Решения и определения судов

Постановление ФАС Поволжского округа от 29.11.2007 по делу N А12-9578/2007 Поскольку факт отсутствия у ответчика лицензии на эксплуатацию пожароопасного производственного объекта в нарушение п. 1 ст. 17 ФЗ от 08.08.2001 N 128-ФЗ “О лицензировании отдельных видов деятельности“ подтверждается материалами дела, следовательно, привлечение ответчика к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ правомерно.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 29 ноября 2007 г. по делу N А12-9578/2007

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Поволжского округа

рассмотрел в открытом судебном заседании кассационную жалобу Государственного учреждения “Нехаевский лесхоз“, ст. Нехаевская Волгоградской области,

на решение от “03“ августа 2007 года и постановление апелляционной инстанции от “17“ сентября 2007 года Арбитражного суда Волгоградской области по делу N А12-9578/2007-С24,

по заявлению Прокурора Нехаевского района Волгоградской области к Государственному учреждению “Нехаевский лесхоз“, о привлечении к административной ответственности,

установил:

Прокурор Нехаевского района Волгоградской области (далее - Прокурор) обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении Государственного учреждения “Нехаевский лесхоз“ (далее - Лесхоз) к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью
2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) за осуществление производственной деятельности с использованием пожароопасного объекта без соответствующей на то лицензии.

Решением от 03.08.2007, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 17.09.2007 Арбитражного суда Волгоградской области, заявление Прокурора удовлетворено. Лесхоз привлечен к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ и на него наложено административное взыскание в виде штрафа в сумме 40 000 рублей.

В кассационной жалобе Лесхоз просит отменить состоявшиеся по делу судебные акты, как принятые при неправильном применении норм материального права и принять новое решение. По мнению заявителя жалобы, деятельность по заготовке и переработке древесины осуществляется во исполнение его уставных задач, заготовка и переработка древесины в соответствии со статьей 25 Лесного кодекса Российской Федерации относятся к видам использования лесов, а действие Федерального закона “О лицензировании отдельных видов деятельности“ не распространяется на деятельность по использованию природных ресурсов, в том числе лесов.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Как видно из материалов дела, прокуратурой Нехаевского района 14.06.2007 была проведена проверка Лесхоза по вопросу соблюдения лицензионного законодательства.

В ходе данной проверки установлено, что Лесхоз осуществляет переработку и хранение древесины, из переработанной древесины изготовляет и реализует пиломатериалы. Для осуществления такой предпринимательской деятельности Лесхоз использует лесопильный цех, но не имеет лицензию на эксплуатацию пожароопасного объекта, что привело к вынесению в отношении Лесхоза постановления о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ.

Суд первой инстанции, удовлетворяя требования прокуратуры, исходил из наличия в действиях Лесхоза состава вменяемого ему административного правонарушения.

Такие же выводы содержатся и
в постановлении апелляционной инстанции.

Судебная коллегия выводы судов считает правильными.

Частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ установлена ответственность за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна).

В силу пункта 1 статьи 9 Федерального закона от 21.07.97 N 116-ФЗ “О промышленной безопасности опасных производственных объектов“ организация, эксплуатирующая производственный объект, обязана иметь лицензию на осуществление конкретного вида деятельности в области промышленной безопасности, подлежащего лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Опасными производственными объектами в соответствии с названным Законом являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в приложении 1 к настоящему Федеральному закону (статья 2).

К категории опасных производственных объектов относятся объекты, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются в том числе горючие вещества - жидкости, газы, пыли, способные самовозгораться, а также возгораться от источника зажигания и самостоятельно гореть после его удаления (подпункт “в“ пункта 1 приложения к Закону).

В статье 17 Федерального закона от 08.08.01 N 128-ФЗ “О лицензировании отдельных видов деятельности“ определен перечень видов деятельности, на осуществление которых требуются лицензии. К таким видам деятельности, в частности, относится эксплуатация пожароопасных производственных объектов.

Порядок лицензирования деятельности по эксплуатации пожароопасных производственных объектов установлен Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.08.02 N 595 “Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по эксплуатации пожароопасных производственных объектов“.

На основании подпункта “а“ Положения о лицензировании под пожароопасными производственными объектами понимаются объекты, на которых используются (производятся, хранятся, перерабатываются) легковоспламеняющиеся, горючие и трудногорючие жидкости, твердые горючие и трудногорючие вещества и материалы (в том числе пыль и волокна), вещества и материалы, способные гореть при взаимодействии с водой,
кислородом воздуха и друг с другом.

В соответствии с Приказом от 18.06.03 N 313 “Об утверждении Правил пожарной безопасности в Российской Федерации“ (ППБ 01-03) к легковоспламеняющимся твердым веществам относятся твердые вещества, способные воспламеняться от кратковременного воздействия источника зажигания (Таблица 1).

Из анализа названных норм следует, что деревообрабатывающее производство относится к пожароопасным производственным объектам, поскольку в процессе деревообработки, то есть распиловки леса, столярных работ используются твердые горючие материалы, при технологическом процессе выделяются древесные отходы (щепа и опилки) и древесная пыль (способная к самовозгоранию), что является критерием отнесения к пожароопасным производственным объектам в силу пункта 1 вышеуказанного Положения.

Как подтверждается материалами дела, Лесхоз в процессе производственной деятельности (деревообработка) использует (производит, хранит, перерабатывает) древесину (твердый горючий материал) в результате чего при технологическом процессе происходит значительное выделение древесных отходов (щепа и опилки) и древесной пыли (способной к самовозгоранию), то есть осуществляет эксплуатацию пожароопасного производственного объекта.

Следовательно, Лесхоз эксплуатирует пожароопасный производственный объект и обязан иметь лицензию на осуществление данного вида деятельности.

Факт отсутствия у Лесхоза лицензии было установлено в ходе прокурорской проверки, подтверждается доказательствами, добытыми в установленном порядке, и не оспаривается ответчиком.

При таких обстоятельствах, судом сделан правильный вывод о наличии в действиях Лесхоза состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ.

На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение от 03 августа 2007 года и постановление апелляционной инстанции от 17 сентября 2007 года Арбитражного суда Волгоградской области по делу N А12-9578/2007 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.