Решения и определения судов

Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 23.08.2007, 24.08.2007 N Ф04-5684/2007(37340-А45-32) по делу N А45-1428/2007-39/90 Факт нахождения торговой точки вблизи детской дворовой площадки, относящейся к местам массового скопления людей, является основанием для отказа в подписании органом местного самоуправления характеристики места осуществления розничной продажи алкогольной продукции.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО - СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

23 августа 2007 года (дата принятия) Дело N Ф04-5684/2007(37340-А45-32)“24 августа 2007 года (дата изготовления)

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа, рассмотрев в открытом судебном заседании без участия представителей сторон, извещенных в установленном порядке, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью “Сити“ на решение от 04.04.2007 Арбитражного суда Новосибирской области и постановление суда апелляционной инстанции от 22.05.2007 по делу N А45-1428/2007-39/90 по заявлению общества с ограниченной ответственностью “Сити“ к главе администрации Железнодорожного района г. Новосибирска о признании незаконным бездействия,

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью “Сити“ (далее - ООО “Сити“) обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением к главе администрации Железнодорожного
района г. Новосибирска о признании незаконным бездействия, выразившегося в отказе подписать характеристику места осуществления розничной продажи алкогольной продукции по адресу: г. Новосибирск, ул. Ленина, д. 79, магазин “Пивной“, которая необходима для получения лицензии на осуществление предпринимательской деятельности.

Заявление мотивировано нарушением прав заявителя в предпринимательской и иной экономической деятельности.

Решением суда первой инстанции от 04.04.2007, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 22.05.2007, в удовлетворении заявления ООО “Сити“ отказано по мотиву, что требование является необоснованным.

В кассационной жалобе ООО “Сити“ просит отменить судебные акты по делу и принять новое решение об удовлетворении заявленных им требований.

ООО “Сити“ считает, что не является основанием для отказа в подписании характеристики места осуществления розничной продажи алкогольной продукции нахождение магазина “Пивной“ вблизи детской дворовой площадки, поскольку она не относится к местам массового скопления людей. ООО “Сити“ как соискатель лицензии на розничную продажу алкогольной продукции полагает, что бездействие в виде неподписания характеристики места предполагаемой предпринимательской деятельности администрацией Железнодорожного района г. Новосибирска нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности.

В отзыве на кассационную жалобу глава администрации Железнодорожного района г. Новосибирска, соглашаясь с выводами арбитражного суда, просит оставить кассационную жалобу ООО “Сити“ без удовлетворения.

Суд кассационной инстанции, руководствуясь статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, проверив правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, проанализировав доводы сторон, изложенные в жалобе и отзыве на нее, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Из материалов дела следует: 04.10.2006 ООО “Сити“ обратилось к главе администрации Железнодорожного района г. Новосибирска с заявлением о рассмотрении документов
и подписании характеристики объекта лицензирования на осуществление розничной продажи алкогольной продукции - магазина “Пивной“, расположенного по адресу: город Новосибирск, улица Ленина, дом 79. Заявление оставлено без ответа.

В ответ на повторное заявление ООО “Сити“ от 20.10.2006 главой администрации Железнодорожного района г. Новосибирска дан ответ, что в адрес департамента развития промышленности и предпринимательства Новосибирской области направлено письмо, отражающее мнение администрации по поводу выдачи соискателю лицензии на розничную продажу алкогольной продукции. В подписании характеристики места деятельности отказано, так как администрация района категорически против торговли алкогольной продукцией в указанном магазине ввиду многочисленных жалоб жителей близлежащих домов на распитие спиртных напитков в их дворах, беспорядок, антисанитарию.

Данный отказ в подписании характеристики места осуществления розничной продажи алкогольной продукции послужил основанием для обращения ООО “Сити“ в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Судом установлено, материалами дела подтверждается и не оспаривается заявителем, что от входа в магазин “Пивной“ на расстоянии 37 метров расположена детская дворовая площадка (расстояние до центра площадки).

Принимая судебные акты об отказе в удовлетворении требований заявителя, суды обеих судебных инстанций исходили из того, что согласно статье 8 Закона Новосибирской области от 01.06.2006 N 15-ОЗ “О лицензировании розничной продажи алкогольной продукции на территории Новосибирской области“ для получения лицензии соискатель лицензии представляет в лицензирующий орган пакет документов, в том числе характеристику места предпринимательской деятельности, на котором соискатель лицензии намеревается осуществлять розничную продажу алкогольной продукции (подразделения). Пакет документов включает следующие сведения: наименование юридического лица, тип объекта, название объекта, специализация объекта, его место и район нахождения, Ф.И.О. руководителя, телефон, занимаемая площадь, наличие охранной сигнализации, сейфа для хранения документов и денег, сведения о прилегающих
территориях, принадлежность занимаемой площади, арендодатель, численность работающих, количество рабочих мест.

