Решения и определения судов

Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 07.02.2007 N А19-40602/05-22-Ф02-6510/06-С2 по делу N А19-40602/05-22 Суд правомерно взыскал расходы, понесенные в связи с предоставлением гражданам льгот и субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг, поскольку в подтверждение несения расходов на заявленную сумму истец представил списки лиц, получивших льготы, акты сверок, счета-фактуры, копию договора.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности

и обоснованности решений (постановлений)

арбитражных судов, вступивших в законную силу

от 7 февраля 2007 г. Дело N А19-40602/05-22-Ф02-6510/06-С2“

Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:

председательствующего Соколовой Л.М.,

судей: Кулакова В.И., Рюмкиной М.Д.,

при участии в судебном заседании представителей:

Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления федерального казначейства по Иркутской области - Григорчук Н.В. (доверенность от 09.01.2007 N 13-17/5),

Департамента финансов Иркутской области - Клеофастова Б.П. (доверенность от 09.01.2007 N 08/35),

рассмотрев кассационную жалобу Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации на решение от 17 июля 2006 года, постановление апелляционной инстанции от 26 октября 2006 года Арбитражного суда Иркутской области по
делу N А19-40602/05-22 (суд первой инстанции: Черняева Э.Г.; суд апелляционной инстанции: Дягилева И.П., Матинина Л.Н., Архипенко А.А.),

УСТАНОВИЛ:

Муниципальное унитарное предприятие коммунального хозяйства (МУП КХ) обратилось к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации, Иркутской области в лице Главного финансового управления Иркутской области, муниципальному образованию “Мамско-Чуйский район“ в лице администрации Мамско-Чуйского района с требованием о взыскании 7321740 руб., составляющих расходы, понесенные в связи с предоставлением гражданам льгот и субсидий. Истец отказался от исковых требований к муниципальному образованию “Мамско-Чуйский район“ в лице администрации Мамско-Чуйского района. Отказ от иска судом первой инстанции принят.

С учетом уточнений заявленных требований муниципальное унитарное предприятие коммунального хозяйства просило взыскать с Российской Федерации в лице Минфина Российской Федерации, Иркутской области в лице Главного финансового управления Иркутской области 7321740 руб., составляющих сумму расходов, понесенных в связи с предоставлением гражданам в период 2003 - 2004 годов субсидий по Закону Российской Федерации “Об основах федеральной жилищной политики“.

Решением от 17 июля 2006 года заявленные к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации и Иркутской области в лице Главного финансового управления Иркутской области требования в сумме 7321740 руб. удовлетворены; с Российской Федерации взыскано 7259740 руб. за счет средств казны Российской Федерации, с Иркутской области взыскано 62000 руб. за счет казны Иркутской области. Производство по делу в отношении требований к муниципальному образованию “Мамско-Чуйский район“ в лице администрации Мамско-Чуйского района прекращено.

Постановлением апелляционной инстанции от 26 октября 2006 года решение изменено, с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации в пользу муниципального унитарного предприятия коммунального хозяйства взыскано 7321740 руб. за счет средств казны Российской Федерации
- расходов, связанных с реализацией Федерального закона “Об основах федеральной жилищной политики“ в период 2003 - 2004 годов. В удовлетворении исковых требований, заявленных к Иркутской области в лице ГФУ Иркутской области, отказано. В остальной части решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

Не согласившись с судебными актами Арбитражного суда Иркутской области, Российская Федерация в лице Министерства финансов Российской Федерации обратилась в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение от 17 июля 2006 года и постановление апелляционной инстанции от 26 октября 2006 года Арбитражного суда Иркутской области по делу N А19-40602/05-22.

По мнению заявителя кассационной жалобы, судебные акты вынесены с нарушением (неправильными применением) норм материального права, выразившимся в неприменении закона, подлежащего применению (статей 85, 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьи 15.4 Закона Российской Федерации “Об основах федеральной жилищной политики“).

Министерство финансов Российской Федерации полагает недоказанным истцом наличие состава гражданского правонарушения. Незаконность действий Министерства финансов Российской Федерации либо его должностных лиц, повлекших причинение вреда истцу, не установлена в порядке, предусмотренном действующим законодательством.

В отзыве на кассационную жалобу МУП КХ просило оставить судебные акты без изменения как соответствующие нормам материального и процессуального права.

Представитель Министерства финансов Российской Федерации поддержал доводы жалобы.

Дело рассмотрено в порядке, определяемом главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Проверив правильность применения норм материального и норм процессуального права, соответствие выводов Арбитражного суда Иркутской области фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам при рассмотрении дела, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.

Согласно заявлению, материально-правовым требованием указано требование (с учетом уточнений) о взыскании убытков, возникших у организации от предоставления льгот
по оплате жилья и коммунальных услуг, предусмотренных Законом Российской Федерации “Об основах федеральной жилищной политики“.

