Решения и определения судов

Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 19.06.2007 N Ф04-3825/2007(35177-А03-7) по делу N А03-414/2007 Обязанность по раскрытию информации в форме ежеквартального отчета распространяется, в том числе, на открытое акционерное общество, созданное в результате приватизации государственного предприятия в соответствии с планом приватизации, который является проспектом эмиссии акций такого эмитента, если указанный план приватизации предусматривает возможность отчуждения акций неопределенному кругу лиц.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО - СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 19 июня 2007 года Дело N Ф04-3825/2007(35177-А03-7)“

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа, рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Сибирском федеральном округе на решение от 06.03.2007 Арбитражного суда Алтайского края по делу N А03-414/2007 по заявлению закрытого акционерного общества “Ребрихинский кирпичный завод“ к Региональному отделению Федеральной службы по финансовым рынкам в Сибирском федеральном округе об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности,

УСТАНОВИЛ:

Закрытое акционерное общество “Ребрихинский кирпичный завод“ (далее - ЗАО “РКЗ“, Общество) обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением к Региональному отделению Федеральной службы по финансовым рынкам
в Сибирском федеральном округе (далее - Отделение ФСФР) о признании незаконным и отмене постановления от 20.12.2006 N 680 о назначении административного наказания в виде штрафа в размере 30000 руб. за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 15.19 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).

Заявленные требования мотивированы отсутствием события административного правонарушения в связи с тем, что ЗАО “РКЗ“ не обязано представлять ежеквартальную отчетность эмитента эмиссионных ценных бумаг в Отделение ФСФР.

Решением от 06.03.2007 Арбитражного суда Алтайского края требования Общества удовлетворены.

В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.

В кассационной жалобе отделение ФСФР, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права - статьи 30 Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ “О рынке ценных бумаг“, пунктов 5.1 и 5.3 Положения о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг, утвержденного приказом ФСФР России от 16.03.2005 N 05-5/пз-н, пункта 23 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 18.11.2003 N 19 “О некоторых вопросах применения Федерального закона “Об акционерных обществах“, а также несоответствие выводов, изложенных в решении от 06.03.2007, фактическим обстоятельствам дела, просит вынесенный судебный акт отменить и принять новое решение об отказе ЗАО “РКЗ“ в удовлетворении заявленных требований.

В судебном заседании представитель Отделения ФСФР поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе. Пояснил, что юридическое лицо, образованное в порядке приватизации муниципального имущества и публично разместившее ценные бумаги, независимо от организационно-правовой формы обязано предоставлять отчеты эмитента эмиссионных ценных бумаг.

В отзыве на кассационную жалобу Общество просит оставить судебный акт без изменения, считая его законным и обоснованным. Доводы отзыва в основном сводятся к информации о предвзятом отношении к Обществу со стороны Отделения
ФСФР, прокуратуры Ребрихинского района, затруднительном финансовом положении и отсутствии обязанности по предоставлению информации о ценных бумагах, выпущенных АООТ “Ребрихинский кирпичный завод“.

Арбитражный суд кассационной инстанции, в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса РФ, проверив правильность применения судом при вынесении судебных актов норм материального и процессуального права, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и отзыва на нее, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.

Как следует из материалов дела, по результатам проведенной прокурорской проверки исполнения законодательства о ценных бумагах 14.12.2006 прокурором Ребрихинского района Алтайского края в отношении ЗАО “РКЗ“ возбуждено дело об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 15.19 КоАП РФ.

По результатам рассмотрения материалов административного дела, направленных прокуратурой Ребрихинского района Алтайского края, Отделением ФСФР вынесено постановление от 20.12.2006 N 680 о привлечении ЗАО “РКЗ“ к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 15.19 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 30000 руб. за нарушение порядка раскрытия информации на рынке ценных бумаг, выразившегося в непредставлении в Региональное отделение ФСФР в срок до 14.11.2006 ежеквартального отчета эмитента эмиссионных ценных бумаг за III квартал 2006 года.

Полагая, что указанное постановление не соответствует закону, ЗАО “РКЗ“ обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным и отмене.

