Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 23.08.2007 по делу N А26-1150/2007 Суд признал незаконным постановление Росфиннадзора о привлечении ООО к ответственности по ст. 15.25 КоАП РФ за несвоевременное представление в банк форм учета и отчетности по валютным операциям, поскольку из материалов дела следует, что указанные документы представлены в пределах установленного срока, в связи с чем событие вменяемого ООО в вину правонарушения отсутствует.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 23 августа 2007 года Дело N А26-1150/2007“

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Хохлова Д.В., судей Любченко И.С., Подвального И.О., рассмотрев 22.08.07 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Карелия на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 22.03.07 (судья Таратунин Р.Б.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.05.07 (судьи Згурская М.Л., Масенкова И.В., Семиглазов В.А.) по делу N А26-1150/2007,

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью “Скорпио“ (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в
Республике Карелия (далее - Росфиннадзор) от 29.01.07 N 86-06/209П о назначении обществу административного наказания на основании части 6 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).

Решением суда от 22.03.07 заявленные обществом требования удовлетворены.

Постановлением апелляционной инстанции от 17.05.07 решение суда оставлено без изменения.

В кассационной жалобе Росфиннадзор просит отменить судебные акты и отказать обществу в удовлетворении заявления. По мнению подателя жалобы, срок представления подтверждающих документов истек 15.08.06, тогда как фактически акты выполненных работ-услуг представлены заявителем в уполномоченный банк 22.09.06. Росфиннадзор считает, что в данном случае с момента оплаты нерезидентом оказанных услуг документами, подтверждающими факт их оказания, являются также и счета-фактуры. Названные документы, оформленные 09.07.06 и 20.07.06 соответственно, не представлены агенту валютного контроля.

Дело рассмотрено без участия представителей сторон, надлежащим образом уведомленных о времени и месте судебного заседания.

Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.

Как видно из материалов дела, в соответствии с договором от 08.08.02 N 05/01 общество оказало компании “Finnkarelko OY“ (Финляндия) транспортные услуги на сумму 2550 евро и направило нерезиденту акты о выполнении работ-услуг от 09.07.06 N 10 и от 20.07.06 N 11, а также счета-фактуры от 09.07.06 N 33 и от 20.07.06 N 35. Оказанные услуги оплачены заказчиком 12.07.05 и 26.07.06 соответственно, акты о выполнении работ-услуг и справка о подтверждающих документах представлены заявителем в уполномоченный банк 22.09.06. Несвоевременное представление в банк форм учета и отчетности по валютным операциям послужило основанием для привлечения общества к административной ответственности, предусмотренной частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ. Постановлением Росфиннадзора от 29.01.07 N 86-06/209П на заявителя наложен административный штраф в размере 40000
руб.

Признавая постановление Росфиннадзора незаконным, суды первой и апелляционной инстанций не усмотрели в его поведении состава вменяемого ему в вину административного правонарушения.

Кассационная коллегия считает, что суды обеих инстанций правильно применили нормы материального права, а изложенные в решении и постановлении выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.

В соответствии с подпунктом 2 пункта 2 статьи 24 и пунктом 4 статьи 5 Федерального закона от 10.12.03 N 173-ФЗ “О валютном регулировании и валютном контроле“ резиденты обязаны вести в установленном порядке учет и составлять отчетность по проводимым ими валютным операциям. Единые формы учета и отчетности по валютным операциям, порядок и сроки их представления устанавливаются Центральным банком Российской Федерации.

Согласно пунктам 2.1, 2.2 и 2.4 Положения Центрального банка Российской Федерации от 01.06.04 N 258-П “О порядке представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, и осуществления уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций“ резидент представляет в уполномоченный банк документы, связанные с проведением валютных операций, подтверждающие факт оказания услуг, а также два экземпляра справки о подтверждающих документах. Указанные документы представляются в установленном уполномоченным банком порядке и в согласованный с ним срок, не превышающий 15 календарных дней после окончания месяца, в течение которого по контракту были оформлены документы, подтверждающие оказание услуг.

Специфика актов о выполнении работ (оказании услуг) заключается в том, что они приобретают статус документов, подтверждающих выполнение работ (оказание услуг), только будучи подписанными обеими сторонами сделки.

Судами первой и апелляционной инстанций установлено, что акты от 09.07.06 N 10 и от 20.07.06 N 11 получены нерезидентом 31.07.06, подписаны
им в начале сентября 2006 года и направлены контрагенту 11.09.06 (письмо компании “Finnkarelko OY“ от 01.04.07).

Таким образом, акты, оформленные сторонами в сентябре 2006 года, должны быть представлены агенту валютного контроля не позднее 15.10.06. Общество представило упомянутые документы 22.09.06, то есть в пределах установленного срока, в связи с чем событие вменяемого ему в вину административного правонарушения отсутствует.

Кассационная инстанция считает несостоятельным довод Росфиннадзора о наличии у заявителя обязанности по представлению в уполномоченный банк счетов-фактур.

Стороны внешнеэкономической сделки самостоятельно определяют документы, которыми фиксируют факт исполнения своих обязательств и которые представляются резидентом в банк в качестве таковых. Нормами публичного права эти вопросы не регламентированы. Орган валютного контроля не вправе требовать от резидента представления каких-либо определенных документов, подтверждающих факт оказания услуг, в частности счетов-фактур, если в рамках частноправовых отношений контрагентами избран другой способ констатации исполнения взаимных обязательств.

Учитывая изложенное, кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.

Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Республики Карелия от 22.03.07 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.05.07 по делу N А26-1150/2007 оставить без изменения, а кассационную жалобу Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Карелия - без удовлетворения.

Председательствующий

ХОХЛОВ Д.В.

Судьи

ЛЮБЧЕНКО И.С.

ПОДВАЛЬНЫЙ И.О.