Решения и определения судов

Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 01.02.2007 N Ф04-9583/2006(30825-А27-27) по делу N А27-15889/2006-5 В заявлении о привлечении к административной ответственности за розничную продажу спиртосодержащей продукции без надлежаще оформленных товаротранспортных документов, сертификата соответствия, справок к товаротранспортной накладной отказано правомерно, так как административный орган не доказал наличие состава указанного административного правонарушения в действиях предпринимателя.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО - СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 1 февраля 2007 года Дело N Ф04-9583/2006(30825-А27-27)“

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа, рассмотрев в открытом судебном заседании без участия представителей сторон, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Кемерово на решение Арбитражного суда Кемеровской области от 15.11.2006 (текст решения в полном объеме изготовлен 16.11.2006) по делу N А27-15889/2006-5 по заявлению Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Кемерово к индивидуальному предпринимателю Ф.И.О. г. Кемерово, о привлечении к административной ответственности,

УСТАНОВИЛ:

Инспекция Федеральной налоговой службы по г. Кемерово (далее - инспекция) обратилась в Арбитражный суд Кемеровской области с
заявлением к индивидуальному предпринимателю Ф.И.О. г. Кемерово (далее - предприниматель), о привлечении к административной ответственности по части 2 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за розничную продажу спиртосодержащей продукции без надлежаще оформленных товаротранспортных документов, без сертификата соответствия по каждому наименованию продукции и справок разделов А и Б к товарно-транспортной накладной.

Решением арбитражного суда от 16.11.2006 отказано в удовлетворении заявленных инспекцией требований.

Арбитражный суд исходил из того, что инспекцией не доказана вина предпринимателя в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В апелляционном порядке законность и обоснованность решения не проверялись.

В кассационной жалобе инспекция, ссылаясь на нарушение арбитражным судом норм материального права, просит отменить состоявшийся по делу судебный акт. Указывает, что из пункта 1 статьи 10.2 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ с учетом изменений, внесенных Федеральным законом от 21.07.2005 N 102-ФЗ и вступающих в силу с 01.01.2006, следует, что при осуществлении оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции, произведенной на территории Российской Федерации, требуются товарно-транспортная накладная и справка, прилагаемая к ней, которые удостоверяют легальность производства и оборота продукции, поэтому при их отсутствии данная продукция считается находящейся в незаконном обороте.

В отзыве на кассационную жалобу предприниматель отклоняет доводы кассационной жалобы инспекции.

Арбитражный суд кассационной инстанции, проверив в соответствии со статьями 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность судебного акта, принятого арбитражным судом первой инстанции, исходя из доводов кассационной жалобы и возражений относительно жалобы, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы заявителя.

Из материалов дела следует, что инспекцией проведена в отношении предпринимателя проверка оборота этилового спирта,
алкогольной и спиртосодержащей продукции, по результатам которой составлены акт проверки от 04.10.2006 N 443, протокол от 04.10.2006 изъятия вещей и документов, протокол от 11.10.2006 N 852/алк об административном правонарушении. Основанием для привлечения предпринимателя к административной ответственности по части 2 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по мнению инспекции, является розничная продажа спиртосодержащей продукции (туалетная вода для мужчин емк. 100 мл., содержание спирта этилового денатурированного 80%: “Чарли Динамит“ производитель ЗАО ПФК “Гелен“, по цене 85 рублей за флакон в количестве 4 шт.; “Люнг Дринк“ производитель “Евафлор“ по цене 188 рублей за 1 флакон в количестве 1 шт.) без надлежаще оформленных товаротранспортных документов, без товарно-транспортной накладной, без сертификата соответствия, без справок разделов А и Б к товарно-транспортной накладной.

Арбитражный суд, отказав инспекции в удовлетворении требований о привлечении предпринимателя к административной ответственности по части 2 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, принял по существу правильный судебный акт.

Анализ статьи 2 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ “О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции“ позволяет сделать вывод, что основным критерием отнесения жидкости к спиртосодержащей продукции является содержание в ней этилового спирта более 1,5 процента объема готовой продукции.

В соответствии со статьей 10 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ на продаваемые этиловый спирт, алкогольную и спиртосодержащую продукцию продавец обязан иметь следующие сопроводительные документы: товаротранспортная накладная; справка, прилагаемая к грузовой таможенной декларации (для импортированных этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции); справка, прилагаемая к товарно-транспортной накладной (для этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, производство которых осуществляется на территории Российской Федерации); уведомление (для
этилового спирта (в том числе денатурата) и нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 60 процентов объема готовой продукции).

При этом суд обоснованно указывает, что статья 10.2 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ введена в действие с 01.01.2006 Федеральным законом от 21.07.2005 N 102-ФЗ “О внесении изменений в Федеральный закон “О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции“ и о признании утратившими силу отдельных положений Федерального закона “О внесении изменений в Федеральный закон “О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции“.

Форма справки к товаротранспортной накладной на отечественные этиловый спирт, алкогольную и спиртосодержащую продукцию установлена Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2005 N 864; форма справки к грузовой таможенной декларации на импортную продукцию установлена Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2005 N 872.

Исходя из положений Указа Президента Российской Федерации от 23.05.1996 N 763 “О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти“ (в редакции от 28.06.2005) и того обстоятельства, что Постановление Правительства Российской Федерации от 31.12.2005 N 872 опубликовано в “Российской газете“ от 20.01.2006 N 10, “Собрание законодательства РФ“ от 23.01.2006 N 4 ст. 381, следует, что Постановление Правительства Российской Федерации от 31.12.2005 N 872 вступило в законную силу и подлежит исполнению с 28.01.2006.

