Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 31.08.2007 по делу N А21-6329/2006 Суд отказал абоненту во взыскании со Службы по государственному регулированию цен и тарифов при администрации Калининградской области убытков, возникших в результате оплаты субабонентом услуг по доставке электроэнергии по установленному службой тарифу, который ниже себестоимости оказываемых услуг, поскольку принятое службой решение о размере платы за услуги по передаче электроэнергии не противоречит действующему законодательству.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 31 августа 2007 года Дело N А21-6329/2006“

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кустова А.А., судей Кравченко Т.В., Тарасюка И.М., при участии от индивидуального предпринимателя Гончарова Ю.Д. - Дроздовой Л.Л. (доверенность от 05.10.2006), от Службы по государственному регулированию цен и тарифов при администрации Калининградской области Абаева Г.К. (доверенность от 14.12.2006), рассмотрев 28.08.2007 в открытом судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Ф.И.О. на решение Арбитражного суда Калининградской области от 29.01.2007 (судья Лузанова З.Б.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.05.2007 (судьи Кашина Т.А., Горшелев В.В., Горбик В.М.) по делу N А21-6329/2006,

УСТАНОВИЛ:

Индивидуальный предприниматель Гончаров Юрий Денисович
обратился в Арбитражный суд Калининградской области с иском к Службе по государственному регулированию цен и тарифов при администрации Калининградской области (далее - Служба ГРЦТ) о взыскании 479702 руб. убытков (с учетом уточнения), которые возникли в результате применения установленного ответчиком тарифа на услуги по передаче электроэнергии. Поскольку субабонент произвел расчеты с Гончаровым Ю.Д. за передачу электроэнергии по договору согласно установленному Службой ГРЦТ тарифу, который ниже себестоимости оказываемых услуг, у истца возникли убытки. Предприниматель считает, что оказываемые им услуги не подлежат государственному регулированию.

Решением от 29.01.2007 Гончарову Ю.Д. отказано в удовлетворении иска.

Постановлением апелляционной инстанции от 28.05.2007 решение оставлено без изменения.

В кассационной жалобе Гончаров Ю.Д. просит отменить решение и постановление апелляционного суда как принятые с нарушением норм материального права и вынести новый судебный акт, которым удовлетворить его требования в полном размере. По мнению подателя жалобы, Служба ГРЦТ не имеет права устанавливать ему тарифы на оказываемые услуги, поскольку он не является энергоснабжающей организацией.

Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.

Как следует из материалов дела, между Гончаровым Ю.Д. (абонент) и Ф.И.О. (субабонент) заключен договор от 29.10.2005, согласно которому истец обязуется отпускать субабоненту электрическую энергию, а субабонент - оплачивать услуги по доставке электроэнергии по сетям абонента в размере 0,28 руб. за 1 кВт по счетам-фактурам абонента. Размер платы за услуги по передаче электрической энергии для предпринимателя установлен решением Службы ГРЦТ от 19.09.2005 N 5-33/05 и составляет 0,28 руб. за 1 кВт.ч. Решением от 29.12.2005 N 11-48/05 продлено до 31.03.2006 действие установленного Службой ГРЦТ тарифа для расчета за передачу Гончаровым Ю.Д. электрической энергии субабонентам.

Считая, что Служба ГРЦТ не
имела права устанавливать тариф, предприниматель обратился в арбитражный суд с иском о взыскании убытков, которые возникли в результате оплаты оказываемых им услуг по незаконно установленному тарифу.

Суд, руководствуясь статьей 3 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ “Об электроэнергетике“, статьями 1, 2 Федерального закона от 14.04.1995 N 41-ФЗ “О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации“ (далее - Закон N 41-ФЗ), пришел к выводу, что принятое Службой ГРЦТ решение соответствует законодательству, и отказал в удовлетворении заявленных требований.

Апелляционная инстанция согласилась с выводами суда первой инстанции.

Суд кассационной инстанции, проверив законность обжалуемых судебных актов, не находит оснований для их отмены.

Основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, полномочия органов государственной власти на регулирование этих отношений, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики (в том числе производства в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии) и потребителей электрической и тепловой энергии регулируются Федеральным законом от 26.03.2003 N 35-ФЗ “Об электроэнергетике“ (далее - Закон N 35-ФЗ).

Согласно статье 3 Закона N 35-ФЗ к субъектам электроэнергетики относятся лица, осуществляющие деятельность в сфере электроэнергетики, в том числе производство электрической и тепловой энергии, поставки (продажу) электрической энергии, энергоснабжение потребителей, предоставление услуг по передаче электрической энергии, оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике, сбыт электрической энергии, организацию купли-продажи электрической энергии.

В соответствии со статьей 1 Закона N 41-ФЗ под энергоснабжающей организацией понимается хозяйствующий субъект, осуществляющий продажу потребителям произведенной или купленной электрической и (или) тепловой энергии.

В силу пункта 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы,
расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами.

Согласно статье 2 Закона N 41-ФЗ государственное регулирование тарифов на электрическую и тепловую энергию (мощность) осуществляется на основе принципов, изложенных в названном Федеральном законе, посредством установления экономически обоснованных тарифов (цен, платы за услуги) на электрическую и тепловую энергию и (или) их предельных уровней. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов устанавливают тарифы на электрическую и тепловую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям, в том числе населению, на очередной финансовый год в рамках указанных предельных уровней до принятия закона субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 N 109 утверждены Основы ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации (далее - Основы ценообразования).

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: вместо “В соответствии с подпунктом 4 пункта 3...“ имеется в виду “В соответствии с подпунктом 3 пункта 3...“.

В соответствии с подпунктом 4 пункта 3 Основ ценообразования к регулируемым тарифам (ценам) относятся тарифы (размер платы) и (или) их предельные (минимальные и (или) максимальные) уровни на услуги, оказываемые на оптовом и розничном рынках электрической энергии (мощности) и на розничном рынке тепловой энергии (мощности) организациями, осуществляющими регулируемую деятельность.

Пунктом 65 Основ ценообразования предусмотрено, что предельные минимальные и (или) максимальные уровни тарифов на услуги по передаче электрической энергии по распределительным сетям устанавливаются Федеральной службой по тарифам для каждого субъекта Российской Федерации и дифференцируются по уровням напряжения.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в рамках указанных предельных уровней устанавливают тарифы на услуги по передаче
электрической энергии по распределительным сетям для организаций, оказывающих данные услуги на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

Таким образом, суды пришли к правильному выводу, что принятие Службой ГРЦТ решения от 19.09.2005 N 5-33/05 соответствует законодательству, и обоснованно отказали в удовлетворении заявленных требований. Поскольку доказательства недействительности названного решения отсутствуют, то суды правомерно отклонили довод истца о причинении ему убытков.

Представителем Службы ГРЦТ заявлено ходатайство о взыскании с подателя жалобы расходов, связанных с участием в судебном заседании кассационной инстанции, в размере 16181 руб.

Кассационная инстанция не находит оснований для удовлетворения заявленного ходатайства, поскольку в подтверждение взыскиваемой истребуемой суммы заявителем представлены документы, подтверждающие его расходы на приобретение авиабилета и оплату проживания в гостинице. Бухгалтерские документы, подтверждающие расходы Службы ГРЦТ в указанной сумме, суду не представлены.

Ответчик не лишен возможности удовлетворить свои требования в части взыскания с ответчика судебных расходов в случае представления в суд, принявший решение, необходимых документов.

Учитывая изложенное, суд кассационной инстанции считает, что обжалуемые судебные акты приняты с соблюдением норм материального и процессуального права, в связи с чем не находит оснований для их отмены.

Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Калининградской области от 29.01.2007 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.05.2007 по делу N А21-6329/2006 оставить без изменения, а кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Ф.И.О. - без удовлетворения.

Председательствующий

КУСТОВ А.А.

Судьи

КРАВЧЕНКО Т.В.

ТАРАСЮК И.М.