В соответствии с Распоряжением мэра города Новосибирска от 31.07.2006 N 5890-р “О предоставлении полномочий“ полномочия по подписанию характеристик места деятельности для получения лицензии на розничную продажу алкогольной продукции предоставлены главам администраций районов города Новосибирска.

Статьей 9 названного Закона предусмотрено, что после предоставления в лицензирующий орган пакета документов лицензирующий орган проводит экспертизу документов, представленных соискателем лицензии на получение лицензии на розничную продажу алкогольной продукции.

Статьей 16 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ “О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции“ и статьей 9 Закона Новосибирской области от 01.06.2006 N 15-ОЗ “О лицензировании розничной продажи алкогольной продукции на территории Новосибирской области“ установлено, что не допускается розничная продажа алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15 процентов объема готовой продукции в местах массового скопления граждан и местах нахождения источников повышенной опасности (в том числе на вокзалах, в аэропортах, на станциях метрополитена, оптовых продовольственных рынках, объектах военного назначения) и на прилегающих к ним территориях, а также в ларьках, киосках, палатках, контейнерах, с рук, лотков, автомашин, в других, не предусмотренных для продажи данной продукции, местах.

Под “массовым скоплением граждан“ понимаются места, где находится большое скопление людей, или места, где такое скопление возможно. Это подъезды, лестничные клетки, места проведения зрелищных мероприятий, пляжи, иные места, где становится многолюдно во время отдыха граждан, а также дворы, лифты жилых домов; зрелищные предприятия (театры, кинотеатры, дворцы культуры); пляжи. В их число входят и такие территории, которые к общественным местам не отнесены, но обычно становятся таковыми во время отдыха там граждан.

Согласно
пункту 2 Порядка определения органами местного самоуправления Новосибирской области прилегающих территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15% объема готовой продукции (далее - Порядок), утвержденного постановлением Губернатора Новосибирской области от 15.06.2006 N 273, к местам массового скопления граждан и местам нахождения источников повышенной опасности относятся вокзалы, аэропорты, станции метрополитена, оптовые продовольственные рынки, объекты военного назначения, места использования транспортных средств, механизмов, электрической энергии высокого напряжения, атомной энергии, взрывчатых веществ, сильнодействующих, ядовитых веществ и другие.

В соответствии с пунктом 4 данного Постановления прилегающие территории к местам массового скопления граждан устанавливаются на расстоянии не менее 50 метров от наружного периметра здания (сооружения), отнесенного к местам массового скопления граждан, до входа в объект торговли.

Прилегающие территории к детским, образовательным, медицинским организациям, организациям культуры, физкультурно-оздоровительным и спортивным сооружениям устанавливаются в пределах занимаемого ими земельного участка, но не менее 50 метров в радиусе от периметра здания, где расположена организация.

Поскольку детская дворовая площадка (состоящая из качелей и детской горки) относится к сооружениям, находящимся на территории отдыха граждан, где возможно массовое скопление людей, по настоящему делу арбитражный суд обоснованно указал на отсутствие оснований для признания незаконным бездействия главы администрации Железнодорожного района г. Новосибирска, выразившегося в отказе подписания ООО “Сити“ характеристики места осуществления розничной продажи алкогольной продукции в магазине, расположенном по адресу: г. Новосибирск, ул. Ленина, д. 79.

Материалами дела подтверждается и судом установлено, что заинтересованным лицом по делу фактически осуществлены действия по рассмотрению заявления ООО “Сити“, проведен соответствующий осмотр и оценка места деятельности на предмет соответствия требованиям закона и соблюдения прав иных лиц граждан
(жителей домов, прилегающих к детской площадке), следовательно, бездействие не имело места.

Принимая во внимание, что выводы арбитражного суда не противоречат фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, нормы материального и процессуального права соблюдены, суд кассационной инстанции считает, что оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.

По вышеизложенным мотивам кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь статьями 284 - 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа

ПОСТАНОВИЛ:

Решение от 04.04.2007 и постановление суда апелляционной инстанции от 22.05.2007 по делу N А45-1428/2007-39/90 Арбитражного суда Новосибирской области оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью “Сити“ - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.