Решения и определения судов

Постановление ФАС Поволжского округа от 21.11.2007 по делу N А55-18001/06 Из материалов дела следует, что, несмотря на содержание учредительных документов, организация фактически является коммерческой организацией и не попадает под характеристики, содержащиеся в ст. 9 ФЗ “О некоммерческих организациях“ и п. 1 ст. 120 ГК РФ, соответственно, она не имеет права на льготу, предусмотренную пп. 2 п. 3 ст. 149 НК РФ.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 21 ноября 2007 г. по делу N А55-18001/06

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Самарской области

на решение от 27.02.2007 Арбитражного суда Самарской области и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.05.2007 по делу N А55-18001/06

по заявлению Тольяттинской городской общественной организации инвалидов “СМиК“, Самарская область, г. Тольятти, к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Самарской области о признании недействительным решения от 20.10.2006 N 19-28/128,

установил:

Тольяттинская городская общественная организация инвалидов “СМиК“ обратилась в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной
налоговой службы N 2 по Самарской области N 19-28/128 от 20.10.2006 о привлечении к налоговой ответственности.

Решением арбитражного суда от 27.02.2007 заявление удовлетворено.

Постановлением апелляционной инстанции от 11.05.2007 решение отменено в части признания недействительным п. 1.2 решения инспекции о доначислении 37840 руб. налога на добавленную стоимость, начисления 6492 руб. пени и взыскания на основании п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации 7568 руб. штрафа. В остальной решение оставлено без изменения.

В кассационной жалобе Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 2 по Самарской области просит решение суда первой инстанции, постановление апелляционной инстанции в части признания недействительным решения налогового органа N 19-28/128 в части налога на добавленную стоимость в сумме 11 454 337 руб., штрафных санкций по п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации в сумме 2 290 867 руб., пени по налога на добавленную стоимость в сумме 1 960 868 руб. отменить в удовлетворении заявления отказать.

Судебная коллегия, изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, считает ее подлежащей удовлетворению.

Как следует из материалов дела, Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 2 по Самарской области налоговым органом проведена выездная налоговая проверка Тольяттинской городской общественной организации инвалидов “СМиК“ по вопросу правильности исчисления и своевременности уплаты налога на добавленную стоимость, транспортного налога за период с 17.11.2004 по 31.12.2005.

По результатам проверки составлен акт N 19-29/123ДСП от 22.09.2006 и вынесено решение N 19-28/128 от 20.10.2006.

Данным решением общество привлечено к налоговой ответственности предусмотренной п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде взыскания 2 298 435 руб. штрафа, налогоплательщику также предложено уплатить 11 492 177 руб. налога, и 1 967
360 руб. пени.

Основанием для начисления налога, пени и взыскания штрафа послужил вывод инспекции о незаконности применения обществом льготы, предусмотренной пп. 2 п. 3 ст. 149 Налогового кодекса Российской Федерации, так как организация не занималась деятельностью, направленной на достижение уставных целей, а также то, что основная часть денежных средств направлена на выдачу заработной платы физических лиц, не являющихся членами общества и инвалидами.

Удовлетворяя заявление, суды исходили из того, что согласно Уставу, свидетельству о государственной регистрации от 09.11.2004 заявитель является общественной организацией инвалидов, не менее 80% его членов являются инвалидами, и поэтому общество имело право на льготу, предусмотренную подпунктом 2 пункта 3 ст. 149 Налогового кодекса Российской Федерации.

Согласно указанной норме не подлежат налогообложению операции по реализации (в том числе передача, выполнение, оказание для собственных нужд) товаров (за исключением подакцизных, минерального сырья и полезных ископаемых, а также других товаров по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации по представлению общероссийских общественных организаций инвалидов), работ, услуг (за исключением брокерских и иных посреднических услуг), производимых и реализуемых общественными организациями инвалидов (в том числе созданными как союзы общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80%.

Следовательно, исходя из содержания данной нормы Кодекса, от налога на добавленную стоимость освобождается реализация общественными организациями инвалидов товаров, произведенных этими организациями независимо от суммы выручки.

При этом судами не принято во внимание следующее. Согласно Уставу и протоколам собрания, общество создано с целью объединения инвалидов для их профессиональной деятельности и социальной реабилитации, привлечения инвалидов к активным занятием физкультурой и спортом, формирования в обществе мнения “инвалид - полноценный член общества“.

В соответствии
со ст. 5 ФЗ “Об общественных объединениях“ под общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, образованное по инициативе граждан. Создание общественного объединения означает, что оно имеет право осуществлять уставную деятельность и приобретает определенные права и обязанности.

Часть 5 ст. 6 конкретизирует признаки учредителей, членов и участников общественных объединений, установленные в ст. 6 Закона и предъявляемые к ним специальные требования. Учредители - юридические и физические лица, созвавшие общее собрание, на котором принимается устав, формируются его руководящие и контрольно-ревизионные органы. Члены - юридические и физические лица, чья заинтересованность в совместном решении задач оформляется соответствующими заявлениями и документами.

