Решения и определения судов

Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 08.05.2007 N Ф04-2617/2007(33815-А81-27) по делу N А81-5125/2006 Требования налогового органа об уплате обязательных платежей, возникших после открытия конкурсного производства, удовлетворяются за счет оставшегося после удовлетворения требований кредиторов имущества должника.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО - СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 8 мая 2007 года Дело N Ф04-2617/2007(33815-А81-27)“

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа, рассмотрев в открытом судебном заседании без участия представителей сторон, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Губкинскому Ямало-Ненецкого автономного округа на решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 24.01.2007 по делу N А81-5125/2006 по заявлению общества с ограниченной ответственностью “Техмонтаж“ к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Губкинскому Ямало-Ненецкого автономного округа об оспаривании действий налогового органа,

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью “Техмонтаж“ (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа с заявлением к
Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Губкинскому Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - инспекция) о признании незаконными действий, выразившихся в осуществлении взыскания в бесспорном порядке налоговых платежей по требованию N 2756 об уплате налога по состоянию на 31.10.2006 и решению от 11.11.2006 N 1466 о взыскании налога, сбора, а также пени за счет денежных средств налогоплательщика (плательщика сборов) - организации на счетах в банках.

Решением арбитражного суда от 24.01.2007 заявленные обществом требования удовлетворены.

Принимая решение, суд исходил из того, что действия инспекции не соответствуют требованиям Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ “О несостоятельности (банкротстве)“, и применил статьи 5, 126, 127, 134 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ, статью 855 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункты 3, 4, 45 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15.12.2004 N 29 “О некоторых вопросах практики применения Федерального закона “О несостоятельности (банкротстве)“.

В апелляционном порядке законность и обоснованность решения не проверялись.

В кассационной жалобе инспекция, ссылаясь на нарушение арбитражным судом норм материального и процессуального права, неполное выяснение судом всех обстоятельств дела, просит отменить состоявшееся по делу решение. По мнению подателя жалобы, взыскиваемые с общества в бесспорном порядке суммы налоговых платежей должны удовлетворяться вне рамок дела о банкротстве.

Отзыв на кассационную жалобу от общества к началу судебного заседания не поступил.

Арбитражный суд кассационной инстанции, проверив в соответствии со статьями 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность судебного акта, принятого арбитражным судом первой инстанции, исходя из доводов кассационной жалобы, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы заинтересованного лица.

Из материалов дела следует, что инспекция направила в адрес общества требование N 2756 об
уплате налога по состоянию на 31.10.2006 (недоимка в общей сумме 1841004 рублей и пени в общей сумме 154958,13 рубля) сроком исполнения до 05.11.2006, которое налогоплательщик в добровольном порядке не исполнил, в связи с чем инспекция вынесла решение от 11.11.2006 N 1466 о взыскании налога и пени за счет денежных средств налогоплательщика на счетах в банках на общую сумму 1927261,40 рубля (недоимка в общей сумме 1834664 рублей и пени в общей сумме 92587,40 рубля). В соответствии с данными актами инспекция выставила к расчетным счетам общества инкассовые поручения от 11.11.2006 N N 5355 - 5362.

Арбитражный суд, удовлетворив требования общества о признании незаконными действий, выразившихся в осуществлении взыскания в бесспорном порядке налоговых платежей по требованию N 2756 об уплате налога по состоянию на 31.10.2006 и решению от 11.11.2006 N 1466, принял по существу правильный судебный акт.

Статьей 5 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ “О несостоятельности (банкротстве)“ определено, что под текущими платежами понимаются денежные обязательства и обязательные платежи, возникшие после принятия заявления о признании должника банкротом, а также денежные обязательства и обязательные платежи, срок исполнения которых наступил после введения соответствующей процедуры банкротства. Требования кредиторов по текущим платежам не подлежат включению в реестр требований кредиторов.

Арбитражным судом установлено и не оспаривается инспекцией, что задолженность по уплате налога на добавленную стоимость, единому социальному налогу, налогу на прибыль, налогу на имущество предприятий и пени, указанная в оспариваемых требовании и решении налогового органа, является текущей, поскольку возникла у общества после признания его банкротом и открытия в отношении него конкурсного производства (решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 13.09.2006 по
делу N А81-1515/2006).

