх установленных норм медицинской помощи.

Средние медицинские работники и инспекторы осуществляют контроль за состоянием здоровья водителей перед выездом на линию и участвуют в проведении анализа дорожно-транспортных происшествий с целью выявления
причин, зависящих от состояния здоровья водителей.

Согласно пункту 4 Инструкции при проведении предрейсовых медицинских осмотров водителей автотранспортных средств, в том числе, решается вопрос о выявлении признаков временной нетрудоспособности водителей.

В соответствии с Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29.07.2005 N 487 “Об утверждении порядка организации оказания первичной медико-санитарной помощи“ и постановлением Правительства Российской Федерации от 20.02.2001 N 132 предрейсовые медицинские осмотры водителей относятся к услугам по диагностике и профилактике заболеваний, непосредственно оказываемым населению в рамках амбулаторно-поликлинической медицинской помощи.

Министерство здравоохранения Российской Федерации постановлением N 87 от 30.04.2003 “О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил СП 3.2.1317-03“, зарегистрированным в Минюсте РФ 20.05.2003 N 4576, утвердило профилактические мероприятия, в которые входит обследование декретированных контингентов, проводящееся в соответствии с нормативными документами по месту работы или жительства с обязательной отметкой в санитарной книжке в лабораториях лечебно-профилактических организаций, лабораториях центров Госсанэпиднадзора и других лабораториях, имеющих разрешение на данный вид деятельности в установленном порядке. Организация обследований декретированных контингентов и обслуживающего персонала возложена на руководителей организаций и индивидуальных предпринимателей. Данным нормативным актом определен перечень работников, относящихся к декретированной группе работников.

Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации N 83 от 16.08.2004 в Приложении N 3 установлен порядок проведения предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на вредных работах и на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, из которого следует, что предварительные медицинские осмотры (обследования) при поступлении на работу своей целью имеют определение соответствия состояния здоровья работника (освидетельствуемого) поручаемой ему работе, а периодические медицинские осмотры (обследования) - динамическое наблюдение за состоянием здоровья работников, своевременное выявление начальных
форм профессиональных заболеваний, ранних признаков воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на состояние здоровья работников, формирование групп риска; выявление общих заболеваний, являющихся медицинскими противопоказаниями для продолжения работы, связанной с воздействием вредных и (или) опасных производственных факторов; своевременное проведение профилактических и реабилитационных мероприятий, направленных на сохранение здоровья и восстановление трудоспособности работников. Как предварительные, так и периодические медицинские осмотры (обследования) работников проводятся медицинскими организациями, имеющими лицензию на указанный вид деятельности.

Следовательно, указанная выше деятельность органов здравоохранения согласно части 2 статьи 17 Федерального закона N 128-ФЗ от 08.08.2001 “О лицензировании отдельных видов деятельности“ подлежит лицензированию в соответствии с перечнем работ и услуг, устанавливаемым положениями о лицензировании указанных видов деятельности.

В силу пункта 3 Положения о лицензировании медицинской деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации N 499 от 04.07.2002, медицинская деятельность включает выполнение медицинских работ и услуг по оказанию доврачебной, скорой и неотложной, амбулаторно-поликлинической, санаторно-курортной, стационарной (в том числе дорогостоящей специализированной) медицинской помощи по соответствующим медицинским специальностям, включая проведение профилактических медицинских, диагностических и лечебных мероприятий и медицинских экспертиз, применение методов традиционной медицины, а также заготовку органов и тканей в медицинских целях.

Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации N 238 от 26.07.2002 “Об организации лицензирования медицинской деятельности“, зарегистрированным в Минюсте РФ 11 октября 2002 года N 3856, утверждена Номенклатура работ и услуг по оказанию соответствующей медицинской помощи (в редакции, действовавшей в спорный период времени), в которой за N 06.33 названы работы и услуги по предварительным и периодическим медицинским осмотрам, за N 06.034 названы работы и услуги по предрейсовым медицинским осмотрам водителей транспортных средств.

При таких обстоятельствах суд пришел к правильным
выводам о том, что медицинские осмотры, проводимые при поступлении на работу, периодические (очередные, внеочередные) медицинские осмотры работников декретированных групп, предрейсовые медицинские осмотры водителей являются услугами по диагностике и профилактике заболеваний, непосредственно оказываемыми населению в рамках амбулаторно-поликлинической медицинской помощи, и подлежат лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Материалами дела подтверждается и не оспаривается налоговой инспекцией, что МУ “Городская поликлиника N 1“ имеет лицензию N 221 Д 453146 от 20.05.2004 на осуществление медицинской деятельности согласно перечню работ и услуг по оказанию медицинской помощи, перечисленной в приложении к данной лицензии, в числе которой учреждение имеет право на выполнение работ по оказанию услуг по периодическим и медицинским осмотрам, предрейсовым медицинским осмотрам водителей транспортных средств.

Доводы кассационной Ф.И.О. доводам, изложенным в оспариваемом МУ “Городская поликлиника N 1“ решении налоговой инспекции, отзыве на заявление учреждения и апелляционной жалобе, они являлись предметом исследования как судом первой, так и судом апелляционной инстанций и им дана правильная юридическая квалификация.

Учитывая изложенное, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что Арбитражный суд Иркутской области на основании части 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации всесторонне, полно исследовал имеющиеся в деле доказательства, применил нормы материального права, подлежащие применению, не допустив нарушений процессуального закона, поэтому у суда кассационной инстанции в силу части 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правовые основания для переоценки установленных судом обстоятельств и отмены вынесенных по делу судебных актов отсутствуют.

Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа

ПОСТАНОВИЛ:

Решение от 11 сентября 2006 года, постановление апелляционной инстанции от 13
ноября 2006 года Арбитражного суда Иркутской области по делу N А19-16761/06-52 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу в день его принятия.

Председательствующий

Т.В.БЕЛОНОЖКО

Судьи:

А.И.ЕВДОКИМОВ

Н.Н.ПАРСКАЯ