Решения и определения судов

Постановление ФАС Поволжского округа от 29.11.2007 по делу N А55-1804/2007 Дело о взыскании штрафа за задержку вагонов в части направлено на новое рассмотрение, поскольку в резолютивной части решения суда отсутствует указание на принятие решения по части взыскиваемого штрафа.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 29 ноября 2007 г. по делу N А55-1804/2007

(извлечение)

Резолютивная часть постановления оглашена 22 ноября 2007 года.

Текст постановления в полном объеме изготовлен 29 ноября 2007 года.

Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества “АвтоВАЗтранс“, город Тольятти,

на решение Арбитражного суда Самарской области от 29.05.2007 по делу N А55-1804/2007,

по иску открытого акционерного общества “Российские железные дороги“, город Москва к открытому акционерному обществу “АвтоВАЗ“, город Тольятти и открытому акционерному обществу “АвтоВАЗтранс“, город Тольятти,

о взыскании 19.800 руб. штрафа,

установил:

ОАО “Российские железные дороги“ обратилось в Арбитражный суд Самарской области с иском к ОАО “АвтоВАЗ“, город Тольятти и ОАО “АвтоВАЗтранс“,
город Тольятти о взыскании (с учетом уточнения) 14800 руб. - штрафа за задержку вагонов под погрузкой, выгрузкой более чем на 24 часа по истечении технологического срока оборота вагонов, установленного договором от 23.06.04 N 3/369.

Решением Арбитражного суда Самарской области от 29.05.07 - иск удовлетворен в размере 10000 руб. за счет ОАО “АвтоВАЗтранс“ со ссылкой на нормы ст. ст. 99, 100, 101 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации, ст. ст. 12, 330, 333 Гражданского кодекса Российской Федерации, в иске к ОАО “АвтоВАЗ“ отказано.

В кассационной жалобе ОАО “АвтоВАЗтранс“ просит данное решение суда отменить в связи с нарушением судом норм материального права.

Заявитель кассационной жалобы считает, что условия в договоре N 3/369 от 23.06.04, регламентирующие порядок внесения платы за пользование вагонами парка ОАО “РЖД“, а также других сборов, платежей, штрафов, предусмотренных Уставом железнодорожного транспорта отсутствуют и, следовательно, суду следовало применить п. 1 ст. 432 Гражданского кодекса Российской Федерации и признать договор незаключенным.

Изучив материалы дела, заслушав представителей сторон, обсудив доводы кассационной жалобы коллегия находит, что она подлежит частичному удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно части 6 ст. 62 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации за задержку вагонов, контейнеров, принадлежащих перевозчику, под погрузкой, выгрузкой на местах общего и необщего пользования, в том числе на железнодорожных путях необщего пользования, более чем на двадцать четыре часа по истечении установленных договорами на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования или договорами на подачу и уборку вагонов технологических сроков оборота вагонов, контейнеров либо по истечении тридцати шести часов с момента подачи вагонов под погрузку, выгрузку локомотивами, принадлежащими перевозчику, грузоотправители, грузополучатели, владельцы железнодорожных путей необщего пользования несут перед
перевозчиком ответственность в соответствии со статьей 99 настоящего Устава.

Время нахождения вагонов, контейнеров на железнодорожных путях необщего пользования, обслуживаемых локомотивом владельца или пользователя этих путей (технологический срок оборота вагонов), исчисляется с момента передачи владельцу таких путей вагонов, контейнеров на выставочных путях до момента их возвращения на железнодорожные выставочные пути.

Следовательно, в отношениях, урегулированных договором на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования, обслуживаемого локомотивом владельца путей, или договором на подачу и уборку вагонов, ответственность, предусмотренная частью 6 ст. 62, частью 2 ст. 99, ст. 100 Устава, наступает в случае задержки возврата вагонов, контейнеров владельцами железнодорожных путей необщего пользования на выставочные пути более чем на двадцать четыре часа сверх технологических сроков оборота вагонов, контейнеров, установленных договором (п. 35 Постановления от 06.10.2005 N 30 Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации “О некоторых вопросах практики применения Федерального закона “Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации“).

В силу ст. 58 Устава порядок разработки и определения технологических сроков оборота вагонов, контейнеров, а также технологических норм погрузки грузов в вагоны и выгрузки грузов из вагонов устанавливается федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта, а также договорами на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования и на подачу и уборку вагонов.

Пунктом 13 договора от 23.06.2004 N 3/369 установлены технологические сроки оборота вагонов.

Представленный расчет суммы штрафа основан на ведомостях подачи и уборки вагонов.

Исходя из положений вышеназванных норм права и учитывая, что на период с 21.03.2006 по 28.03.2006 г. тройственное соглашение либо иной договор, регламентирующий порядок уплаты штрафа ОАО “АвтоВАЗ“ заключен не был, принимая во внимание, что перевозчик вправе предъявить требование об уплате штрафа грузоотправителю, грузополучателю либо
владельцу железнодорожных путей необщего пользования, судебные инстанции пришли к правильным выводам об обоснованности требований истца.

Однако кассационная инстанция находит, что судом не принято решение в части 9800 руб., так как иск заявлен о взыскании 19800 руб., однако иск удовлетворен в размере 10000 руб., а в остальной части спор не разрешен, так как в резолютивной части отсутствует указание на принятие решения по сумме 9800 руб.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд кассационной инстанции

постановил:

решение Арбитражного суда Самарской области от 29.05.2007 по делу N А55-1804/2007 оставить в силе в части взыскания 10.000 руб. штрафа и отказа в иске к ОАО “АвтоВАЗ“, в части суммы штрафа в размере 9800 руб. дело направить в Арбитражный суд Самарской области для рассмотрения по существу.

Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.