Согласно пункту 1 статьи 134 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ требования, возникшие после открытия конкурсного производства, удовлетворяются вне очереди, однако в силу специального указания пункта 4 статьи 142 настоящего Федерального закона требования об уплате обязательных платежей, возникшие после открытия конкурсного производства, независимо от срока их предъявления удовлетворяются за счет оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов, имущества должника.

Таким образом, вопрос о взыскании с общества налогов должен решаться не налоговым органом в бесспорном порядке, а самим конкурсным управляющим в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 26.10.2002 N 127-ФЗ.

Указанная правовая позиция согласуется с позицией Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.08.2005 N 2573/05 и Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 25 “О некоторых вопросах, связанных с квалификацией и установлением требований по обязательным платежам, а также санкциям за публичные правонарушения в деле о банкротстве“, в пункте 13 которого указано, что требования об уплате обязательных платежей, возникших после открытия конкурсного производства, подлежат удовлетворению в соответствии с пунктом 4 статьи 142 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ после удовлетворения требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов. В силу этой нормы налоговый орган не вправе осуществлять предусмотренные налоговым законодательством меры по принудительному взысканию указанной задолженности.

В соответствии с пунктом 4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15.12.2004 N 29 “О некоторых вопросах практики применения Федерального закона “О несостоятельности (банкротстве)“ требования налоговых органов по обязательным платежам, возникшим после принятия заявления о признании должника банкротом и до открытия конкурсного
производства, а также по обязательным платежам, срок исполнения которых наступил после введения соответствующей процедуры банкротства (текущие платежи), удовлетворяются в установленном законодательством порядке (вне рамок дела о банкротстве).

Исходя из содержания данной нормы, следует, что требования налоговых органов об уплате обязательных платежей, возникшие после открытия конкурсного производства, удовлетворяются в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 26.10.2002 N 127-ФЗ, то есть с учетом специального указания об очередности удовлетворения требований кредиторов, изложенного в пункте 4 статьи 142 настоящего Федерального закона.

Исходя из изложенного, арбитражный суд пришел к правильному выводу о том, что оспариваемые ненормативные правовые акты налогового органа о взыскании налога, а также пени за счет денежных средств налогоплательщика на счетах в банке противоречат действующему законодательству, в связи с чем обоснованно признал их незаконными.

Доводы кассационной жалобы о соблюдении налоговым органом порядка фактического исполнения решения от 04.08.2006 N 739 путем выставления к счетам общества инкассовых поручений от 17.10.2006 N N 4617 - 4624 направлены на переоценку выводов арбитражного суда первой инстанции и в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не могут быть приняты во внимание кассационной инстанцией.

Арбитражный суд всесторонне и полно исследовал материалы дела, дал надлежащую правовую оценку всем доказательствам, правильно применил нормы материального права, подлежащие применению, не допустив нарушений процессуального законодательства.

Выводы, содержащиеся в обжалуемом судебном акте, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, оснований для их переоценки кассационная инстанция не имеет.

Поскольку инспекция по настоящему делу выступала в качестве заинтересованного лица и требования заявителя по настоящему делу удовлетворены, то в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, учитывая, что Налоговый кодекс Российской Федерации не содержит
положений, предусматривающих освобождение государственных органов от уплаты государственной пошлины при совершении соответствующих процессуальных действий по делам, по которым данные органы выступали в качестве ответчика, с инспекции подлежит взысканию государственная пошлина в размере 1000 рублей за рассмотрение кассационной жалобы в Федеральном арбитражном суде Западно-Сибирского округа.

Исполнительный лист в соответствии с частью 2 статьи 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации выдается арбитражным судом, рассматривавшим дело в первой инстанции.

Руководствуясь статьей 110, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289, частью 2 статьи 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 24.01.2007 по делу N А81-5125/2006 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Взыскать с Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Губкинскому Ямало-Ненецкого автономного округа в доход федерального бюджета государственную пошлину в сумме 1000 (Одна тысяча) рублей за рассмотрение кассационной жалобы в Федеральном арбитражном суде Западно-Сибирского округа по делу N А81-5123/2006.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.