Правовым основанием указаны статьи 15, 209 Гражданского кодекса Российской Федерации, статья 15.4 Федерального закона “О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации “Об основах федеральной жилищной политики“ от 06.05.2003 N 52-ФЗ.

Как следует из материалов дела, на основании Закона Российской Федерации “Об основах федеральной жилищной политики“, Закона Иркутской области от 05.05.2003 N 23-оз “О социальной политике и мерах дополнительной социальной защиты населения Иркутской области на период реформирования жилищно-коммунального хозяйства“ истец в течение 2003 - 2004 годов оказывал населению коммунальные услуги, а также производил уменьшение размера платежей за пользование коммунальными услугами гражданам, получившим субсидии.

В результате предоставления субсидий - уменьшения размера платежа МУП КХ в период с 2003 года по 2004 год понесло расходы в сумме 7321740 руб. 00 коп., из которых 62000 руб. 00 коп. - от предоставления льгот по региональным стандартам, 7259740 руб. 00 коп. - по федеральным.

В подтверждение несения расходов на заявленную сумму истец представил списки лиц, которые получили льготы; акты сверок; счета-фактуры; копию договора N 7 от 18.06.2003.

Сумма невозмещенных расходов от предоставления субсидий составила 7321740 руб. 00 коп., за взысканием которой МУП КХ обратилось в судебном порядке.

В результате анализа нормативно-правовых актов, регламентирующих основания и порядок предоставления субсидий и последующей компенсации расходов организациям, осуществляющим предоставление субсидий по Федеральному закону от 06.05.2003 N 52-ФЗ “О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации “Об основах федеральной жилищной политики“, исследования представленных доказательств суд первой инстанции пришел к выводу о наличии достаточных оснований для удовлетворения исковых требований в
размере 7259740 руб. 00 коп. за счет средств федерального бюджета.

МУП КХ, предоставляя населению в период с 2003 года по декабрь 2004 года субсидии по федеральным стандартам, одновременно предоставило последнему субсидии и на основании так называемых региональных стандартов, а именно на основании Закона Иркутской области N 23-оз от 05.05.2003 “О социальной политике и мерах дополнительной социальной защиты населения Иркутской области на период реформирования жилищно-коммунального хозяйства“.

В связи с этим 62000 руб. суд первой инстанции взыскал с Иркутской области в лице Главного финансового управления Иркутской области.

Изменяя решение суда первой инстанции, апелляционная инстанция Арбитражного суда Иркутской области исходила из того, что возложенные федеральными законами на субъекты Федерации и муниципальные образования государственные полномочия по предоставлению указанных льгот населению должны быть профинансированы из федерального бюджета в бюджеты субъекта Федерации, муниципального образования целевым назначением в соответствии со статьей 130 Бюджетного кодекса Российской Федерации как отдельный вид расходов бюджета, из которого они передаются и учитываются раздельно по каждому виду расходов.

Доведение средств федерального бюджета, утвержденных Федеральными законами “О федеральном бюджете на 2003 год“ и “О федеральном бюджете на 2004 год“ на реализацию льгот, установленных федеральными законами, в бюджеты субъектов Российской Федерации произведено в полном объеме, которых оказалось недостаточно для компенсации фактически предоставленных в спорный период льгот. Доказательств их нецелевого использования субъектом или муниципальным образованием ответчиком не представлено. При таких обстоятельствах иск подлежит удовлетворению за счет казны Российской Федерации.

Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда Иркутской области подлежащим отмене, а решение Арбитражного суда Иркутской области - оставлению без изменения по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 781
Гражданского кодекса Российской Федерации оказанные услуги должны быть оплачены в полном объеме.

Статьей 15.2 Федерального закона “О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации “Об основах федеральной жилищной политики“ предусмотрено право граждан на получение субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг.

В соответствии с абзацем 7 статьи 15.4 указанного Федерального закона от 06.05.2003 N 52-ФЗ возмещение затрат, связанных с предоставлением гражданам субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг, осуществляется за счет средств местных бюджетов и передаваемой им на эти цели финансовой помощи из бюджетов субъектов Российской Федерации, в объеме, устанавливаемом законами о бюджетах соответствующих уровней бюджетной системы Российской Федерации на очередной финансовый год.

В соответствии с Положением, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 02.08.1999 N 887 “О совершенствовании системы оплаты жилья и коммунальных услуг“, субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг предоставляются гражданам органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, в пределах социальной нормы площади жилья и нормативов потребления коммунальных услуг с учетом прожиточного минимума, совокупного дохода семьи и действующих льгот. Субсидии предоставляются гражданам в безналичной форме в виде уменьшения платежа за жилье и коммунальные услуги.

