Решения и определения судов

Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 09.08.2007 N Ф04-5413/2007(37117-А67-15) по делу N А67-232/2007 В удовлетворении требований о признании недействительным решения о регистрации изменений в учредительные документы юридического лица отказано правомерно, при этом отсутствие юридического лица по указанному адресу не может служить доказательством того, что на момент вынесения оспариваемого решения юридическим лицом были представлены недостоверные сведения о месте его нахождения.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО - СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 9 августа 2007 года Дело N Ф04-5413/2007(37117-А67-15)“

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа, рассмотрев в судебном заседании без участия представителей сторон, извещенных о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, кассационную жалобу инспекции Федеральной налоговой службы по Заельцовскому району г. Новосибирска на решение от 04.05.2007 Арбитражного суда Томской области по делу N А67-232/2007 по заявлению инспекции Федеральной налоговой службы по Заельцовскому району г. Новосибирска к инспекции Федеральной налоговой службы по г. Томску при участии третьего лица - общества с ограниченной ответственностью “Бланш“ о признании недействительным решения,

УСТАНОВИЛ:

Инспекция Федеральной налоговой службы по Заельцовскому району г. Новосибирска обратилась в
Арбитражный суд Томской области с заявлением к инспекции Федеральной налоговой службы по г. Томску при участии третьего лица - общества с ограниченной ответственностью “Бланш“ (далее - ООО “Бланш“) о признании недействительным решения о регистрации от 14.07.2005 N 3817 (с учетом уточненных требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Решением от 04.05.2007 Арбитражного суда Томской области в удовлетворении заявленных требований отказано.

В апелляционной инстанции законность и обоснованность решения суда не проверялись.

В кассационной жалобе инспекция Федеральной налоговой службы по Заельцовскому району г. Новосибирска просит отменить решение суда в связи с нарушением норм материального права. Считает, что регистрация является незаконной, поскольку произведена регистрирующим органом на основании документов, содержащих недостоверные сведения, то есть составленных с нарушением требований статьи 17 Закона Российской Федерации от 08.08.2001 N 129-ФЗ “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей“ (далее - Закон N 129-ФЗ).

Ссылаясь на пункт 16 статьи 31 Налогового кодекса Российской Федерации и статью 1 Закона N 129-ФЗ, полагает, что налоговые органы вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительной государственной регистрации. Просит принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.

В отзыве на кассационную жалобу инспекция Федеральной налоговой службы по г. Томску считает ее доводы несостоятельными, а решение суда - законным и обоснованным, просит оставить его без изменения.

Отзыв на кассационную жалобу от ООО “Бланш“ в суд не поступил.

Проверив законность и обоснованность судебного акта в порядке статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив доводы жалобы, отзыва на нее, кассационная инстанция не находит оснований для ее удовлетворения.

Как следует из материалов дела, ООО “Бланш“
зарегистрировано инспекцией Федеральной налоговой службы по Томскому району Томской области 21.12.2004, в качестве налогоплательщика состоит на учете в инспекции Федеральной налоговой службы по Заельцовскому району г. Новосибирска.

06.06.2005 ООО “Бланш“ представило в инспекцию Федеральной налоговой службы по г. Томску заявление с нотариально удостоверенной подписью представителя заявителя с указанием адреса местонахождения юридического лица: г. Новосибирск, ул. Кропоткина, 126/1, - и все необходимые документы, предусмотренные статьей 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей“. Согласно расписке в получении документов, представленных заявителем в регистрирующий орган для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, ООО “Бланш“ в регистрирующий орган представлены заявление, устав, решение о внесении изменений в учредительные документы, документ об уплате государственной пошлины.

14.06.2005 инспекцией Федеральной налоговой службы по г. Томску вынесено решение N 3817 о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы ООО “Бланш“.

14.06.2005 инспекцией Федеральной налоговой службы по г. Томску в Единый государственный реестр юридических лиц внесены сведения о внесении изменений в учредительные документы ООО “Бланш“.

15.06.2005 инспекцией Федеральной налоговой службы по г. Томску передано дело юридического лица в другой регистрирующий орган - инспекцию Федеральной налоговой службы по Заельцовскому району г. Новосибирска.

16.06.2005 инспекцией Федеральной налоговой службы по Заельцовскому району г. Новосибирска внесена запись в ЕГРЮЛ о поступлении регистрационного дела юридического лица из данного регистрирующего органа.