Удовлетворяя заявленные требования, Арбитражный суд Алтайского края исходил из недоказанности Региональным отделением ФСФР события и состава вменяемого ЗАО “РКЗ“ административного правонарушения: не представлены доказательства о правопреемстве Общества в отношении ценных бумаг АООТ, исходя из вида реорганизации; о факте публичного размещения Обществом какого-либо вида ценных бумаг, о регистрации ЗАО проспекта эмиссии ценных бумаг.

При этом суд указал, что
поскольку акционерное общество открытого типа “РКЗ“ 05.05.2006 было преобразовано в закрытое акционерное общество, правовое регулирование его деятельности осуществляется по правилам Федерального закона от 26.12.1995 N 208 “Об акционерных обществах“ (далее - Закон N 208-ФЗ), согласно пункту 3 статьи 7 которого Общество не вправе проводить открытую подписку на выпускаемые им акции либо иным образом предлагать их для приобретения, в связи с чем на него не распространяются условия плана приватизации АООТ “РКЗ“.

Данные выводы суда являются ошибочными, основанными на неправильном толковании норм материального права.

В соответствии с частью 2 статьи 15.19 КоАП РФ нарушение эмитентом, профессиональным участником рынка ценных бумаг или лицом, оказывающим услуги до публичному представлению раскрываемой информации, порядка раскрытия информации на рынке ценных бумаг, обязанность по раскрытию которой предусмотрена законодательством, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати до сорока минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от трехсот до четырехсот минимальных размеров оплаты труда.

Согласно статье 30 Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ “О рынке ценных бумаг“ (далее - Закон N 39-ФЗ) в случае регистрации проспекта ценных бумаг эмитент обязан осуществлять раскрытие информации в форме ежеквартального отчета эмитента ценных бумаг (ежеквартальный отчет). Ежеквартальный отчет представляется в регистрирующий орлан не позднее чем через 45 дней со дня окончания отчетного квартала.

В силу части 2 статьи 19 Закона N 39-ФЗ государственная регистрация выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг сопровождается регистрацией их проспекта в случае размещения эмиссионных ценных бумаг путем открытой подписки или путем закрытой подписки среди круга лиц, число которых превышает 500.

Частью 2 статьи 92 Закона N 208-ФЗ установлено, что обязательное
раскрытие информации обществом, включая закрытое общество, в случае публичного размещения им облигаций или иных ценных бумаг осуществляется обществом в объеме и порядке, которые установлены федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг.

Так, абзацем 4 пункта 5.1 “Положения о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг“, утвержденного приказом ФСФР России от 16.03.2005 N 05-5/пз-н (далее - Положение), предусмотрено, что обязанность осуществлять раскрытие информации в форме ежеквартального отчета распространяется на эмитентов, являющихся акционерными обществами, созданными при приватизации государственных и (или) муниципальных предприятий (их подразделений), в соответствии с планом приватизации, утвержденным в установленном порядке и являвшимся на дату его утверждения проспектом эмиссии акций такого эмитента, если указанный план приватизации предусматривал возможность отчуждения акций эмитента более чем 500 приобретателям либо неограниченному кругу лиц.

Судом установлено и подтверждается материалами дела: АООТ “РКЗ“ было учреждено 05.11.1992 в порядке приватизации в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 01.07.1992 N 721 “Об организационных мерах по преобразованию государственных предприятий, добровольных объединений государственных предприятий в акционерные общества“. План приватизации АООТ “РКЗ“ утвержден председателем Комитета по управлению имуществом Алтайского края 05.11.1992.

В силу абзаца 2 пункта 14 Положения о коммерциализации государственных предприятий с одновременным преобразованием в акционерные общества открытого типа, утвержденного Указом Президента Российской Федерации N 721 от 01.07.1992, и абзаца 5 подпункта 1 пункта 2 Положения о порядке регистрации выпуска акций акционерных обществ открытого типа, учрежденных в процессе приватизации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 04.08.1992 N 547 “О мерах по реализации Указа Президента РФ от 01.07.1992 N 721 “Об организационных мерах по преобразованию государственных предприятий, добровольных объединений государственных предприятий в акционерные общества“,
утвержденный Комитетом по управлению имуществом план приватизации предприятия являлся проспектом эмиссии его акций.

