Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 23.08.2007 по делу N А13-1480/2007 Поскольку торговое место предпринимателя представляет собой расположенный внутри крытого рыночного помещения открытый, не изолированный от других торговых мест холодильный прилавок, суд пришел к правильному выводу о том, что названное торговое место не является обустроенным и обеспечивающим сохранность товара, а следовательно, осуществление с него торговли продовольственными товарами может производиться без применения ККТ.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 23 августа 2007 года Дело N А13-1480/2007“

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Афанасьева С.В., судей Матлиной Е.О. и Нефедовой О.Ю., рассмотрев 23.08.2007 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Вологодской области на решение Арбитражного суда Вологодской области от 03.04.2007 (судья Кудин А.Г.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.05.2007 (судьи Мурахина Н.В., Богатырева В.А., Чельцова Н.С.) по делу N А13-1480/2007,

УСТАНОВИЛ:

Индивидуальный предприниматель Ф.И.О. обратилась в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Вологодской области
(далее - Инспекция) от 27.02.2007 N 29 о привлечении заявителя к административной ответственности, предусмотренной статьей 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).

Решением от 03.04.2007, оставленным без изменения постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.05.2007, заявление удовлетворено.

В кассационной жалобе Инспекция просит решение от 03.04.2007 и постановление от 17.05.2007 отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления.

По мнению подателя жалобы, поскольку материалами дела подтверждается, что Смирнова Т.В. осуществляла реализацию товара в торговом месте, оборудованном витринами и холодильниками, обеспечивающими показ и сохранность товара, то у нее отсутствовали основания для неприменения контрольно-кассовой техники (далее - ККТ).

Участвующие в деле лица надлежаще извещены о месте и времени его слушания, однако своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.

Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.

Сотрудником Инспекции Булгаковой Ж.Д. с участием сотрудника Управления внутренних дел г. Вологды Петровицкого С.А. 19.02.2007 на основании поручения от 19.02.2007 N 142 проведена проверка выполнения Смирновой Т.В. требований Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ “О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт“ (далее - Закон N 54-ФЗ) при осуществлении торговли в торговом месте (отдел по продаже масла, сыров), находящемся на территории муниципального унитарного предприятия “Вологодский городской рынок“ (далее - МУП “Вологодский городской рынок“).

В ходе проверки Инспекцией составлен акт от 19.02.2007 N 000058, согласно которому Смирновой Т.В. допущены нарушения пункта 1 статьи 2 и статьи 5 Закона N 54-ФЗ, выразившиеся в продаже одной пачки масла “Вологодское“ по цене 31 руб.
без применения контрольно-кассовой машины (далее - ККМ) и документов строгой отчетности.

Смирнова Т.В. подтвердила факт неприменения ККМ, объясняя это отсутствием последней.

Инспекцией в присутствии Смирновой Т.В. 20.02.2007 составлен протокол об административном правонарушении N 24, а 27.02.2007 вынесено постановление N 29 о привлечении заявителя к предусмотренной статьей 14.5 КоАП РФ административной ответственности в виде штрафа в размере 3000 руб.

Смирнова Т.В., считая постановление Инспекции от 27.02.2007 N 29 незаконным, обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.

В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Закона N 54-ФЗ все организации и индивидуальные предприниматели обязаны применять ККТ при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.

Согласно статье 5 Закона N 54-ФЗ организации (за исключением кредитных организаций) и индивидуальные предприниматели, применяющие ККТ, обязаны выдавать покупателям (клиентам) при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в момент оплаты отпечатанные ККТ кассовые чеки.

Пунктом 3 статьи 2 Закона N 54-ФЗ предусмотрено, что организации и индивидуальные предприниматели в силу специфики своей деятельности либо особенностей своего местонахождения могут производить наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения ККТ при осуществлении торговли на рынках, ярмарках, в выставочных комплексах, а также на других территориях, отведенных для осуществления торговли, за исключением находящихся в этих местах торговли магазинов, павильонов, киосков, палаток, автолавок, автомагазинов, автофургонов, помещений контейнерного типа и других аналогично обустроенных и обеспечивающих показ и сохранность товара торговых мест (помещений и автотранспортных средств, в том числе прицепов и полуприцепов), открытых прилавков внутри крытых рыночных помещений при торговле
непродовольственными товарами; разносной мелкорозничной торговли продовольственными и непродовольственными товарами (за исключением технически сложных товаров и продовольственных товаров, требующих определенных условий хранения и продажи) с ручных тележек, корзин, лотков (в том числе защищенных от атмосферных осадков каркасами, обтянутыми полиэтиленовой пленкой, парусиной, брезентом).

Следовательно, право на осуществление торговли без применения ККМ поставлено законодателем в зависимость от места осуществления торговли, его обустроенности и способа реализации товара.

Таким образом, организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие торговлю на расположенных на рынках, ярмарках, в выставочных комплексах, а также на других территориях, отведенных для осуществления торговли, торговых местах, не обеспечивающих показ и сохранность товара, могут производить наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения ККТ.

Статьей 14.5 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за продажу товаров, выполнение работ либо оказание услуг в организациях торговли либо в иных организациях, осуществляющих реализацию товаров, выполняющих работы либо оказывающих услуги, а равно гражданами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, при отсутствии установленной информации об изготовителе или о продавце либо без применения в установленных законом случаях ККМ.

Судом установлено, что проверяемое торговое место Смирновой Т.В., представляющее собой открытый холодильный прилавок внутри крытого рыночного помещения, не изолировано от других торговых мест и непосредственно к ним прилегает; перегородки, разделяющие торговые места, отсутствуют. При этом к товару имеется свободный доступ, что не обеспечивает его сохранность.

Согласно временному разрешению на предоставление торгового места под продовольственные товары, выданному МУП “Вологодский городской рынок“ Смирновой Т.В., последней хранение товара с 18 час. 00 мин. до 08 час. 00 мин. на торговом месте запрещено, названное временное разрешение действительно лишь при наличии кассового чека МУП
“Вологодский городской рынок“, выдаваемого в день работы Смирновой Т.В., торговое место должно быть освобождено по первому требованию администрации рынка.

С учетом изложенного судом сделан правильный вывод о том, что торговое место Смирновой Т.В. не является обустроенным и обеспечивающим сохранность товара, а потому осуществление торговли с него продовольственными товарами может производиться без применения ККТ.

В связи с тем, что Инспекцией в соответствии с частью 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представлены доказательства наличия в действиях Смирновой Т.В. состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.5 КоАП РФ, суд правомерно пришел к выводу об отсутствии оснований для привлечения заявителя к административной ответственности.

При таких обстоятельствах заявление Смирновой Т.В. судом правильно удовлетворено.

Ввиду того, что обжалуемые решение и постановление приняты в соответствии с нормами материального и процессуального права, оснований для их отмены не имеется.

Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Вологодской области от 03.04.2007 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.05.2007 по делу N А13-1480/2007 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Вологодской области - без удовлетворения.

Председательствующий

АФАНАСЬЕВ С.В.

Судьи

МАТЛИНА Е.О.

НЕФЕДОВА О.Ю.