В силу статьи 15.4 Федерального закона от 06.05.2003 N 52-ФЗ “О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации “Об основах федеральной жилищной политики“ и с принятием Закона Иркутской области N 23-оз от 05.05.2003 “О социальной политике и мерах дополнительной социальной защиты населения Иркутской области на период реформирования жилищно-коммунального хозяйства“ следует, что субсидии гражданам предоставляются на основании:

- федеральных стандартов: Федеральный закон от 06.05.2003 N 52-ФЗ “О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации
“Об основах федеральной жилищной политики“, который определил право граждан на получение субсидий в установленном размере, и постановление Правительства Российской Федерации от 02.08.1999 N 887 “О предоставлении гражданам субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг“ определило величину предоставляемых субсидий;

- региональных стандартов: Закон Иркутской области N 23-оз от 05.05.2003 “О социальной политике и мерах дополнительной социальной защиты населения Иркутской области на период реформирования жилищно-коммунального хозяйства“, который увеличил размер субсидий и число граждан, имеющих право на предоставление субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг по федеральным стандартам, за счет увеличения социальной нормы площади жилья и применения дифференцированной максимально допустимой доли собственных расходов граждан на оплату жилья и коммунальных услуг.

Возмещение затрат, связанных с предоставлением гражданам субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг по федеральному закону, осуществляется за счет средств местных бюджетов и передаваемой им на эти цели финансовой помощи соответственно из бюджетов субъектов Российской Федерации, федерального бюджета в межбюджетных отношениях в объеме, устанавливаемом законами и бюджетами соответствующих уровней бюджетной системы Российской Федерации на очередной финансовый год (статья 15.4 Федерального закона от 06.05.2003 N 52-ФЗ “О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации “Об основах федеральной жилищной политики“).

Федеральными законами “О федеральном бюджете на 2003 год“ и “О федеральном бюджете на 2004 год“ установлены размеры субвенций, выделяемых из федерального Фонда компенсаций на финансирование расходов, предусмотренных Федеральным законом “О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации “Об основах федеральной жилищной политики“ и другие законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг“.

Арбитражный суд Иркутской области установил, что муниципальное образование и субъект
Российской Федерации (Иркутская область) заложенные в бюджеты средства распределили в полном объеме. Между тем денежных средств оказалось недостаточно, чтобы покрыть понесенные истцом расходы.

В результате предоставления субсидий - уменьшения размера платежа МУП КХ в период с 2003 года по 2004 год понесло расходы в сумме 7321740 руб. 00 коп., из которых 62000 руб. 00 коп. - от предоставления льгот по региональным стандартам, 7259740 руб. 00 коп. - по федеральным.

В подтверждение несения расходов на заявленную сумму истец представил списки лиц, которые получили льготы; акты сверок; счета-фактуры; копию договора N 7 от 18.06.2003.

Согласно пункту 2 статьи 38 Федерального закона “Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации“ от 28.08.1995 N 154-ФЗ увеличение расходов органов самоуправления, возникших в результате решений, принятых федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, компенсируется органами, принявшими решения. Размер определяется одновременно с принятием соответствующего решения. Решения органов государственной власти, влекущие дополнительные расходы органов местного самоуправления, реализуются органами местного самоуправления в пределах переданных им в качестве компенсации средств.

Истец, предоставляя населению в период с 2003 года по декабрь 2004 года субсидии по федеральным стандартам, одновременно предоставил населению субсидии и на основании Закона Иркутской области N 23-оз от 05.05.2003 “О социальной политике и мерах дополнительной социальной защиты населения Иркутской области на период реформирования жилищно-коммунального хозяйства“.

В соответствии со статьей 6 данного Закона средства на финансирование расходов по предоставлению субсидий на оплату жилищно-коммунальных услуг, рассчитанные с учетом региональных стандартов оплаты жилья и коммунальных услуг, передаются муниципальным образованиям в виде субвенций.

Указанные субвенции муниципальному образованию “Мамско-Чуйский район“ в 2003 - 2004 годах в
достаточном количестве перечислены не были, в связи с чем МУП КХ понесло расходы в размере 62000 руб. 00 коп.

Выводы первой инстанции Арбитражного суда Иркутской области о доказанности размера понесенных истцом расходов и субъекте ответственности обоснованны.

Неправильного применения норм материального либо процессуального права судом первой инстанции не допущено.

Выводы суда апелляционной инстанции о необходимости удовлетворения иска за счет казны Российской Федерации не соответствуют требованиям Закона Иркутской области N 23-оз от 05.05.2003 “О социальной политике и мерах дополнительной социальной защиты населения Иркутской области на период реформирования жилищно-коммунального хозяйства“, в связи с чем постановление апелляционной инстанции подлежит отмене в соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Решение Арбитражного суда Иркутской области от 17 июля 2006 года по делу N А19-40602/05-22 вынесено с соблюдением норм материального права и норм процессуального права, в связи с чем подлежит оставлению без изменения.

Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа

ПОСТАНОВИЛ:

Постановление апелляционной инстанции от 26 октября 2006 года Арбитражного суда Иркутской области по делу N А19-40602/05-22 отменить.

Решение Арбитражного суда Иркутской области от 17 июля 2006 года по делу N А19-40602/05-22 оставить в силе.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий

Л.М.СОКОЛОВА

Судьи:

В.И.КУЛАКОВ

М.Д.РЮМКИНА