Решения и определения судов

Постановление ФАС Поволжского округа от 01.11.2007 по делу N А65-4218/07-СГ4-21 Учитывая, что уполномоченный орган не представил доказательств невозможности применения административного порядка ликвидации должника в соответствии со ст. 21.1 ФЗ “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей“, а сам факт наличия задолженности перед бюджетом не является препятствиям для применения административного порядка исключения недействующего юридического лица из реестра, суд прекратил производство по делу о признании должника банкротом.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 1 ноября 2007 г. по делу N А65-4218/07-СГ4-21

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Федеральной налоговой службы России, город Москва от 07.08.2007,

на определение Арбитражного суда Республики Татарстан от 22.05.2007 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.07.2007 по делу N А65-4218/07-СГ4-21,

по заявлению Федеральной налоговой службы России о признании товарищества с ограниченной ответственностью “Промышленно-торговая компания “Итиль-Чулман“, город Казань, несостоятельным (банкротом),

установил:

Федеральная налоговая служба России обратилась в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением о признании несостоятельным (банкротом) отсутствующего должника - ТОО “Информ-Центр“, город Казань.

Определением Арбитражного суда Республики Татарстан производство по делу о несостоятельности (банкротстве) отсутствующего должника
- ТОО “Информ-Центр“, город Казань, прекращено.

Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.07.07 данное определение оставлено без изменения.

В кассационной жалобе Федеральная налоговая служба России просит их отменить в связи с нарушением судом норм ст. 227 Федерального закона “О несостоятельности (банкротстве)“, ст. 21.1. Федерального закона Российской Федерации “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей“, кроме того, решение об исключении должника из Единого государственного реестра юридических лиц не могло быть принято в связи с наличием у должника задолженности по обязательным платежам в бюджет. При этом административная процедура прекращения недействующих юридических лиц не позволяет, в отличие от процедуры банкротства, признать безнадежным ко взысканию и списанию недоимки.

Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, коллегия находит, что она не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Суд первой инстанции, прекращая производство по делу о банкротстве, пришел к выводу, что должник отвечает признакам недействующего юридического лица, указанным в ст. 21.1. Федерального закона “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей“, в связи с чем его исключение из Единого государственного реестра юридических лиц производится в порядке, установленном данным законом.

Суд установил, что последний бухгалтерский баланс должником предоставлялся в 1994 году, исполнительное производство окончено 15.12.02 с вынесением акта о невозможности взыскания, по юридическому адресу должник отсутствует.

Суд апелляционной инстанции, придя к выводу о законности об обоснованности определения суда первой инстанции, указал также, что заявитель в рамках дела о банкротстве отсутствующего должника не представил суду доказательства, обосновывающие вероятность обнаружения у должника в достаточном объеме имущества, за счет которого могут быть покрыты расходы в деле о банкротстве, отсутствие доказательств достаточности имущества отсутствующего должника при отсутствии
заявлений иных кредиторов, помимо уполномоченного органа, о готовности нести расходы, связанные с производством по делу о банкротстве отсутствующего должника.

Доводы уполномоченного органа о том, что у должника имеются непогашенные обязательства перед государством, что препятствует принятию решения об исключении его из единого государственного реестра юридических лиц в процедуре, установленной ст. 21.1. ФЗ РФ “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей“ (с учетом того, что налоговые органы являются одновременного уполномоченными государственными органами в области регистрации юридических лиц и уполномоченными государственными органами публично-правовых образований, как кредиторов в рамках дела о банкротстве) не могут быть приняты во внимание.

Для реализации своих полномочий, как кредиторов по обязательным платежам, в рамках процедуры банкротства отсутствующих должников, налоговые органы, при подаче заявления в арбитражный суд должны дать оценку целесообразности обращения в суд с таким заявлением. При этом, как указано в Постановлении Пленума ВАС РФ от 20.12.2006 года N 67, должна быть учтена возможность погашения должником в процедуре банкротства как имеющейся недоимки по обязательным платежам, так и наличие у должника имущества, необходимого для покрытия расходов, связанных с проведением процедур банкротства. Обоснованность решения налогового органа об инициировании процедуры банкротства в арбитражном суде в отношении отсутствующего должника должна быть доказана в суде представлением доказательств наличия у должника имущества, позволяющего удовлетворить требования кредитора и погасить расходы, связанные с процедурой банкротства, либо доказательствами возможности удовлетворения таких требований и погашения расходов за счет имущества иных лиц, несущих субсидиарную ответственность по обязательствам должника, либо приобретших имущество должника по недействительным сделкам, возможность оспаривания которых не утрачена.

В противном случае выделенные государством налоговым органам денежные средства на проведение процедур
банкротства отсутствующих должников не приведут к удовлетворению требований государства, как кредитора в рамках дела о банкротстве, инициирование и проведение таких процедур приведет к напрасному расходованию государственных средств для того чтобы установить формальный факт признания безнадежными к взысканию недоимки и задолженности по пеням и штрафам.

Именно для предотвращения таких последствий инициирования процедур банкротства в отношении отсутствующих должников законодатель внес изменения в ФЗ РФ “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей“, установив внесудебную процедуру исключения из единого государственного реестра должников, фактически прекративших свою деятельность.

Поскольку заявитель не доказал наличие возможности удовлетворения за счет имущества отсутствующего должника требований по обязательным платежам и погашения расходов, связанных с проведением процедуры банкротства, суды первой и апелляционной инстанций правомерно прекратили производство по делу о банкротстве. Судами правильно применены ст. 21.1 ФЗ РФ “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей“, с учетом ст. 227 ФЗ РФ “О несостоятельности (банкротстве)“, ст. 150 АПК РФ с учетом совокупного толкования данных норм права, данных в Постановлении Пленума ВАС РФ N 67 от 20.12.2006 года, выводы которого являются обязательными для применения арбитражными судами.

При таких данных коллегия считает, что правовые основания для отмены обжалуемых судебных актов не имеются.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286, 287, 289, 290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд кассационной инстанции

постановил:

определение Арбитражного суда Республики Татарстан от 22.05.2007 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.07.2007 по делу N А65-4218/07-СГ4-21, оставить без изменений, кассационную жалобу без удовлетворения.

Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.