Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 17.08.2007 по делу N А13-2508/2007 Суд отказал в признании незаконным постановления ИФНС о привлечении общества к ответственности по ст. 14.16 КоАП РФ за реализацию алкогольной продукции без документов, подтверждающих легальность ее оборота, поскольку указанные документы не были представлены инспекции в момент проведения проверки, следовательно, в действиях общества имеется состав административного правонарушения.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 17 августа 2007 года Дело N А13-2508/2007“

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Афанасьева С.В., судей Матлиной Е.О. и Нефедовой О.Ю., рассмотрев 16.08.2007 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Шекснинского поселкового потребительского общества на решение Арбитражного суда Вологодской области от 03.05.2007 по делу N А13-2508/2007 (судья Мамонова А.Е.),

УСТАНОВИЛ:

Шекснинское поселковое потребительское общество (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Вологодской области (далее - Инспекция) от 03.04.2007 N 04-25-71 о привлечении заявителя к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи
14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).

Решением от 03.05.2007, законность и обоснованность которого в апелляционном порядке не проверялись, в удовлетворении заявления отказано.

В кассационной жалобе ее податель просит решение отменить, заявленные требования удовлетворить, ссылаясь при этом на нарушение Инспекцией при привлечении Общества к административной ответственности требований статей 28.2 и 28.5 КоАП РФ.

По мнению заявителя, действия, указанные в определении от 19.03.2007 N 17-28/18178 о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования, не являются основанием для его проведения, а протокол об административном правонарушении от 26.03.2007 N 179 не отражает осуществление Инспекцией каких-либо процессуальных действий, совершаемых в рамках административного расследования, в связи с чем не является надлежащим доказательством совершения Обществом административного правонарушения.

Участвующие в деле лица надлежащим образом извещены о месте и времени его слушания, однако своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем кассационная жалоба рассмотрена в их отсутствие.

Законность обжалуемого решения проверена в кассационном порядке.

Как следует из материалов дела, 19.03.2007 сотрудниками Инспекции Сироткиной М.М. и Воробьевым Д.А. на основании поручения от 01.03.2007 N 135 проведена проверка соблюдения Обществом законодательства в сфере оборота алкогольной и табачной продукции в принадлежащем Обществу магазине, расположенном в селе Любомирово Шекснинского района.

Согласно протоколу от 19.03.2007 N 42 в ходе проверки установлена реализация Обществом алкогольной продукции без документов, подтверждающих легальность ее оборота, а именно: по требованию проверяющего не была представлена товарно-транспортная накладная и справка к ней с надлежаще оформленным разделом “Б“ на вино “Монастырская изба“, дата розлива 19.12.2006, емкость 0,7 л, акцизная марка 001 361905156; водку “Русский размер“, дата розлива 24.12.2006, емкость
0,7 л, акцизная марка 004 692728322; портвейн “72“, дата розлива 28.12.2006, емкость 0,7 л, акцизная марка 001 3285924504.

В соответствии с протоколом ареста товаров, транспортных средств и иных вещей от 19.03.2007 N 42 Инспекцией у Общества изъята алкогольная продукция в количестве 17 бутылок.

Определением от 19.03.2007 N 17-28-18178 Инспекцией возбуждено дело об административном правонарушении и проведении административного расследования, по результатам которого Инспекцией 26.03.2007 составлен протокол об административном правонарушении N 179, а 03.04.2007 принято постановление N 04-25-71 о привлечении Общества к предусмотренной частью 3 статьи 14.16 КоАП РФ административной ответственности в виде штрафа в размере 30000 руб.

Считая названное постановление Инспекции незаконным, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

В соответствии с пунктом 1 статьи 10.2 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ “О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции“ (далее - Закон N 171-ФЗ) товарно-транспортная накладная, а также справка, прилагаемая к товарно-транспортной накладной (для этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, производство которых осуществляется на территории Российской Федерации) относятся к числу сопроводительных документов, удостоверяющих легальность производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, без наличия которых невозможно осуществление оборота данной продукции.

Согласно пункту 2 названной статьи этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция, оборот которых осуществляется при полном или частичном отсутствии сопроводительных документов, указанных в пункте 1 статьи 10.2 Закона N 171-ФЗ, считаются продукцией, находящейся в незаконном обороте.

Запрет на розничную продажу алкогольной продукции без сопроводительных документов, предусмотренных статьей 10.2 Закона N 171-ФЗ, установлен пунктом 2 статьи 16 Закона N 171-ФЗ.

