Решения и определения судов

Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 25.10.2007 N Ф04-7541/2007(39632-А75-7) по делу N А75-3201/2007 Неотражение индивидуальным предпринимателем в билетах ряда сведений, являющихся обязательными для утвержденных бланков строгой отчетности, не влечет привлечение его к административной ответственности за неприменение контрольно-кассовой техники.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО - СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 25 октября 2007 года Дело N Ф04-7541/2007(39632-А75-7)“

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа, рассмотрев в судебном заседании без участия представителей сторон кассационную жалобу межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре на решение от 31.05.2007 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа и постановление апелляционной инстанции от 07.08.2007 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А75-3201/2007 по заявлению индивидуального предпринимателя Ф.И.О. к межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Ханты-Мансийского автономному округу - Югре об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности,

УСТАНОВИЛ:

Предприниматель Н.А.Булыков обратился в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа с заявлением
к межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре о признании незаконным и отмене постановления от 15.05.2007 N 24 о привлечении к административной ответственности по статье 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решением от 31.05.2007 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа заявление удовлетворено.

Постановлением от 07.08.2007 Восьмого арбитражного апелляционного суда решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

В кассационной жалобе инспекция, ссылаясь на нарушение арбитражными судами норм материального и процессуального права, просит отменить обжалуемые судебные акты и, не передавая дело на новое рассмотрение, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.

По мнению инспекции, из положений пункта 3 статьи 2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ “О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт“ (далее - Закон о ККТ) и пункта 24 Постановления Правительства Российской Федерации от 31.03.2005 N 171 “Об утверждении Положения об осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники“ можно сделать вывод о том, что организации и индивидуальные предприниматели, оказывающие населению услуги, в отношении которых не были утверждены соответствующие формы бланков, при осуществлении ими наличных денежных расчетов должны использовать контрольно-кассовую технику.

Учитывая, что предприниматель использовал при перевозке пассажиров в маршрутном такси самостоятельно напечатанные на принтере проездные билеты, инспекция указывает на правомерность привлечения его к административной ответственности по статье 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Отзыв на кассационную жалобу не поступил.

Руководствуясь статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции изучил материалы дела, проверил правильность применения арбитражными
судами норм материального и процессуального права, проанализировал доводы, изложенные в кассационной жалобе, и не находит оснований для отмены судебных актов.

Как видно из материалов дела, 11.05.2007 инспекцией проведена проверка соблюдения требований Закона о ККТ в автомобиле ГАЗель, государственный регистрационный знак АК 279 86, принадлежащем предпринимателю Н.А.Булыкову и работающем в режиме маршрутного такси, в ходе которой установлено неприменение контрольно-кассовой техники при оказании услуг по перевозке пассажира, что является нарушением статьи 2 Закона о ККТ, о чем составлен акте проверки от 11.05.2007 N 99 и акт контрольной закупки от 11.05.2007.

По результатам рассмотрения материалов проверки и административного расследования инспекцией составлен протокол об административном правонарушении от 14.05.2007 N 24 и вынесено постановление от 15.05.2007 N 24 о привлечении предпринимателя Н.А.Булыкова к административной ответственности, предусмотренной статьей 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде штрафа в размере 3000 руб.

Не согласившись с постановлением инспекции от 15.05.2007 N 24, предприниматель Н.А.Булыков обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Арбитражные суды, удовлетворяя заявление, пришли к выводу об отсутствии в действиях предпринимателя состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена статьей 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку водитель маршрутного такси выдавал пассажирам контрольные билеты, содержащие следующие реквизиты: наименование оказываемой услуги (проезд на маршрутном такси), шестизначный номер, наименование индивидуального предпринимателя, выдавшего билет, номер свидетельства о государственной регистрации предпринимателя.

При этом арбитражные суды исходили из того, что в соответствии со статьей 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг в организациях торговли либо в иных организациях, осуществляющих реализацию товаров, выполняющих работы либо оказывающих услуги, без
применения в установленных законом случаях контрольно-кассовых машин влечет административную ответственность в виде наложения административного штрафа на должностных лиц от тридцати до сорока минимальных размеров оплаты труда.

Согласно пункту 1 статьи 2 Закона о ККТ контрольно-кассовая техника, включенная в Государственный реестр, применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателя при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.

Пунктом 2 указанной статьи предусмотрено, что организации и индивидуальные предприниматели в соответствии с порядком, определяемым Правительством Российской Федерации, могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники в случае оказания услуг населению при условии выдачи ими соответствующих бланков строгой отчетности.

Порядок утверждения формы бланков строгой отчетности, приравненных к кассовым чекам, а также порядок их учета, хранения и уничтожения устанавливается Правительством Российской Федерации.

Как правильно указали судебные инстанции, пунктом 4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 31.07.2003 N 16 “О некоторых вопросах практики применения административной ответственности, предусмотренной статьей 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за неприменение контрольно-кассовых машин“ разъяснено, что до момента издания Правительством Российской Федерации указанных нормативных правовых актов использование организациями и индивидуальными предпринимателями приравниваемых к чекам документов строгой отчетности по формам, утвержденным Министерством финансов Российской Федерации по согласованию с Государственной межведомственной экспертной комиссией по контрольно-кассовым машинам, не является основанием для возложения на них ответственности за неприменение контрольно-кассовых машин.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.03.2005 N 171 утверждено Положение об осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных
карт без применения контрольно-кассовой техники, а также определено, что формы бланков строгой отчетности, утвержденные в соответствии с ранее установленными требованиями, могут применяться до утверждения форм бланков строгой отчетности в соответствии с Положением, предусмотренным названным Постановлением, но не позднее 01.09.2007.

Также указанным Положением определено, что бланк должен содержать шестизначный номер и серию (подпункт “б“ пункта 5, подпункт “а“ пункта 6). При этом проставление серии и номера на бланке осуществляется изготовителем бланков (пункт 10 Положения). В соответствии с пунктом 7 Положения на бланке должны быть указаны сведения об изготовителе (сокращенное наименование, идентификационный номер налогоплательщика, место нахождения, номер заказа и год его выполнения, тираж).

Как установлено арбитражными судами и подтверждается материалами дела, водитель выдавал пассажирам маршрутного такси билеты, самостоятельно напечатанные на принтере, причем с нарушением требований Положения, однако все необходимые реквизиты, позволяющие однозначно установить характер оказываемых услуг, их стоимость, данные о лице, оказывающем такие услуги, указанные билеты содержат.

Перечисленные обстоятельства не опровергают вывод судов об отсутствии в действиях предпринимателя состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку на момент привлечения его к административной ответственности Министерством финансов Российской Федерации не утверждены бланки строгой отчетности в сфере оказания услуг по перевозке пассажиров маршрутным такси.

Оценивая имеющиеся в деле доказательства в совокупности, арбитражные суды сделали правомерный вывод о том, что неотражение индивидуальным предпринимателем в билетах ряда сведений, являющихся обязательными для утвержденных бланков строгой отчетности, не свидетельствует о нарушении предпринимателем каких-либо норм и не влечет наложение административной ответственности по статье 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Таким образом, кассационная инстанция считает правильным вывод судов об отсутствии
в действиях предпринимателя Н.А.Булыкова состава правонарушения, предусмотренного статьей 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и, не усматривая при принятии обжалуемых судебных актов каких-либо нарушений норм материального или процессуального права, не находит оснований для их отмены.

Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа

ПОСТАНОВИЛ:

Решение от 31.05.2007 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа и постановление апелляционной инстанции от 07.08.2007 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А75-3201/2007 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.