Решения и определения судов

Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 29.11.2007 N Ф04-1940/2007(40374-А03-11) по делу N А03-12728/06-3 Финансирование негосударственных образовательных учреждений является правом, а не обязанностью органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО - СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 29 ноября 2007 г. N Ф04-1940/2007(40374-А03-11)

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа, рассмотрев в судебном заседании без участия представителей сторон кассационную жалобу частного образовательного учреждения “Школа Евстафьева среднего (полного) общего образования“ на решение от 23.07.2007 и постановление апелляционной инстанции от 24.09.2007 Арбитражного суда Алтайского края по делу N А03-12728/06-3 по заявлению частного образовательного учреждения “Школа Евстафьева среднего (полного) общего образования“ к Управлению администрации по финансовой и налоговой политике Октябрьского района, при участии третьих лиц: Комитета Администрации г. Барнаула по финансам, налоговой и кредитной политике, Комитета администрации Алтайского края по финансам, налоговой и кредитной политике, с участием
Прокурора Алтайского края о признании незаконным бездействия,

установил:

частное образовательное учреждение “Школа Евстафьева среднего (полного) общего образования“ (далее - ЧОУ “Школа Евстафьева среднего (полного) общего образования“ заявитель, ЧОУ “Школа Евстафьева“, школа) обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением к Управлению по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Октябрьского района г. Барнаула (далее - Управление) о признании незаконным бездействия.

К участию в деле в качестве третьих лиц привлечены Комитет по финансам, налоговой и кредитной политике администрации г. Барнаула, Комитет по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Алтайского края, Прокурор Алтайского края.

Решением суда первой инстанции от 11.12.2006, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 29.01.2007, заявителю в удовлетворении требований было отказано.

Постановлением Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 05.05.2007 решение и постановление Арбитражного суда Алтайского края отменены, дело передано на новое рассмотрение в первую инстанцию Арбитражного суда Алтайского края.

При новом рассмотрении суд первой инстанции решением от 23.07.2007, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 24.09.2007, в удовлетворении заявленных требований отказал.

В обоснование судебных актов суд указал, что законность действий райфинуправления, горфинкомитета по финансированию ЧОУ “Школа Евстафьева“ в 2005 году подтверждена вступившими в законную силу судебными актами по ранее рассмотренным делам. Прямое финансирование негосударственных образовательных учреждений за счет средств бюджетов всех уровней действующим законодательством не предусмотрено. Финансирование школы в спорный период времени произведено в рамках утвержденных лимитов бюджетных обязательств в полном объеме согласно реестрам на финансирование по мере поступления субвенций из краевого бюджета, а недостаток финансирования может быть компенсирован путем взимания платы за обучение согласно статьям 46, 47 Закона Российской Федерации “Об образовании“.

Не согласившись с принятыми судебными
актами, ЧОУ “Школа Евстафьева среднего (полного) общего образования“ в кассационной жалобе просит решение и постановление суда отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении требований заявителя. Заявитель полагает, что при рассмотрении дела судом неправильно применены нормы материального права, в том числе статья 120 Гражданского кодекса Российской Федерации, статья 46 Закона Российской Федерации “Об образовании“, и не применены подлежащие применению статьи 12, 29 Закона Российской Федерации “Об образовании“, статья 11 Закона Алтайского края “Об образовании в Алтайском крае“, не исследован бюджет края на 2005 - 2006 годы в части утверждения субвенций на предмет необходимого размера средств для реализации основных общеобразовательных программ, а также нормативов бюджетного финансирования с учетом типа и вида образовательных учреждений, не исследованы сметы расходов на 2005 - 2006 годы.

Отзывом на кассационную жалобу Комитет по финансам, налоговой и кредитной политике Администрации Алтайского края просит оставить оспариваемые судебные акты в силе.

Учитывая надлежащее извещение участвующих в деле лиц о времени и месте проведения судебного разбирательства, кассационная жалоба заявителя рассматривается в отсутствие представителей сторон и третьих лиц в порядке, предусмотренном частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Проверив в соответствии со статьями 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.

Как установлено судом и видно по материалам дела, ЧОУ “Школа Евстафьева среднего (полного) общего образования“, было учреждено Ф.И.О. в 1995 году. Переданное в оперативное управление этой школе имущество принадлежит на праве собственности учредителю Евстафьеву. В соответствии с Уставом школа вправе заниматься коммерческой деятельностью и извлекать от этой деятельности доходы.
Обучение в школе осуществляется на платной основе.

Из положений статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации следует, что ЧОУ “Школа Евстафьева среднего (полного) общего образования“ является негосударственным внебюджетным учреждением.