Согласно пункту 12 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных постановлением Правительства Российской
Федерации от 19.01.1998 N 55 (далее - Правила) при продаже товаров продавец доводит до сведения покупателя информацию о подтверждении соответствия товаров установленным требованиям путем маркировки товаров в установленном порядке знаком соответствия и ознакомления потребителя по его требованию с одним из следующих документов: с сертификатом или декларацией о соответствии; копией сертификата, заверенной держателем подлинника сертификата, нотариусом или органом по сертификации товаров, выдавшим сертификат; товарно-сопроводительными документами, оформленными изготовителем или поставщиком (продавцом) и содержащими по каждому наименованию товара сведения о подтверждении его соответствия установленным требованиям (номер сертификата соответствия, срок его действия, орган, выдавший сертификат, или регистрационный номер декларации о соответствии, срок ее действия, наименование изготовителя или поставщика (продавца), принявшего декларацию, и орган, ее зарегистрировавший). Эти документы должны быть заверены подписью и печатью изготовителя (поставщика, продавца) с указанием его адреса и телефона.

Пунктом 139 Правил установлено, что на продаваемую алкогольную продукцию продавец обязан иметь следующие сопроводительные документы: товарно-транспортную накладную; копию справки, прилагаемой к грузовой таможенной декларации для импортируемой алкогольной продукции; копию справки, прилагаемой к товарно-транспортной накладной на алкогольную продукцию, производство которой осуществляется на территории Российской Федерации.

Справка, прилагаемая к товарно-транспортной накладной на алкогольную продукцию, должна быть заполнена в соответствии с Правилами заполнения справки к товарно-транспортной накладной на этиловый спирт, алкогольную и спиртосодержащую продукцию, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2005 N 864.

Таким образом, документы на алкогольную продукцию, в том числе товарно-транспортные накладные и прилагаемые к ним надлежаще заполненные справки, подтверждающие легальность ее производства и оборота, должны находиться непосредственно в торговой точке для того, чтобы покупатели имели возможность ознакомиться с ними.

Состав административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи
14.16 КоАП РФ, образует нарушение иных (то есть не предусмотренных частями 1 и 2 названной нормы) правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции.

Судом установлено, что товарно-транспортная накладная и прилагаемая к ней справка с надлежаще оформленным разделом “Б“ на алкогольную продукцию не были представлены Инспекции в момент проведения проверки, что не оспаривается Обществом.

Документы, подтверждающие легальность оборота алкогольной продукции, в полном объеме были представлены Обществом лишь 26.03.2007, что отражено в протоколе об административном правонарушении от 26.03.2007 N 179.

Таким образом, в действиях Общества имеется состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.16 КоАП РФ.

Сам по себе факт наличия предусмотренных Законом N 171-ФЗ и Правилами документов не освобождает заявителя от административной ответственности, поскольку отсутствие документов непосредственно в месте торговли и непредъявление их представителям проверяющего органа образует самостоятельный состав административного правонарушения.

Довод подателя жалобы о том, что указанные в определении от 19.03.2007 N 17-28/18178 о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования действия (истребование и доставка документов и сведений об Обществе, необходимых для составления протокола об административном правонарушении, направление уведомления о вызове Общества для рассмотрения материалов дела об административном правонарушении и другие действия) не являются основанием для его проведения, необоснован, поскольку часть 1 статьи 28.7 КоАП РФ не содержит исчерпывающего перечня процессуальных действий, для проведения которых назначается административное расследование.

Утверждение Общества о том, что протокол об административном правонарушении от 26.03.2007 N 179 не отражает осуществление Инспекцией каких-либо процессуальных действий, совершенных в рамках административного расследования, в связи с чем не может быть надлежащим доказательством совершения Обществом административного правонарушения, является несостоятельным, так как названный
протокол составлен в соответствии с частью 2 статьи 28.2 КоАП РФ, положения которой не содержат требования об обязательном отражении в протоколе об административном правонарушении сведений о мероприятиях, совершенных при проведении административного расследования.

С учетом изложенного, а также принимая во внимание отсутствие со стороны Инспекции нарушений порядка и сроков привлечения Общества к административной ответственности, суд правомерно отклонил заявление Общества.

Ввиду того, что обжалуемое решение принято в соответствии с нормами материального и процессуального права, оснований для его отмены не имеется.

Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Вологодской области от 03.05.2007 по делу N А13-2508/2007 оставить без изменения, а кассационную жалобу Шекснинского поселкового потребительского общества - без удовлетворения.

Председательствующий

АФАНАСЬЕВ С.В.

Судьи

МАТЛИНА Е.О.

НЕФЕДОВА О.Ю.