Решения и определения судов

Постановление ФАС Поволжского округа от 31.10.2007 по делу N А06-1323/07 Морские суда валовой вместимостью свыше 1000 тонн, находящиеся в собственности иностранных лиц и зафрахтованные российскими лицами по договору тайм-чартера или бербоут-чартера, при условии их использования в международных перевозках товаров и пассажиров временно ввозятся на таможенную территорию Российской Федерации с полным освобождением от обложения таможенными пошлинами и налогами на срок действия указанных договоров.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 31 октября 2007 г. по делу N А06-1323/07

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Астраханской таможни

на решение от 26.04.2007 (в редакции дополнительного решения от 23.05.2007) и постановление апелляционной инстанции от 05.07.2007 Арбитражного суда Астраханской области по делу N А06-1323/07-18

по заявлению общества с ограниченной ответственностью “Судоходная компания “Южная линия“ г. Астрахань к Астраханской таможне о признании решения и требования незаконными

в судебном заседании объявлен перерыв до 31.10.2007 до 9 часов 25 минут.

установил:

общество с ограниченной ответственностью “Судоходная компания “Южная линия“ обратилось в Арбитражный суд Астраханской области с заявлением к Астраханской таможне о признании незаконным решения о
задолженности по таможенным платежам и пени, признанию недействительным требования N 23 от 23.01.2007 о взыскании таможенных платежей в сумме 153.167,26 рублей и требования N 63 от 21.02.2007 о взыскании таможенных платежей в сумме 2.357.586,32 рублей.

Решением арбитражного суда от 26.04.2007, с учетом дополнительного решения от 23.05.2007 заявление удовлетворено.

Постановлением апелляционной инстанции от 05.07.2007 решение оставлено без изменения.

В кассационной жалобе Астраханская таможня просит принятые по делу судебные акты отменить, дело направить на новое рассмотрение.

Судебная коллегия, изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, оснований для ее удовлетворения не находит.

Как следует из материалов дела, теплоход “Амина“ принадлежит на праве собственности “WARMWELL ENTERPRISES LTD.“ (Кипр) с регистрацией в республике Грузия.

Теплоход зарегистрирован в бербоут-чартерном судовом реестре Астраханского морского торгового порта за ООО “Судоходная компания “Южная линия“.

8 мая 2006 года теплоход “Амина“ прибыл на таможенную территорию России. При этом теплоход был оформлен в упрощенном порядке, предусмотренным главой 22 Таможенного кодекса РФ, путем предоставления стандартных документов перевозчика.

Определением от 19.01.2007 о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования Астраханская таможня приняла решение о неправомерном оформлении теплохода “Амина“ с применением специальной таможенной процедурой “Перемещение транспортных средств“. Это же определение Астраханской таможни явилось основанием для выставления требования N 23 от 23.01.2007 об уплате таможенных платежей за период с 08.05.2006 года по 30.06.2006 года в сумме 153.167,26 рублей и требования N 63 от 21.02.2007 об уплате таможенных платежей за период с февраля 2004 года по апрель 2006 года на сумму 2.357.586,32 рублей.

Астраханская таможня указала, что принятое решение основано на несоблюдении условий ст. 271 Таможенного кодекса Российской Федерации, а именно отсутствием регистрации за
иностранным лицом либо на территории иностранного государства.

Признавая действия таможни неправомерными, суды обоснованно исходили из следующего.

В силу ст. 270 Таможенного кодекса Российской Федерации транспортные средства перемещаются через таможенную границу в соответствии с таможенными режимами временного ввоза и временного вывоза в порядке, предусмотренном главой 22 Таможенного кодекса Российской Федерации.

В соответствии с ч. 1 ст. 271 Таможенного кодекса Российской Федерации временный ввоз транспортных средств на таможенную территорию Российской Федерации с полным освобождением от уплаты таможенных платежей допускается лишь при условии, если транспортное средство зарегистрировано за иностранным лицом и (или) на территории иностранного государства.