Начиная с 2002 года в отношении негосударственного образовательного учреждения “Школа Евстафьева“ осуществлялось бюджетное финансирование в соответствии с пунктами 6, 7 статьи 41 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 N 3266-1 “Об образовании“, предусматривающими право негосударственных общеобразовательных учреждений на государственное и (или) муниципальное финансирование с момента их государственной аккредитации.

С 1 января 2005 года утратили силу пункты 6, 7 статьи 41 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 N 3266-1 “Об образовании“ и исключено право этих учреждений на включение в схему централизованного государственного финансирования, осуществлявшееся ранее на основании пункта 16 статьи 33 упомянутого Закона.

Полагая, что в 2005 году и за пять месяцев 2006 года произошло недофинансирование, ЧОУ “Школа Евстафьева“, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением, указывая при этом, что на 2005 и 2006 годы денежные средства для школы утверждены Законами Алтайского края о краевых бюджетах в размере, соответствующем установленному на 31.12.2004, а распределение финансовых средств в разрезе школ входит в компетенцию ответчика. Имевшее место недофинансирование должно быть возмещено управлением по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Октябрьского района г. Барнаула в размере по фонду оплаты труда 7954220 руб., по начислениям на оплату труда - 2009182 руб. за период 2005 года и пять месяцев 2006 года.

Отклоняя заявленные требования, суд правомерно исходил из того, что с 01.01.2005 пункты 6, 7 статьи 41 Закона Российской Федерации “Об образовании“ утратили силу в связи с внесением в них Федеральным законом от 22.08.2004 N
122-ФЗ изменений, в результате которых исключено право негосударственных образовательных учреждений на включение их в схему централизованного государственного финансирования.

С 01.01.2005 финансирование негосударственных общеобразовательных учреждений является не обязанностью, а правом органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Статьей 27 Закона Алтайского края от 28.12.2004 N 65-ЗС “О краевом бюджете на 2005 год“ для города был утвержден норматив расходов на одного учащегося, составляющий 6188 руб., и финансирование ЧОУ “Школа Евстафьева“ на 2005 год в соответствии с отчетом об исполнении сметы расходов и доходов Управления по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Октябрьского района на 01.01.2005 было произведено в размере 1723,0 тыс. руб. исходя из произведенного расчета расходов.

В соответствии с пунктом 3 статьи 159, абзацем вторым пункта 1 статьи 163 Бюджетного кодекса Российской Федерации с целью финансирования ЧОУ “Школа Евстафьева“ райфинуправлением были утверждены лимиты бюджетных обязательств на 2006 в размере 1299,00 тыс. руб. на основании Закона Алтайского края “О краевом бюджете на 2006 год“.

По состоянию на 01.01.2007 бюджетные ассигнования были профинансированы в полном объеме. Финансирование ЧОУ “Школа Евстафьева“ осуществлялось согласно реестрам на финансирование по мере поступления субвенций из краевого бюджета.

Доводы заявителя в жалобе о ненадлежащем исполнении заинтересованными лицами обязанности по финансированию школы на 2005, 2006 годы несостоятельны.

Арбитражным судом Алтайского края ранее было рассмотрено заявление ЧОУ “Школа Евстафьева“ о признании незаконным действия по утверждению сметы расходов на 2005 год и обязании утвердить смету расходов, направленную ЧОУ “Школа Евстафьева“ (дело N А03-14790/05-20). В удовлетворении заявления отказано.

Вступившими в законную силу судебными актами по делам N N А03-15339/05-11, А03-9522/06-26, А03-1201/07-36, А03-578/07-37, А03-934/07-36 отклонены заявленные школой требования
о возмещении убытков, связанных с прекращением в 2005 году финансирования, о признании незаконными бездействия органов местного самоуправления, о признании незаконным бездействия в части недофинансирования по оплате труда, о незаконном распределении субвенций и установлено, что финансирование ЧОУ “Школа Евстафьева“ в 2005 - 2006 годах осуществлено в полном объеме.

Согласно части 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.

Приведенные истцом доводы по настоящему спору исследованы в полном объеме. Судом применены нормы материального права, подлежащие применению, и не нарушены нормы процессуального права.

Кассационная инстанция не усматривает оснований для отмены состоявшихся по делу судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.

Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа

постановил:

решение от 23.07.2007 и постановление апелляционной инстанции от 24.09.2007 Арбитражного суда Алтайского края по делу N А03-12728/06-3 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Взыскать с частного образовательного учреждения “Школа Евстафьева среднего (полного) общего образования“ в доход федерального бюджета государственную пошлину по кассационной жалобе 1000 руб.

Исполнительный лист выдать суду первой инстанции.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.