Решения и постановления судов

Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 22.11.2007 N Ф04-8089/2007(40364-А81-6) по делу N А81-3111/2007 Поскольку в постановлении о назначении административного наказания не конкретизировано правонарушение и не определены место и время его совершения, данное постановление подлежит отмене в связи с невозможностью установления факта правонарушения.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО - СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 22 ноября 2007 г. N Ф04-8089/2007(40364-А81-6)

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа, рассмотрев в открытом судебном заседании при участии представителей сторон кассационную жалобу Департамента природно-ресурсного регулирования и развития нефтегазового комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа, г. Салехард, на решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 28.08.2007 по делу N А81-3111/2007 по заявлению открытого акционерного общества “Сибнефть-Ноябрьскнефтегаз“, г. Ноябрьск, к Департаменту природно-ресурсного регулирования и развития нефтегазового комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа, г. Салехард, об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности,

установил:

открытое акционерное общество “Сибнефть-Ноябрьскнефтегаз“, г. Ноябрьск (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа с заявлением к Департаменту природно-ресурсного регулирования и развития нефтегазового комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа, г. Салехард (далее - Департамент), о признании незаконным и отмене постановления от 13.07.2007 N 22-13/28-07 о привлечении к административной ответственности по статье 7.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в сумме 20000 рублей за самовольное занятие лесных участков и использование этих участков без специального разрешения.

Решением арбитражного суда от 28.08.2007 заявленное обществом требование удовлетворено, поскольку Департамент не доказал наличие в действиях Общества состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В апелляционном порядке законность и обоснованность решения не проверялись.

В кассационной жалобе Департамент просит отменить решение суда, поскольку считает, что в действиях Общества имеется два административных правонарушения: использование лесных участков без специального разрешения и самовольное занятие данных лесных участков; а также что место совершения правонарушения установлено и зафиксировано в рапорте и постановлении прокуратуры, которые, по мнению Департамента, имеют силу протокола об административном правонарушении.

В отзыве на кассационную жалобу Общество просит оставить без изменения решение арбитражного суда.



В судебном заседании представители сторон поддержали свои доводы, изложенные в кассационной жалобе и отзыве.

Арбитражный суд кассационной инстанции, проверив в соответствии со статьями 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность судебных актов, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, исходя из доводов кассационной жалобы и возражений относительно жалобы, не находит оснований для ее удовлетворения.

Из материалов дела следует, что прокурором г. Ноябрьска по результатам рассмотрения материалов проверки соблюдения законодательства о недропользовании постановлением от 18.05.2007 возбуждено в отношении Общества административное производство по статье 7.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и материалы дела направлены в Департамент. Поводом для возбуждения административного производства явилось, по мнению прокурора г. Ноябрьска, что Общество в 2006 году и первом квартале 2007 года использовало лесные участки для строительства объектов без специального разрешения.

Департамент, рассмотрев переданные ему материалы и установив, что Общество в 2006 году и первом квартале 2007 года осуществляло строительство объектов на территории Западно-Ноябрьского месторождения, расположенного на землях лесного фонда ФГУ “Ноябрьский лесхоз“ (ГУ “Ноябрьский лесхоз“), без разрешительных документов на использование лесных участков, вынес постановление от 13.07.2007 N 22-13/28-07 о привлечении Общества к административной ответственности по статье 7.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в сумме 20000 рублей.

Арбитражный суд, исходя из положений части 1 статьи 2.1, статей 4.4, 4.5, 7.9, 25.1, 28.2 и 28.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях Российской Федерации, статьи 6 Лесного кодекса Российской Федерации, части 4 статьи 210 и части 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом представленных в дело материалов административного производства, обоснованно пришел к выводу о нарушении Департаментом процессуальных норм права при рассмотрении дела об административном правонарушении и привлечении Общества к административной ответственности по статье 7.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Согласно части 1 статьи 65 и части 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.

Следовательно, Департамент в соответствии с вышеуказанными нормами права обязан был представить в материалы дела доказательства, подтверждающие правомерность привлечения Общества к административной ответственности по статье 7.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с частью 1 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

В силу части 2 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

Часть 3 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях устанавливает, что не допускается использование доказательств, полученных с нарушением закона.



Согласно пункту 10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 “О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях“ нарушение административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, является основанием для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа (часть 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) при условии, если указанные нарушения носят существенный характер и не позволяют или не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

Арбитражным судом установлено и материалами дела подтверждается, что в постановлении о назначении административного наказания не конкретизировано правонарушение, место и время совершения правонарушения не определено, не имеет индивидуальных характеристик, что не позволило определить вину Общества и факт правонарушения.

Оспариваемое постановление вынесено только на основании постановления прокурора о возбуждении производства об административном правонарушении, которое не в полной мере отвечает требованиям статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Арбитражный суд с учетом исследованных материалов дела сделал правомерный вывод о том, что допущенные административным органом при производстве по делу правонарушения носят существенный характер.

Арбитражный суд всесторонне и полно исследовал материалы дела, дал надлежащую правовую оценку всем доказательствам, применил нормы материального права, подлежащие применению, не допустив нарушений процессуального законодательства. Выводы, содержащиеся в обжалуемом судебном акте, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, оснований для их переоценки кассационная инстанция не имеет.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного от 28.08.2007 по делу N А81-3111/2007 оставить без изменения, кассационную жалобу Департамента природно-ресурсного регулирования и развития нефтегазового комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа, г. Салехард, - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.