Решения и определения судов

Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 22.05.2007 N Ф04-3112/2007(34376-А03-23) по делу N А03-15315/06-2 Оформление и выдача ветеринарных сопроводительных документов на платной основе предусмотрено действующим законодательством и не может ограничивать конкуренцию и ущемлять интересы хозяйствующих субъектов.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО - СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 22 мая 2007 года Дело N Ф04-3112/2007(34376-А03-23)“

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа, рассмотрев в судебном заседании без участия представителей сторон кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю на решение от 30.01.2007 Арбитражного суда Алтайского края по делу N А03-15315/06-2 по заявлению государственных учреждений Территориального Управления ветеринарии государственной ветеринарной службы Алтайского края по Локтевскому району, по Усть-Пристанскому району, по Шипуновскому району, по Целинному району, по Третьяковскому району к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю о признании недействительными ненормативных актов,

УСТАНОВИЛ:

Государственные учреждения Территориального Управления ветеринарии государственной ветеринарной службы Алтайского края (далее - ГУ ТУВС Алтайского
края) по Локтевскому району, по Усть-Пристанскому району, по Шипуновскому району, по Целинному району, по Третьяковскому району обратились в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю (далее - УФАС по Алтайскому краю) о признании недействительными решения N 19 от 25.08.2006 и предписаний от 25.08.2006 N 64, 65, 66, 68, 69, а также взыскании судебных расходов.

В соответствии со статьей 130 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд объединил дела в одно производство.

Решением суда первой инстанции от 30.01.2007 заявления ГУ ТУВС Алтайского края удовлетворены частично, решение УФАС по Алтайскому краю N 19 от 25.08.2006 и предписаний от 25.08.2006 N 64, 65, 66, 68, 69 признаны недействительными.

В удовлетворении остальной части требований заявителей отказано.

В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.

В кассационной жалобе УФАС по Алтайскому краю просит отменить судебный акт первой инстанции в части признания недействительными решения N 19 от 25.08.2006 и предписаний от 25.08.2006 N 64, 65, 66, 68, 69 и принять новое решение об отказе в удовлетворении заявлений ГУ ТУВС Алтайского края в полном объеме.

По мнению антимонопольного органа, действия учреждений ветеринарии, выразившиеся в установлении в прейскурантах и взимании платы за оформление ветеринарных сопроводительных документов при осуществлении государственного ветеринарного надзора, необоснованно препятствуют и ущемляют интересы хозяйствующих субъектов, занятых производством, заготовкой, переработкой, транспортировкой, хранением и реализацией продуктов и сырья животного происхождения, кормов для животных.

УФАС по Алтайскому краю считает, что ГУ ТУВС Алтайского края неправомерно возлагают на хозяйствующие субъекты обязанность по оплате за оформление сопроводительных документов. Ветеринарные сопроводительные документы, предусмотренные Инструкцией о порядке выдачи ветеринарных сопроводительных документов на подконтрольные госветнадзору
грузы, свидетельствуют о ветеринарно-санитарной безопасности грузов для здоровья человека и животных, следовательно, относятся к государственному ветеринарному надзору, а не к предпринимательской деятельности.

В отзывах на кассационную жалобу заявители просят оставить обжалуемый судебный акт без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Руководствуясь статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции изучил материалы дела, проверил правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, проанализировал доводы ответчика и считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как видно из материалов дела, УФАС по Алтайскому краю принято решение N 19 от 25.08.2006 о нарушении ГУ ТУВС Алтайского края по Локтевскому району, по Усть-Пристанскому району, по Шипуновскому району, по Целинному району, по Третьяковскому району требований пункта 1 статьи 7 Закона РСФСР “О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках“.

Во исполнение указанного решения УФАС по Алтайскому краю вынесены предписания от 25.08.2006 N 64, 65, 66, 68, 69, в соответствии с которыми на учреждения ветеринарии возложена обязанность исключить из цен на платные ветеринарные услуги, предоставляемые владельцам продуктов животноводства и других видов продукции, подконтрольной ветеринарной службе, раздела “Оформление ветеринарных сопроводительных документов“.

Основанием для принятия решения и вынесения предписаний послужил вывод антимонопольного органа о том, что ГУ ТУВС Алтайского края неправомерно взимает плату за оформление сопроводительных документов, чем препятствует, ограничивает конкуренцию и ущемляет интересы хозяйствующих субъектов, занятых содержанием, эксплуатацией, ловлей, добычей животных, птиц, рыб (других гидробионов), пчел, а также производством, заготовкой, переработкой, транспортировкой, хранением и реализацией продуктов и сырья животного происхождения, кормов для животных, птиц, рыб, пчел и кормовых компонентов.

Не согласившись с возложенной антимонопольным органом
обязанностью, ГУ ТУВС Алтайского края обратились в арбитражный суд с настоящими заявлениями.

Руководствуясь положениями статей 5 и 8 Закона РСФСР “О ветеринарии“ от 14.05.1993 N 4979-1, пункта 2 Положения о государственном ветеринарном надзоре в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.1994 N 706, суд первой инстанции сделал обоснованный вывод о том, что федеральные органы государственной ветеринарной службы осуществляют как функции, связанные с оказанием ветеринарных услуг, так и ветеринарного надзора.

В соответствии с пунктами 2, 2.1 Инструкции “О порядке выдачи ветеринарных сопроводительных документов на подконтрольные госветнадзору грузы“, утвержденной Министерством сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации 12.04.1997 N 13-7-2/871, подконтрольные госветнадзору грузы (в дальнейшем “грузы“) подлежат заготовке, транспортировке, переработке, хранению и реализации только при наличии ветеринарных сопроводительных документов, характеризующих ветеринарию - санитарное состояние сопровождаемого груза и места его выхода и выдаваемых по формам согласно Приложениям N N 1 - 9.

Ветеринарные свидетельства форм N N 1, 2, 3, а также ветеринарные справки формы N 4 являются ветеринарными сопроводительными документами.

В связи с принятием Закона РФ “О защите прав потребителей“ Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.08.1998 N 898 в соответствии с Законом о ветеринарии разработаны и утверждены Правила оказания платных ветеринарных услуг. Названные правила определяют порядок и условия предоставления платных ветеринарных услуг владельцам (физическим лицам) животных, продуктов животноводства и других видов продукции, подконтрольной ветеринарной службе.

Так, к платным ветеринарным услугам, в соответствии с пунктом 2 Правил, относятся оформление и выдача ветеринарных документов (ветеринарные проходные свидетельства, сертификаты, справки, паспорта, регистрационные удостоверения и др.).

Таким образом, оформление и выдача ветеринарных сопроводительных документов на платной основе предусмотрены действующим законодательством и
не могут препятствовать, ограничивать конкуренцию и ущемлять интересы хозяйствующих субъектов, занятых содержанием, эксплуатацией, ловлей, добычей животных, птиц, рыб (других гидробионов), пчел, а также производством, заготовкой, переработкой, транспортировкой, хранением и реализацией продуктов и сырья животного происхождения, кормов для животных, птиц, рыб, пчел и кормовых компонентов.

Следовательно, арбитражный суд правомерно признал недействительными решение УФАС по Алтайскому краю N 19 от 25.08.2006 и вынесенные на основании него предписания от 25.08.2006 N 64, 65, 66, 68, 69.

С учетом изложенного кассационная инстанция не находит оснований для отмены судебного акта первой инстанции в обжалуемой антимонопольным органом части.

Учитывая изложенное и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа

ПОСТАНОВИЛ:

Решение от 30.01.2007 Арбитражного суда Алтайского края по делу N А03-15315/06-2 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.