Решения и определения судов

Постановление ФАС Поволжского округа от 27.11.2007 по делу N А55-1170/07 Бездействие ответчика, выразившееся в неисполнении в установленный срок обязанности по подготовке и направлению заявителю мотивированного заключения о возможности или невозможности изготовления проекта границ земельного участка, признано незаконным, поскольку нарушает требования ст. 34 Земельного кодекса РФ, а также права и законные интересы заявителя в сфере экономической деятельности и препятствует дальнейшему исполнению возложенных на него обязанностей.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 27 ноября 2007 г. по делу N А55-1170/07

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,

рассмотрев кассационную жалобу Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара,

на постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 20 июля 2007 года по делу N А55-1170/07,

по заявлению Министерства имущественных отношений Самарской области о признании незаконным бездействия Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара и обязании утвердить проект земельного участка,

третье лицо: общество с ограниченной ответственностью ТД “Реал“, г. Самара,

установил:

Министерство имущественных отношений Самарской области обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконными бездействия Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара, выразившиеся в неисполнении в месячный срок
с момента поступления обращения обязанности по обеспечению изготовления и утверждения проекта границ земельного участка, и обязании утвердить проект земельного участка (с учетом уточненных требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

В качестве третьего лица к участию в деле привлечено общество с ограниченной ответственностью Торговый дом “РЕАЛ“ (далее - ООО ТД “РЕАЛ“).

Решением Арбитражного суда Самарской области от 21.05.2007 в удовлетворении заявленных требований отказано.

Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.07.2007 решение суда отменено, заявленные требования удовлетворены в полном объеме.

В соответствии со статьей 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о месте и времени судебного разбирательства.

В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в ходе судебного заседания был объявлен перерыв до 27.11.2007 на 10 часов 25 минут.

Не согласившись с постановлением апелляционной инстанции, Департамент строительства и архитектуры городского округа Самара обратился в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит его отменить, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права.

Заявитель кассационной жалобы указывает, что в соответствии с подпунктом “г“ пункта 1 Устава городского округа Самара Департамент строительства и архитектуры администрации городского округа Самара входит в структуру органов местного самоуправления городского округа Самара, в соответствии с распоряжением Главы городского округа Самара от 19.12.2006 N 642-р “Об утверждении структуры Департамента строительства и архитектуры администрации городского округа Самара“ Комитет архитектуры и градостроительства входит в структуру Департамента, в связи с чем решение о невозможности изготовления и утверждения проекта границ под установку рекламной конструкции от 05.03.2007 N СП-9/-1675-0-2, подписанное руководителем Комитета архитектуры и градостроительства,
принято уполномоченным должностным лицом органа местного самоуправления. Таким образом, бездействие со стороны Департамента на момент рассмотрения спора отсутствует.

Кроме того, как указал заявитель кассационной жалобы, в адрес Министерства имущественных отношений Самарской области был повторно направлен мотивированный ответ о невозможности изготовления и утверждения проектов границ земельных участков под установку рекламной конструкции на испрашиваемый земельный участок ООО ТД “РЕАЛ“ от 03.07.07 N СП-9/-1675-0-3, подписанный руководителем Департамента, что также подтверждает отсутствие бездействия Департамента.

Суд кассационной инстанции, рассмотрев материалы дела, изучив доводы кассационной жалобы и проверив в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судом апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, установил следующее.

Из материалов дела усматривается, 23.10.2006 ООО ТД “РЕАЛ“ обратилось в Министерство имущественных отношений Самарской области с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка, расположенного по адресу: г. Самара, Кировский район, Московское шоссе (в город), между ул. Алма-Атинская и ул. Ташкентская, площадью 9,10 кв. м., под установку рекламной продукции.

26.10.2006 во исполнение постановления Главы городского округа Самара от 19.09.2006 N 2340 “Об определении уполномоченных органов по утверждению проектов границ земельных участков, предоставляемых для целей, не связанных со строительством“ Министерством имущественных отношений Самарской области в адрес Департамента строительства и архитектуры администрации городского округа Самара было направлено обращение об изготовлении и утверждении проекта границ земельного участка, испрашиваемого в аренду ООО ТД “РЕАЛ“, с приложением схемы местоположения данного земельного участка.

Однако в установленный срок Департаментом строительства и архитектуры администрации городского округа Самара не был направлен ответ на обращение заявителя, в связи с чем Министерство имущественных отношений Самарской области обратилось в арбитражный суд с заявлением о
признании незаконными бездействия Департамента.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции указал, что Департаментом с нарушением установленных сроков был дан ответ от 05.03.2007 N СП-9/-1675-0-2 о невозможности изготовления и утверждения проектов границ земельных участков под установку рекламной продукции, в связи с чем на момент рассмотрения спора бездействия со стороны Департамента отсутствуют.

Суд апелляционной инстанции, отменяя решение суда, указал на то, что Комитет архитектуры и градостроительства, выдавший вышеуказанный ответ от 05.03.2007 N СП-9/-1675-0-2, не является органом местного самоуправления, уполномоченным на решение вопросов по результатам обращения об изготовлении и утверждении проектов границ земельных участков, таким образом, ответчиком не исполнена возложенная на него обязанность, в связи с чем заявленные исковые требования были удовлетворены в полном объеме.

В соответствии со статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации и пунктом 2.7 “Порядка предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством“ Департамент строительства и архитектуры администрации городского округа Самара, являясь органом местного самоуправления, обязан в недельный срок с момента поступления обращения, с учетом и в соответствии с градостроительной документацией, правилами застройки, целевым назначением земель, подготовить и направить заявителю мотивированное заключение о возможности или невозможности изготовления проекта границ земельного участка и его утверждения. В месячный срок поступления обращения заявителя на Департамент возлагается обязанность обеспечить изготовление и утверждение проекта границ земельного участка.

В установленный законом срок на обращение Министерства имущественных отношений Самарской области Департаментом ответ не был дан, что подтверждается материалами дела.

В соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности, принятый и введенный в действие с 01.01.2003 Постановлением Государственного комитета Российской Федерации
по стандартизации и метрологии от 06.11.2001 N 454-ст, деятельность Министерства в рамках реализации возложенных на него полномочий по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством, предоставленных постановлением Правительства Самарской области от 13.06.2006 N 67, является одним из видов экономической деятельности.

Кроме того, соблюдение предусмотренной законодательством процедуры утверждения проекта границ земельного участка и предоставления его в установленном порядке направлено в конечном итоге на получение арендной платы за использование земельного участка. Согласно статье 11 Федерального закона “О федеральном бюджете на 2007 год“ средства, полученные в виде арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, в границах городских округов поступают в бюджеты субъектов Российской Федерации в размере 50 процентов.

Таким образом, бездействия Департамента, выразившиеся в неисполнении в установленный срок обязанности по подготовке и направлению заявителю мотивированного заключения о возможности или невозможности изготовления проекта границ земельного участка и его утверждения, нарушают права и законные интересы Министерства в сфере экономической деятельности и препятствуют дальнейшему исполнению возложенных на него обязанностей.

Кроме того, ранее Департаментом был изготовлен и утвержден план границ земельного участка в отношении заявителя по установке рекламного щита.

В соответствии с пунктом 1 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

Выводы суда апелляционной инстанции
суд кассационной инстанции считает законными и обоснованными, оснований для признания удовлетворения кассационной жалобы не находит.

Руководствуясь, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции установил:

постановила:

постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.07.2007 по делу N А55-1170/2007 оставить без изменения, кассационную жалобу Департамента строительства и архитектуры администрации городского округа Самара без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.