Решения и определения судов

Постановление ФАС Поволжского округа от 09.10.2007 по делу N А12-8537/07-С6 До момента издания Правительством РФ порядка утверждения формы бланков строгой отчетности использование организациями и индивидуальными предпринимателями приравниваемых к чекам документов строгой отчетности по формам, утвержденным Министерством финансов РФ по согласованию с Государственной межведомственной экспертной комиссией по контрольно-кассовым машинам, не является основанием для возложения на них ответственности за неприменение контрольно-кассовых машин.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 9 октября 2007 г. по делу N А12-8537/07-С6

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы Российской Федерации по городу Волжскому Волгоградской области,

на решение от 14.06.2007 и постановление апелляционной инстанции от 26.07.2007 Арбитражного суда Волгоградской области по делу N А12-8537/07-с6

по заявлению индивидуального предпринимателя Ф.И.О. город Волжский Волгоградской области к Инспекции Федеральной налоговой службы Российской Федерации по городу Волжскому Волгоградской области о признании незаконным Постановления по делу об административном правонарушении,

установил:

предприниматель Щеглов И.В. обратился в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы Российской Федерации по городу Волжскому Волгоградской
области о признании незаконным и отмене Постановления от 16.05.2007 о привлечении к административной ответственности за административное правонарушение.

В обоснование заявления указано, что должностным лицом налогового органа составлен протокол от 08.05.2007 N 005258 об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена статьей 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП Российской Федерации). Однако оспариваемым постановлением заявитель привлечен к ответственности по статье 15.1 Кодекса без обоснования переквалификации вменяемых правонарушений.

Полагает, что оснований для привлечения его к ответственности по статье 14.5 КоАП Российской не имеется, так как он оказывал юридические услуги населению и выдавал бланки строгой отчетности при взимании платы за данные услуги.

Решением арбитражного суда первой инстанции от 14.06.2007, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 26.07.2007, заявленные требования удовлетворены, оспариваемое постановление административного органа признано незаконным и отменено.

Суды пришли к выводу об отсутствии в действиях заявителя состава вменяемого ему административного правонарушения.

Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, налоговый орган обратился в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить, в удовлетворении заявления истцу отказать, указывая о правомерном привлечении заявителя к административной ответственности. Считает, что выданные предпринимателем Щегловым И.В. квитанции о приеме денежных средств не являются бланками строгой отчетности, приравненными к кассовым чекам.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия считает ее не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.

Как усматривается из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанций, 08.05.2007 в ходе проверки представленных заявителем документов установлено неприменение предпринимателем Щегловым И.В. контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов. Так, при получении денежных средств за оказанные юридические услуги гражданам
Подболотовой Т.М., Кравченко С.В. предпринимателем выданы квитанции: 05.03.2007 на сумму 7000 руб., 02.04.2007 на сумму 7000 руб., 18.04.2007 на сумму 10000 руб. По выявленным фактам составлен акт проверки полноты учета выручки, полученной с применением контрольно-кассовой техники, от 08.05.2007.

В этот же день административным органом с участием предпринимателя Щеглова И.В. составлен протокол N 005258 об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена статьей 14.5 КоАП Российской Федерации.

Постановлением Инспекции ФНС Российской Федерации по городу Волжскому Волгоградской области от 16.05.2007 N 005258 предприниматель Щеглов И.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 15.1 КоАП Российской Федерации, ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 3000 руб. При этом в мотивировочной части Постановления имеется ссылка на статью 14.5 Кодекса.

Решением ответчика N 28592 от 16.05.2007 об исправлении опечатки в тексте резолютивной части указано на привлечение заявителя к административной ответственности по статье 14.5 КоАП Российской Федерации.

Согласно статье 14.5 КоАП Российской Федерации продажа товаров в организациях торговли либо в иных организациях, осуществляющих реализацию товаров, выполняющих работы либо оказывающих услуги, а равно гражданами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, без применения в установленных законом случаях контрольно-кассовых машин влечет наложение административного штрафа.

По правилам пункта 2 статьи 2 Федерального закона “О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт“ организации и предприниматели в соответствии с порядком, определяемым Правительством Российской Федерации, могут осуществлять наличные денежные расчеты без применения контрольно-кассовой техники в случае оказания услуг населению при условии выдачи ими соответствующих бланков строгой отчетности, порядок утверждения формы которых устанавливается Правительством Российской Федерации.

До момента
издания Правительством Российской Федерации указанных нормативных правовых актов использование организациями и индивидуальными предпринимателями приравниваемых к чекам документов строгой отчетности по формам, утвержденным Министерством финансов Российской Федерации по согласованию с Государственной межведомственной экспертной комиссией по контрольно-кассовым машинам, не является основанием для возложения на них ответственности за неприменение контрольно-кассовых машин.

Пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 31.03.2005 N 171 “Об утверждении Положения об осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники“ установлено, что формы бланков строгой отчетности, утвержденные в соответствии с ранее установленными требованиями, могут применяться до утверждения форм бланков строгой отчетности в соответствии с Положением, предусмотренным настоящим Постановлением, но не позднее 01.09.2007.

Из материалов дела следует, что предприниматель Щеглов И.В. при получении денежных средств от Подболотовой Т.М., Кравченко С.В. выдал квитанции серии ЩТ N 000001, N 000002, N 000003 по форме N 47 ОКУД 0752007, утвержденной Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 29.12.2000 N 124н (квитанции в приеме разного рода платы).

Указанные квитанции относятся к бланкам строгой отчетности в силу пункта 1 названного Приказа Министерства финансов Российской Федерации.

При таких обстоятельствах судами сделан правомерный вывод об отсутствии в действиях заявителя состава вменяемого ему административного правонарушения.

Оснований для отмены принятых по делу судебных актов не имеется.

Руководствуясь статьями 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции

постановил:

решение от 14.06.2007 и постановление апелляционной инстанции от 26.07.2007 Арбитражного суда Волгоградской области по делу N А12-8537/07-С6 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.