Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 09.10.2007 N Ф04-7025/2007(39035-А45-11) по делу N А45-4068/2007-29/75 Юридическое лицо, которое в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, не представляло документы налоговой отчетности и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету, может быть исключено из Единого государственного реестра юридических лиц в административном порядке.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО - СИБИРСКОГО ОКРУГАПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 9 октября 2007 года Дело N Ф04-7025/2007(39035-А45-11)“
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа, рассмотрев в судебном заседании без участия представителей сторон кассационную жалобу Федеральной налоговой службы Российской Федерации в лице инспекции Федеральной налоговой службы по г. Бердску Новосибирской области на определение от 22.03.2007 и постановление апелляционной инстанции от 11.07.2007 Арбитражного суда Новосибирской области по делу N А45-4068/2007-29/75 по заявлению Федеральной налоговой службы Российской Федерации в лице инспекции Федеральной налоговой службы по г. Бердску Новосибирской области о признании общества с ограниченной ответственностью “Остов“ несостоятельным (банкротом),
УСТАНОВИЛ:
Федеральная налоговая служба Российской Федерации в лице инспекции Федеральной налоговой службы по г. Бердску Новосибирской области обратилась (далее - налоговый орган) в Арбитражный суд Новосибирской области на основании статьи 227 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-Федерального закона “О несостоятельности (банкротстве)“ (далее - Закона о банкротстве 2002 года с заявлением о признании отсутствующего должника - общества с ограниченной ответственностью “Остов“ (далее - ООО “Остов“) несостоятельным (банкротом), в связи с просроченной более 12 месяцев задолженностью по уплате обязательных платежей в бюджет.
Определением от 22.03.2003, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 11.07.2007, арбитражный суд возвратил заявление налогового органа на основании пункта 1 части 1 статьи 129 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В связи с наличием признаков недействующего юридического лица, предусмотренных статьей 21.1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей“ (далее - Закон о регистрации), суд пришел к выводу о возможности исключения ООО “Остов“ из Единого государственного реестра юридических лиц в административном порядке, как недействующего юридического лица.
С принятыми судебными актами не согласна Федеральная налоговая служба Российской Федерации в лице инспекции Федеральной налоговой службы по г. Бердску, так как, по ее мнению, судебные акты вынесены с нарушением норм материального и процессуального права, выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела. В кассационной жалобе просит определение и постановление апелляционной инстанции отменить, направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Основанием к отмене судебных актов считает неприменение судом положений пункта 4 статьи 61, статьи 65 Гражданского кодекса Российской Федерации и ошибочное применение статьи 21.1 Закона о регистрации, пункта 3 Информационного письма Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.01.2006 N 100, норм Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.12.2006 N 67 “О некоторых вопросах практики применения положений законодательства о банкротстве отсутствующих должников и прекращении недействующих юридических лиц“, пункта 1 части 1 статьи 129 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Заявитель полагает, что в силу прямого указания закона о том, что в случае наличия заявления кредитора или иного лица, чьи права и законные интересы затрагиваются исключением должника из ЕГРЮЛ, исключение ООО “Остов“ из ЕГРЮЛ в административном порядке не допускается.
Учитывая надлежащее извещение участвующих в деле лиц о времени и месте проведения судебного разбирательства, кассационная жалоба заявителя рассматривается в их отсутствие в порядке, предусмотренном частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Рассмотрев доводы кассационной жалобы, материалы дела, проверив в соответствии со статьями 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность принятых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены, исходя из следующего.
Согласно статье 32 Федерального закона о банкротстве 2002 года и пункту 1 статьи 223 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным настоящим Кодексом, с особенностями, установленными федеральными законами, регулирующими вопросы о несостоятельности (банкротстве).
После принятия Закона о банкротстве 2002 года в действующее законодательство внесены изменения, предусматривающие исключение из ЕГРЮЛ недействующих юридических лиц без принятия судом решения о ликвидации на основании решения регистрирующего органа. При этом применение упрощенной процедуры ликвидации не поставлено в зависимость от наличия кредиторской задолженности недействующего лица, в том числе по уплате обязательных платежей в бюджет.
В соответствии со статьей 21.1 Закона о регистрации фактически прекратившим свою деятельность (недействующим юридическим лицом) признается юридическое лицо, которое в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету. Такое лицо может быть исключено из ЕГРЮЛ в административном порядке.
Согласно статье 3 Федерального закона от 02.07.2005 “О внесении изменений в Федеральный закон “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей“ и в статью 49 Гражданского кодекса Российской Федерации“ двенадцатимесячный срок применяется и в том случае, если он истек до вступления в законную силу настоящего Федерального закона. Закон вступил в силу со дня его официального опубликования - с 06.07.2005.
Как следует из материалов дела, заявление уполномоченного органа о признании ООО “Остов“ банкротом поступило в арбитражный суд после вступления в законную силу положений закона об административном порядке исключения из ЕГРЮЛ недействующих юридических лиц.
В заявлении о признании ООО “Остов“ несостоятельным (банкротом) налоговый орган указывает на наличие задолженности названного лица по обязательным платежам в бюджет.
Согласно пункту 3 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.01.2006 N 100 “О некоторых особенностях, связанных с применением статьи 21.1 Федерального закона “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей“, при поступлении заявления о принудительной ликвидации или о признании банкротом юридического лица, отвечающего признакам недействующего юридического лица согласно пункту 1 статьи 21.1 Закона о регистрации, данное заявление возвращается арбитражным судом заявителю применительно к пункту 1 части 1 статьи 129 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Аналогичные разъяснения содержатся в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.12.2006 N 67 “О некоторых вопросах практики применения положений законодательства о банкротстве отсутствующих должников и прекращении недействующих юридических лиц“.
На основании изложенного суд сделал обоснованный вывод о том, что ООО “Остов“ отвечает признакам недействующего юридического лица, и правомерно возвратил заявление налогового органа на основании пункта 1 части 1 статьи 129 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При этом судом отклонен довод налогового органа о том, что исключение должника из ЕГРЮЛ в административном порядке затрагивает права Российской Федерации как кредитора, поскольку заявитель не представил доказательств периода неисполнения обществом обязательств по уплате налогов и обязательных платежей, размера задолженности. Из приложенных к заявлению материалов дела следует, что должнику не выставлялись требования об уплате налога и что в отношении него принимались решения об обращении взыскания на денежные средства налогоплательщика либо на его иное имущество.
Суд кассационной инстанции считает, что при принятии определения и постановления апелляционной инстанции судом не было допущено нарушений норм материального и процессуального права, выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Основания для отмены определения от 22.03.2007 и постановления апелляционной инстанции от 11.07.2007 Арбитражного суда Новосибирской области по делу N А45-4068/2007-29/75 в соответствии со статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отсутствуют.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Определение от 22.03.2007 и постановление апелляционной инстанции от 11.07.2007 Арбитражного суда Новосибирской области по делу N А45-4068/2007-29/75 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.