Решения и определения судов

Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 05.03.2007 N Ф04-895/2007(31901-А46-41) по делу N А46-18016/2006 Федеральным законом “Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования“ не установлен срок для представления отчетности в Пенсионный фонд РФ физическими лицами, самостоятельно уплачивающими страховые взносы на обязательное пенсионное страхование.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО - СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 5 марта 2007 года Дело N Ф04-895/2007(31901-А46-41)“

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа, рассмотрев в судебном заседании в отсутствие представителей сторон, извещенных надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела, кассационную жалобу Государственного Учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Нижнеомском районе Омской области на решение от 11.12.2006 Арбитражного суда Омской области по делу N А46-18016/2006 по заявлению Государственного Учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Нижнеомском районе Омской области к Ф.И.О.

УСТАНОВИЛ:

Государственное Учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Нижнеомском районе Омской области (далее - УПФ РФ) обратилось в Арбитражный суд Омской
области с заявлением о взыскании с Ф.И.О. (далее - предприниматель) штрафа за непредставление в установленный срок сведений, необходимых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в сумме 137 руб.

Решением арбитражного суда от 11.12.2006 в удовлетворении заявленных требований отказано.

В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.

В кассационной жалобе УПФ РФ, не соглашаясь с решением суда, просит его отменить и направить дело на новое рассмотрение. При этом заявитель жалобы ссылается на то, что статьей 17 Федерального закона N 27-ФЗ от 01.04.1996 “Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования“ для физических лиц, самостоятельно уплачивающих страховые взносы и не являющихся работодателями, предусмотрена ответственность за непредставление в установленный срок сведений индивидуального персонифицированного учета.

Отзыв на кассационную жалобу Предпринимателем не представлен.

Проверив в соответствии с требованиями статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность решения, изучив доводы жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.

Как следует из материалов дела, специалистами ПФ РФ была проведена камеральная проверка своевременности представления предпринимателем Луценко И.П. сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.

По результатам проверки принято решение N 20 от 21.06.2006 о привлечении предпринимателя к ответственности по статье 17 Федерального закона N 27-ФЗ от 01.04.1996 “Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования“ за непредставление вышеуказанных сведений в установленный законом срок в размере 10% причитающихся за отчетный год платежей в ПФ РФ, что составляет 137 рублей.

В связи с неисполнением предпринимателем требования об уплате штрафа в добровольном порядке Государственное Учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Нижнеомском районе Омской области обратилось с заявлением в суд.

Суд отказал
в удовлетворении заявленного требования, полагая, что срок, предусмотренный пунктом 2 статьи 11 Федерального закона “Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования“ (не позднее 1 марта), для физических лиц, самостоятельно уплачивающих страховые взносы, законодательно не установлен.

Суд кассационной инстанции считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с пунктом 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ “Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования“ за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений к страхователям, в том числе физическим лицам, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, применяются финансовые санкции в виде взыскания 10 процентов причитающихся за отчетный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Федеральным законом N 27-ФЗ установлено, что как страхователь, так и физическое лицо, самостоятельно уплачивающее страховые взносы, представляют предусмотренные подпунктами 1 - 8 пункта 2 статьи 6 настоящего Закона сведения в соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации в соответствующих случаях и в порядке (статьи 9, 10 настоящего Закона).

Так, в силу пунктов 1, 2 статьи 10 Закона N 27-ФЗ физическое лицо, самостоятельно уплачивающее страховые взносы, представляет в соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведения, предусмотренные подпунктами 1 - 8 пункта 2 статьи 6 Закона, в следующих случаях, а также порядке:

- при начальной регистрации его для индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования - в сроки, устанавливаемые Пенсионным фондом Российской Федерации;

- при первичной регистрации застрахованного лица в качестве страхователя;

- при снятии с учета в качестве страхователя;

- при изменении сведений, предусмотренных
подпунктами 2 - 5 пункта 2 статьи 6 Закона N 27-ФЗ, содержащихся в его индивидуальном лицевом счете, соответствующие сведения передаются им в течение месяца со дня изменения указанных сведений.

Также согласно пункту 2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ страхователь представляет один раз в год, но не позднее 1 марта сведения о каждом застрахованном лице; физическое лицо, самостоятельно уплачивающее страховые взносы, представляет следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; сумму уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование; другие сведения, необходимые для правильного назначения трудовой пенсии.

Таким образом, указанным Законом предусмотрены различный перечень сведений, представляемых в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также порядок и условия их представления как страхователями, так и физическими лицами, самостоятельно уплачивающими страховые взносы.

При этом настоящим Законом срок для представления физическим лицом, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, указанных сведений не установлен.

Во исполнение положений статьи 19 Закона N 27-ФЗ Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.03.1997 N 318 “О мерах по организации индивидуального (персонифицированного) учета для целей государственного пенсионного страхования“ утверждена Инструкция о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах для целей обязательного пенсионного страхования (далее - Инструкция), в пункте 38 которой установлено, что застрахованное лицо, самостоятельно уплачивающее страховые взносы, представляет ежегодно до 1 марта в территориальный орган сведения об уплаченных страховых взносах за расчетный период вместе с копией платежного документа.

Поскольку нормативными актами, регулирующими деятельность Пенсионного фонда Российской Федерации, не определен специальный порядок по проведению и оформлению результатов проверок, а также обращению в суды, следовательно, применяются общие нормы Налогового кодекса Российской Федерации.

В данном случае Управление ПФ в
решении о привлечении к ответственности в нарушение пункта 3 статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации не изложило обстоятельства совершения правонарушения, а именно, не указало, за непредставление каких конкретных сведений и в качестве какого субъекта (страхователя или физического лица, самостоятельно уплачивающего взносы) предприниматель Луценко Иван Павлович привлекался к ответственности, а также не отразило документы и иные сведения, подтверждающие обстоятельства указанного правонарушения.

Более того, в решении Управление ПФ указывает на привлечение к ответственности страхователя Ф.И.О. тогда как в исковом заявлении ссылается также на ответственность физического лица, самостоятельно уплачивающего страховые взносы. При этом материалы дела не содержат доказательств отсутствия или наличия у предпринимателя работающих у него застрахованных лиц.

При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены судебных актов об отказе во взыскании штрафа.

Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа

ПОСТАНОВИЛ:

Решение от 11.12.2006 Арбитражного суда Омской области по делу N А46-18016/2006 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.