В соответствии со статьей 15 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации, если иностранное морское судно находится во владении и пользовании Российского лица по договору фрахтования судна (бербоут-чартер), ему предоставляется право плавания под Российским флагом и в силу ст. 38 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации ему выдается свидетельство о праве плавания под Государственным флагом Российской федерации.

Согласно п. 2 ст. 15 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации от 30.04.1999 года право плавания под Государственным флагом Российской Федерации может быть временно предоставлено зарегистрированному в реестре судов иностранного государства судну, предоставленному в пользование и во владение российскому фрахтователю по договору фрахтования судна без экипажа (бербоут-чартеру).

В соответствии с п. п. 1, 2 статьи 37 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации, судно может быть зарегистрировано только в одном из реестров судов. Судно, зарегистрированное в реестре судов иностранного государства, может быть зарегистрировано в Государственном судовом реестре, Российском международном реестре судов или судовой книге после исключения из реестра судов иностранного государства и представления свидетельства, удостоверяющего, что судно исключено из такого реестра.

Судами установлено,
что судовладельцем уплачивались все ежегодные платежи и налоги за пребывание указанного судна в Государственном судовом реестре Грузии как основном с момента регистрации в 2003 году по настоящее время. Регистрация судна в основном реестре не прекращается, а приостанавливается с целью выполнения требований статьи 6 Конвенции об открытом море 1958 года при смене флага в связи с передачей судна в бербоут-чартер.

Астраханской таможней вывод об отсутствии регистрации судна в реестре судов иностранного государства сделан только на основании права теплохода “Амина“ на плавание под российским флагом, хотя право плавания под российским флагом предоставлено судну, зарегистрированному в реестре судов иностранного государства.

Исключение судна “Амина“ из реестра судов иностранного государства и наличие свидетельства, удостоверяющего, что судно исключено из такого реестра, Астраханской таможней не выяснялось в суду не было представлено.

Таким образом, Астраханская таможня пришла к необоснованному выводу об отсутствии у теплохода “Амина“ регистрации на территории иностранного государства.

Более того, использование российским юридическим лицом судов на основании договоров бербоут-чартера в соответствии с целями, предписанными данным видом договоров, и при наличии документов, подтверждающих права фрахтователя на владение судами, является основанием для освобождения от уплаты таможенных пошлин на основании подпункта 2 пункта 1 статьи 271 Таможенного кодекса Российской Федерации.

Согласно пункту 2 статьи 271 Кодекса Правительство Российской Федерации вправе устанавливать случаи временного ввоза транспортных средств на таможенную территорию Российской Федерации с полным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов, если временно ввезенное транспортное средство используется российским лицом либо зарегистрировано за российским лицом, а также если другие условия, предусмотренные подпунктами 1 - 4 пункта 1 статьи 271 Кодекса, не соблюдаются, при условии, что в течение
срока временного ввоза транспортного средства право собственности на транспортное средство не переходит российскому лицу.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.06.02 N 448 “Об освобождении от обложения таможенными пошлинами и налогами временно ввезенных на таможенную территорию Российской Федерации морских судов“ установлено, что морские суда валовой вместимостью свыше 1000 (коды ТН ВЭД 8901101000, 8901201000, 8901301000, 8901901000), находящиеся в собственности иностранных лиц и зафрахтованные российскими лицами по договору тайм-чартера или бербоут-чартера, при условии их использования в международных перевозках товаров и пассажиров временно ввозятся на таможенную территорию Российской Федерации с полным освобождением от обложения таможенными пошлинами и налогами на срок действия указанных договоров.

Доказательств о невозможности применения данного Постановления к спорным правоотношениям таможня не представила. Из материалов дела видно, что суд является морским, его валовая вместимость 1 430.

При таких обстоятельствах оснований для отмены судебных актов не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение от 26.04.2007 (в редакции дополнительного решения от 23.05.2007) и постановление апелляционной инстанции от 05.07.2007 Арбитражного суда Астраханской области по делу N А06-1323/07-18 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.