Согласно плану приватизации 49 процентов акций Общества подлежали свободной продаже, то есть размещались среди заранее неопределенного круга лиц. Выпуск ценных бумаг АООТ “РКЗ“ зарегистрирован Комитетом по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Алтайского края 20.11.1992, государственный регистрационный номер 1101-1п-56.

Факт непредставления в Региональное отделение ФСФР ежеквартального отчета эмитента эмиссионных ценных бумаг за III квартал 2006 года в срок до 14.11.2006 ЗАО “РКЗ“ не оспаривается.

При таких обстоятельствах вывод арбитражного суда об отсутствии события вменяемого заявителю правонарушения, сделанный без анализа вышеприведенных норм материального права, нельзя признать обоснованным.

Ссылки суда на недоказанность Отделением ФСФР правопреемства ЗАО “РКЗ“ в отношении ценных бумаг АООТ “РКЗ“, исходя из вида реорганизации, несостоятельны.

В соответствии с пунктом 23 Постановления Пленума ВАС РФ от 18.11.2003 N 19 “О некоторых вопросах применения Федерального закона “Об акционерных обществах“ при рассмотрении споров, связанных с преобразованием одного вида акционерного общества одного типа в акционерное общество другого типа, необходимо учитывать, что изменение типа общества не является реорганизацией юридического лица (его организационно-правовая форма не изменяется), поэтому требования, установленные пунктом 5 статьи 58 Гражданского кодекса РФ, пунктом 5 статьи 15 и статьей 20 Закона: о составлении передаточного акта, об уведомлении кредиторов о предстоящем изменении типа акционерного общества, - в таких случаях предъявляться не должны. Не применяются при этом и другие нормы, касающиеся реорганизации общества, в том числе предоставляющие акционерам право требовать выкупа принадлежащих им акций общества, если они голосовали против преобразования или не участвовали в голосовании по данному вопросу (статья 75 Закона).

Доводы суда о том, что на
заявителя не распространяются условия плана приватизации АООТ “РКЗ“, поскольку 05.05.2006 АООТ “РКЗ“ преобразовано в ЗАО “РКЗ“ и в силу пункта 3 статьи 7 Закона N 208-ФЗ не вправе проводить открытую подписку на выпускаемые им акции либо иным образом предлагать их для приобретения, также необоснованны.

Согласно пункту 5.3 Положения обязанность по раскрытию информации в форме ежеквартального отчета прекращается на следующий день после опубликования в ленте новостей информации:

- о принятии (вступлении в силу) решения о признании выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг, государственная регистрация которого сопровождалась регистрацией проспекта ценных бумаг или проспекта эмиссии ценных бумаг, несостоявшимся или недействительным;

- о принятии (вступлении в силу) решения о признании недействительной регистрации проспекта ценных бумаг, зарегистрированного после государственной регистрации отчета об итогах выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг;

- о погашении всех ценных бумаг, в отношении которых был зарегистрирован проспект ценных бумаг, проспект эмиссии ценных бумаг или утвержден план приватизации, признававшийся на дату его утверждения проспектом эмиссии акций, за исключением погашения ценных бумаг в результате их конвертации, если количество владельцев ценных бумаг, размещенных в результате такой конвертации, превышает 500.

Обязанность по раскрытию информации в форме ежеквартального отчета прекращается в соответствии с настоящим пунктом Положения при условии отсутствия иных оснований для возникновения такой обязанности, предусмотренных пунктом 5.1 настоящего Положения.

Таким образом, выводы суда первой инстанции об отсутствии в действиях ЗАО “РКЗ“ состава правонарушения, ответственность за которое установлена частью 2 статьи 15.19 КоАП РФ, основаны на неправильном толковании норм материального права, неприменении норм материального права, подлежащих применению, в связи с чем решение от 06.03.2007 подлежит отмене, а дело направлению на новое рассмотрение.

При новом рассмотрении
арбитражному суду необходимо устранить допущенные нарушения, рассмотреть спор с учетом всех обстоятельств дела и действующего законодательства.

Учитывая изложенное, руководствуясь частью 3 статьи 287, частью 2 статьи 288, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа

ПОСТАНОВИЛ:

Решение от 06.03.2007 Арбитражного суда Алтайского края по делу N А03-414/2007 отменить.

Направить дело на новое рассмотрение в первую инстанцию этого же суда.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.