20.12.2006 должностным лицом инспекции Федеральной налоговой службы по Заельцовскому району г. Новосибирска проведена проверка ООО “Бланш“ по вопросу фактического нахождения юридического лица по юридическому адресу места нахождения постоянно действующего органа юридического лица: г. Новосибирск, ул. Кропоткина, 126/1, в результате которой установлено,
что по указанному адресу организация не находится, о чем составлен акт N 414.

Данное обстоятельство послужило поводом для обращения инспекции Федеральной налоговой службы по г. Томску в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, арбитражный суд пришел к выводу, что оспариваемое решение о государственной регистрации изменений принято регистрирующим органом в соответствии с требованиями действующего законодательства. При этом указал, что право заявителя на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании недействительной регистрации изменений в учредительные документы юридических лиц ни Налоговым кодексом Российской Федерации, ни Законом о регистрации юридических лиц не установлено.

Кассационная инстанция не соглашается с выводом суда об отсутствии у налогового органа права на обращение в суд с заявлением о признании недействительной государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, исходя из следующего.

Федеральная налоговая служба Российской Федерации является уполномоченным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств (Положение о Федеральной налоговой службе).

В силу части 2 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации прокурор, а также государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если они полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской
и иной экономической деятельности.

Согласно пункту 16 статьи 31 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые органы вправе предъявлять в арбитражные суды иски о признании недействительной государственной регистрации юридического лица или государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей“ государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей - акты уполномоченного Федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Исходя из вышеназванных норм материального права, арбитражный суд пришел к неправильному выводу о том, что в данном случае право налогового органа на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании недействительной государственной регистрации изменений в учредительные документы юридического лица ни Налоговым кодексом Российской Федерации, ни Законом о регистрации юридических лиц не установлено.

Однако вывод суда об отсутствии такого права у налоговых органов не привел к принятию неправильного решения, в связи с чем не является основанием для отмены судебного акта.

Оставляя судебные акты без изменения, кассационная инстанция исходит из обстоятельств, установленных судом, и следующих норм материального права.

В соответствии с частью 1 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей“ для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляются:

а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации.
В заявлении подтверждается, что изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица, соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах и в заявлении, достоверны и соблюден установленный федеральным законом порядок принятия решения о внесении изменений в учредительные документы юридического лица;

б) решение о внесении изменений в учредительные документы юридического лица;

в) изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица;

г) документ об уплате государственной пошлины.

Отказ в государственной регистрации регулируется статьей 23 указанного Закона, на основании пункта 1 которой отказ в государственной регистрации допускается в случае:

а) непредставления определенных настоящим Федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов;

б) представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган;

в) предусмотренном пунктом 2 статьи 20 или пунктом 4 статьи 22.1 настоящего Федерального закона.

Из материалов дела следует, что инспекцией Федеральной налоговой службы по г. Томску было внесено изменение в сведения о юридическом лице - ООО “Бланш“, касающееся его местонахождения: г. Новосибирск, ул. Кропоткина, 126/1, на основании полного пакета документов, предусмотренных статьей 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей“. Поскольку оснований для отказа в государственной регистрации, предусмотренных статьей 23 указанного Закона, регистрирующим органом не установлено, государственная регистрация изменений в сведения о юридическом лице была произведена правомерно.

Суд обоснованно отклонил доводы заявителя о недостоверности сведений о месте нахождения юридического лица, основанные на акте от 20.12.2006 N 414, правильно указав, что отсутствие в настоящее время ООО “Бланш“ по адресу: г. Новосибирск, ул. Кропоткина, 126/1, - не может служить доказательством того, что на момент вынесения оспариваемого решения о регистрации юридическим лицом были представлены недостоверные сведения о месте
его нахождения.

Заявитель жалобы не приводит каких-либо норм права, обязывающих регистрирующий орган проводить проверки достоверности указанных юридическим лицом сведений. Данные сведения носят заявительный характер и ответственность за их достоверность в силу пункта 1 статьи 25 Закона N 129-ФЗ возложена на заявителей, юридических лиц и (или) индивидуальных предпринимателей.

Учитывая, что доказательств наличия неправомерных действий регистрирующего органа при государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, заявитель суду не представил, арбитражный суд обоснованно отказал в удовлетворении заявленных требований.

При таких обстоятельствах оснований для отмены судебного акта и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.

Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа

ПОСТАНОВИЛ:

Решение от 04.05.2007 Арбитражного суда Томской области по делу N А67-232 2007 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.