До введения Постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2005 N 872 обязательность документов, удостоверяющих легальность оборота импортной продукции, была установлена только для этилового спирта и алкогольной продукции, что подтверждается статьей 26 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ (в предыдущей редакции), устанавливающей в
области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции запрет на оборот этилового спирта (пищевого и непищевого) без оформления документов, подтверждающих легальность их производства и оборота. Перечень документов, подтверждающих легальность производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции на территории Российской Федерации утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.08.1997 N 1019.

Из формы справки к государственной таможенной декларации, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2005 N 872, следует, что данная справка оформляется Федеральной таможенной службой на импортную продукцию, ввозимую на территорию Российской Федерации с 28.01.2006.

Арбитражный суд кассационной инстанции считает, что вывод арбитражного суда о том, что справка к грузовой таможенной декларации должна оформляться только на продукцию, которая была произведена после вступления в законную силу Постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2005 N 872, является неправильным, поскольку сделан в результате неверного толкования положений настоящего Постановления Правительства Российской Федерации, что, по мнению кассационной инстанции, не повлекло принятия неправильного решения по делу.

Поскольку форма справки к государственной таможенной декларации, в том числе на спиртосодержащую продукцию, установлена с 28.01.2006, то соответственно указанные документы оформляются только на спиртосодержащую продукцию, в том числе и непищевую, ввозимую с 28.01.2006, а также обязательность наличия товаротранспортных накладных и справок к государственной таможенной декларации возникает только с 28.01.2006 и при этом на продукцию, ввезенную с указанной даты.

В силу части 2 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях поставка или розничная продажа алкогольной и спиртосодержащей продукции без надлежаще оформленных товаротранспортных документов, без сертификата соответствия по каждому наименованию продукции, без справки к грузовой таможенной декларации или без ее копии с оригиналами оттисков печатей
предыдущего собственника (на импортную алкогольную продукцию) либо без справки к товаротранспортной накладной (на отечественную алкогольную продукцию), а равно поставка или розничная продажа алкогольной и спиртосодержащей продукции в таре и упаковке, не соответствующих установленным законом требованиям, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда с конфискацией алкогольной и спиртосодержащей продукции; на юридических лиц - от четырехсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда с конфискацией алкогольной и спиртосодержащей продукции.

Следовательно, ответственность по части 2 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена за отсутствие данной справки, а не за ее непредставление контролирующим органам.

Арбитражным судом установлено, материалами дела подтверждается, сторонами не оспаривается:

- инспекция просит привлечь предпринимателя к административной ответственности за реализацию (розничную продажу) спиртосодержащей непищевой продукции;

- спиртосодержащая непищевая продукция (туалетная вода для мужчин емк. 100 мл., содержание спирта этилового денатурированного 80%: “Чарли Динамит“ производитель ЗАО ПФК “Гелен“, по цене 85 рублей за флакон в количестве 4 шт.; “Люнг Дринк“ производитель “Евафлор“ по цене 188 рублей за 1 флакон в количестве 1 шт.) является импортной и ввезена на территорию Российской Федерации до 28.01.2006;

- на момент проведения налоговым органом проверки соблюдения предпринимателем законодательства Российской Федерации об обороте спиртосодержащей продукции у заинтересованного лица имелись все необходимые товаросопроводительные документы, подтверждающие легальность оборота спиртосодержащей непищевой продукции импортного производства (туалетная вода для мужчин емк. 100 мл., содержание спирта этилового денатурированного 80%: “Чарли Динамит“ производитель ЗАО ПФК “Гелен“, по цене 85 рублей за флакон в количестве 4 шт.; “Люнг Дринк“ производитель “Евафлор“ по цене 188 рублей за 1 флакон в
количестве 1 шт.).

При этом арбитражный суд обоснованно указывает, что розничная продажа спиртосодержащей непищевой импортной продукции не подпадает под действие требований, установленных Правилами продажи алкогольной продукции, а также Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.08.1997 N 1019, утвердившим Перечень документов, подтверждающих легальность производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции на территории Российской Федерации.

Порядок реализации такой продукции регулируется пунктами 11, 12 и разделом 5 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.1998 N 55 (с последующими изменениями). Пунктом 12 названных Правил установлено, что сведения в товарно-сопроводительных документах должны быть заверены подписью и печатью изготовителя (поставщика, продавца) с указанием его адреса и телефона.

Таким образом, арбитражный суд, основываясь на действующем законодательстве и обстоятельствах дела, установил, что инспекция в соответствии с частью 1 статьи 65 и частью 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не доказала наличие в действиях предпринимателя состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Доводы кассационной жалобы инспекции направлены на переоценку выводов арбитражного суда первой инстанции и в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не могут быть приняты арбитражным судом кассационной инстанции.

Арбитражный суд всесторонне и полно исследовал материалы дела, дал надлежащую правовую оценку всем доказательствам, применил нормы материального права, подлежащие применению, не допустив нарушений процессуального законодательства. Выводы, содержащиеся в обжалуемом судебном акте, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, оснований для их переоценки кассационная инстанция не имеет.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Кемеровской области
от 15.11.2006 (текст решения в полном объеме изготовлен 16.11.2006) по делу N А27-15889/2006-5 оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.