Участники общества отличаются от членов общественного объединения тем, что участники, в отличие от членов, не оформляют своего участия в общественном объединении соответствующими документами, что, по сути, означает нефиксированное членство. Других категорий работников для общественных объединений не предусмотрено.

Федеральным законом от 24.11.1995 N 181-ФЗ “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“ определена государственная политика в области социальной защиты инвалидов, предусмотрен комплекс мер, которые направлены на предоставление конкретной помощи инвалидам, будь то возможность получения образования, обеспечение занятости инвалидов, налоговые льготы и т.д.

При этом законодательством установлен ряд условий, соблюдение которых необходимо для получения права на применение налоговых льгот. Эти требования к самой общественной организации:

1) целью создания и деятельности такой организации должна являться защита прав и законных интересов инвалидов (ст. 33 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“);

2) инвалиды и их законные представители должны составлять не менее 80% членов общественной организации (ст. 34 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“).

В
соответствии с этими условиями данные организации, созданные инвалидами, должны осуществлять деятельность в целях оказания социальной, правовой и иной помощи инвалидам и лицам, представляющими их интересы.

Основной вид деятельности заявителя - деятельность других общественных организаций.

Согласно п. 1 ст. 117 Гражданского кодекса Российской Федерации общественные организации являются некоммерческими организациями. Они вправе осуществлять предпринимательскую деятельность лишь для достижения целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям. Общественные организации инвалидов, созданные с целью обеспечения им равных с другими гражданами возможностей, есть форма социальной защиты инвалидов. То есть, характер деятельности обусловлен и должен соответствовать целям ее создания.

В нарушение п. 1 ст. 2 Федерального закона N 7-ФЗ от 12.01.1996 “О некоммерческих организациях“, в которой установлено, что некоммерческой является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности, ТГООИ “СМиК“ преимущественно осуществляло в 2004 - 2005 гг. производственную, коммерческую деятельность с целью получения прибыли.

Фактически, в проверяемом периоде организация занималась производством и реализацией изделий из бетона, т.е. осуществляла деятельность, указанную в других видах деятельности общества, осуществляемых лишь для достижения уставных целей (п. 1.8. Устава). В проверяемом периоде ТГООИ “СМиК“ получало доход от реализации строительных материалов из бетона, реализации металлолома в общей сумме 81 415 447 руб., вырученные от реализации товаров (работ, услуг) денежные средства использовались на приобретение необходимых материалов и аренду оборудования, выплату заработной платы основным работникам производства в количестве 390 человек.

За весь проверяемый период 2004 - 2005 гг. организацией направлены на уставные и благотворительные цели 71 250 руб., что составляет 0,08% от общей суммы полученных доходов за 2004 - 2005 гг., что подтверждается платежными поручениями
на приобретение инвентаря и детских игрушек в ноябре - декабре 2005 года. Данные обстоятельства обществом не оспаривались.

По договору аренды недвижимого имущества с ВОАО “СМиК“, организация арендует 1/3 всех производственных площадей завода ВОАО “СМиК“, (подтверждается протоколом осмотра цеха реализации и договорами аренды), что подтверждает основную коммерческую деятельность ТГООИ “СМиК“.

По данным Самарского регионального отделения Фонда Социального Страхования Российской Федерации, производство имеет категорию повышенного профессионального риска (15), что исключает работу основных категорий инвалидов. На территории ТГООИ “СМиК“ находятся опасные производственные объекты - площадка кранов мостового типа (в подтверждение - идентификационный лист опасного производственного объекта).

Федеральный закон от 19.05.1995 N 82-ФЗ “Об общественных объединениях“ отличает общественное объединение от других учреждений иных организационно-правовых форм общественных объединений по цели: оказание конкретного вида услуг, отвечающих интересам участников и соответствующих уставным целям. Таким образом, деятельность, противоречащая уставным целям создания любого вида учреждения, запрещена. Следовательно, организация, нарушив основной предмет деятельности и Уставные цели и занимаясь деятельностью, связанной с получением дохода, не соответствует критериям общественной организации.

Таким образом из материалов дела следует, что несмотря на содержание учредительных документов, организация фактически является коммерческой организацией и не попадает под характеристики, содержащиеся в ст. 9 Федерального закона N 7-ФЗ от 12.01.1996 “О некоммерческих организациях“ и п. 1 ст. 120 Гражданского кодекса Российской Федерации. Соответственно она не имеет право на льготу, предусмотренную подпунктом 2 пункта 3 ст. 149 Налогового кодекса Российской Федерации.

При таких обстоятельствах у судов оснований для удовлетворения заявления не имелось.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 286, 287, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.05.2007 по делу N А55-18001/06
об оставлении без изменения решения Арбитражного суда Самарской области от 27.02.2007 в части признания недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Самарской области N 19-28/128 в части доначисления налога на добавленную стоимость в сумме 11 454 337 руб., взыскания на основании п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации 2 290 867 руб. штрафа, и начисления 1 960 868 руб. пени отменить. Тольяттинской городской общественной организации инвалидов “СМиК“ в удовлетворении заявления отказать.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.