Решения и определения судов

Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 12.07.2007 N Ф04-4532/2007(35971-А45-13) по делу N А45-360/2007-33/13 Управления ветеринарии в составе администраций городов и районов входят в систему государственного ветеринарного надзора Российской Федерации и вправе заключать с юридическими лицами договоры на проведение ветеринарно-санитарных экспертиз продовольственного сырья и пищевых продуктов животного происхождения.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО - СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 12 июля 2007 года Дело N Ф04-4532/2007(35971-А45-13)“

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа, рассмотрев кассационную жалобу прокуратуры Новосибирской области на решение от 28.03.2007 Арбитражного суда Новосибирской области по делу N А45-360/2007-33/13,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Новосибирской области обратился с иском к Управлению ветеринарии с ветеринарно-санитарной инспекцией мэрии г. Новосибирска, обществу с ограниченной ответственностью “Андрей и К“ о признании недействительным договора N 1297 о проведении ветеринарно-санитарных мероприятий, ветеринарно-санитарной оценки (ветеринарно-санитарной экспертизы) продовольственного сырья и пищевых продуктов животного происхождения, кормов, кормовых добавок на предприятиях торговли и общественного питания и обучения их должностных лиц требованиям ветеринарно-санитарных правил от 19.12.2005 между Управлением ветеринарии с
ветеринарно-санитарной инспекцией мэрии г. Новосибирска и обществом с ограниченной ответственностью “Андрей и К“.

В обоснование иска прокурор сослался на то, что проведение ветеринарно-санитарной экспертизы продукции животного происхождения, кормов и кормовых добавок растительного происхождения в силу статьи 21 Федерального закона “О ветеринарии“ относится к исключительной компетенции федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере ветеринарии, ветеринарных служб. Управление ветеринарии с ветеринарно-санитарной инспекцией мэрии города Новосибирска, по мнению прокурора, является структурным подразделением мэрии города Новосибирска - исполнительного органа местного самоуправления, в связи с чем не относится к органам государственного контроля и надзора и не вправе заключать с юридическими лицами и предпринимателями договоры на проведение ветеринарно-санитарных экспертиз продовольственного сырья и пищевых продуктов животного происхождения, иных мероприятий ветеринарно-санитарного контроля.

Решением от 28.03.2007 в удовлетворении иска отказано. Суд пришел к выводу, что Управление ветеринарии входит в систему государственного ветеринарного надзора Российской Федерации и вправе заключать соответствующие сделки.

Прокуратура не согласна с постановлением суда. Считает, что выводы суда не основаны на нормах материального права и не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.

Ссылается на то, что полномочиями по решению вопросов в области ветеринарии наделены только Российская Федерация и ее субъекты.

Судом оставлено без внимания то обстоятельство, что органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти и, соответственно, не вправе принимать к своему рассмотрению вопросы, отнесенные к компетенции органов государственной власти, за исключением полномочий, переданных им в установленном законом порядке.

Просит отменить постановление и оставить в силе решение суда первой инстанции.

Управление ветеринарии решение суда находит законным и обоснованным.

Изучив материалы дела и рассмотрев доводы кассационной жалобы, кассационная инстанция считает, что
жалоба удовлетворению не подлежит.

Как следует из материалов дела, ответчиками заключен договор от 19.12.2005 о проведении ветеринарно-санитарных мероприятий, согласно которому управлением ветеринарии проводится:

- обучение должностных лиц общества требованиям ветеринарно-санитарных правил,

- ветеринарно-санитарные мероприятия в обществе,

- ветеринарно-санитарная оценка (ветсанэкспертиза) продовольственного сырья и пищевых продуктов животного происхождения, кормов, кормовых добавок для домашних животных, птиц, поступающих в общество.

Согласно статье 21 Закона о ветеринарии проведение санитарной экспертизы продукции животного происхождения, кормов и добавок растительного происхождения и продукции растительного и непромышленного изготовления, а также других специальных мероприятий, направленных на защиту населения от болезней, общих для человека и животных, и от пищевых отравлений, возникающих при употреблении опасной в ветеринарно-санитарном отношении продукции животного происхождения, организуют федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере ветеринарии, ветеринарные (ветеринарно-санитарные) службы федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики, нормативно-правовому регулированию, контролю и надзору в сфере государственной охраны, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственное управление в области обеспечения безопасности Российской Федерации в пределах своей компетенции.

Статьей 3 Закона о ветеринарии к полномочиям субъектов РФ в области ветеринарии относится защита населения от болезней, общих для человека и животных, за исключением вопросов, решение которых отнесено к ведению Российской Федерации. Указанная защита предусматривает и вопросы организации и проведения
ветеринарно-санитарных экспертиз.

Органами государственного ветеринарного надзора в силу пункта 2 Положения о государственном ветеринарном надзоре в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.1994 N 706, являются органы управления, учреждения и организации Государственной ветеринарной службы Российской Федерации, в том числе управления ветеринарии в составе администраций районов и городов.

Вопросы деятельности Государственной ветеринарной службы РФ отнесены к исключительному ведению Российской Федерации. С учетом изложенного, а также положений устава Управления ветеринарии обоснованным является вывод апелляционной инстанции о том, что Управление ветеринарии с ветеринарно-санитарной инспекцией мэрии города Новосибирска является самостоятельным юридическим лицом, входящим в систему государственного ветеринарного надзора Российской Федерации. Нахождение Управления ветеринарии в структуре департамента мэрии г. Новосибирска не влияло на статус данного органа и не свидетельствовало о том, что управление относилось к исполнительному органу местного самоуправления и выполняло его функции.

Правомерность заключения таких договоров управлениями государственной ветеринарной службы (в том числе районными и городскими) подтверждена письмом заместителя руководителя Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору и заместителя директора департамента отраслевого Министерства сельского хозяйства N 19-5-1/25 от 26.01.2006.

С учетом изложенного решение суда принято с учетом действовавшего законодательства, оснований для его отмены не имеется.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

ПОСТАНОВИЛ:

Решение от 28.03.2007 Арбитражного суда Новосибирской области по делу N А45-360/2007-33/13 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.