Решения и определения судов

Постановление ФАС Поволжского округа от 04.10.2007 по делу N А55-4361/2007-3 После возбуждения исполнительного производства по исполнительному документу, обязывающему должника совершить определенные действия или воздержаться от их совершения, судебный пристав-исполнитель устанавливает должнику срок для их добровольного исполнения. В случае невыполнения данных требований без уважительных причин судебный пристав применяет штрафные санкции и иные меры, предусмотренные ст. 85 ФЗ “Об исполнительном производстве“, и назначает новый срок исполнения исполнительного документа.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 4 октября 2007 г. по делу N А55-4361/2007-3

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью “КАМП“, город Самара,

на решение Арбитражного суда Самарской области от 08.05.2007 по делу N А55-4361/2007-3 и на постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.07.2007 по тому же делу,

по заявлению Департамента управления имуществом городского округа Самара к судебному приставу-исполнителю Отдела судебных приставов Ленинского района города Самары Ф.И.О. Отделу Федеральной службы судебных приставов Ленинского района города Самары, обществу с ограниченной ответственностью “КАМП“ о признании недействительным постановления судебного пристава-исполнителя о наложении штрафа в размере 1000 руб.,

установил:

Департамент управления имуществом
городского округа Самара (далее - Департамент) обратился в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании недействительным постановления судебного пристава-исполнителя Отдела судебных приставов Ленинского района города Самары Ф.И.О. (далее - судебный пристав-исполнитель) от 22.03.2007 N 4447/1-07 о наложении штрафа в размере 1000 руб. за неисполнение требований, предъявленных в исполнительном документе.

Решением Арбитражного суда Самарской области от 08.05.2007 заявление Департамента удовлетворено.

Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.07.2007 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

В кассационной жалобе общество с ограниченной ответственностью “КАМП“ (далее - общество) просит отменить принятые по делу судебные акты, указывая на неправильное применение судом норм материального права.

По мнению заявителя жалобы, у Департамента имелась возможность выполнить требования исполнительного документа и после 01.07.2006.

В судебном заседании представитель общества поддержал доводы кассационной жалобы.

В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлен перерыв до 04.10.2007 до 14 часов 20 минут.

Законность обжалуемых судебных актов по данному делу проверена Федеральным арбитражным судом Поволжского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, решением Арбитражного суда Самарской области от 02.05.2006 по делу N А55-3138/06-32 (с учетом определения от 25.01.2007 об исправлении опечатки) удовлетворено заявление общества о признании незаконным бездействия Комитета по управлению имуществом города Самары, выразившегося в не подготовке проекта договора купли-продажи земельного участка, площадью 10266,2 квадратных метров, расположенного по адресу: город Самара, Советский район, улица Профильная, дом 6А, кадастровый N 63:01:0928002, и об обязании Комитета по управлению имуществом города Самары подготовить и направить обществу проект договора купли-продажи указанного земельного участка.

05.02.2007 судебный пристав-исполнитель
на основании исполнительного листа, выданного Арбитражным судом Самарской области по делу N А55-3138/06-32, вынес постановление о возбуждении исполнительного производства, согласно которому должнику был установлен срок для добровольного исполнения указанного исполнительного документа.

22.03.2007 судебный пристав-исполнитель вынес постановление N 4447/1-07 о наложении штрафа на Департамент в размере 1000 руб. за невыполнение без уважительных причин требований исполнительного документа по состоянию на 22.03.2007.

Признавая данное постановление недействительным, суд первой и апелляционной инстанции правомерно исходили из следующего.

В соответствии с пунктом 1 статьи 73 Федерального закона N 119-ФЗ “Об исполнительном производстве“ (далее - Закон N 119-ФЗ) после возбуждения исполнительного производства по исполнительному документу, обязывающему должника совершить определенные действия или воздержаться от их совершения, судебный пристав-исполнитель в соответствии со статьей 9 Закона устанавливает должнику срок для их добровольного исполнения.

В силу пункта 3 статьи 73 Закона N 119-ФЗ в случае невыполнения требований, предусмотренных пунктами 1 и 2 настоящей статьи, без уважительных причин судебный пристав-исполнитель применяет к должнику штрафные санкции и иные меры, предусмотренные статьей 85 настоящего Федерального закона и назначает новый срок исполнения исполнительного документа.

Суды правомерно признали, что штраф в размере 1000 руб. оспариваемым постановлением наложен на Департамент не за невыполнение решения Арбитражного суда Самарской области от 02.05.2006 по делу N А55-3138/06-32 в срок до 01.07.2006, а за невыполнение требований судебного пристава-исполнителя, предусмотренных пунктом 1 статьи 73 Закона N 119-ФЗ без уважительных причин.

Согласно Закону Самарской области от 30.05.2006 N 45-ГД “О внесении изменений в Закон Самарской области “О земле“, вступивший в законную силу с 01.07.2006, полномочиями по распоряжению земельными участками, расположенными на территории городского округа Самара, обладают Правительство Самарской области
или уполномоченный им исполнительный орган государственной власти Самарской области - Министерство имущественных отношений Самарской области.

Постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006 N 74 утвержден Порядок предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством, а также Регламент взаимодействия органов исполнительной власти Самарской области и других участников отношений в сфере предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством.

В соответствии 2.10, 2.13, 2.14 решение о предоставлении земельного участка в указанном случае принимается в установленном действующим законодательством порядке Департаментом (министерством) имущественных отношений Самарской области.

Согласно пункту 3.3 Порядка предоставления земельных участков в случаях, указанных в пункте 3.1 настоящего Порядка, земельные участки предоставляются заявителю после представления заявителем в министерство кадастровой карты (плана) земельного участка, оформленной в установленном порядке и удостоверенной управлением Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Самарской области, а при отсутствии ранее утвержденного проекта границ земельного участка - после утверждения уполномоченным органом местного самоуправления городского округа Самара проекта границ земельного участка с учетом зонирования территорий и целевого назначения земель. Договор аренды либо договор купли-продажи земельного участка заключается после представления заявителем в министерство кадастровой карты (плана) земельного участка.

Пунктом 3.4 Порядка предоставления земельных участков предусмотрено, что в случае представления заявителем одновременно с заявлением о предоставлении земельного участка кадастровой карты (плана) испрашиваемого земельного участка изготовление и утверждение проекта границ соответствующего земельного участка не требуется.

Таким образом, органы местного самоуправления городского округа Самара с 01.07.2006 не вправе распоряжаться земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, поскольку законом соответствующего
субъекта Российской Федерации установлено, что распоряжение такими земельными участками осуществляется исполнительными органами государственной власти субъекта Российской Федерации.

Судебная коллегия признает обоснованным выводы судов об отсутствии правовых оснований для наложения штрафа за невыполнение решения Арбитражного суда Самарской области от 02.05.2006 по делу N А55-3138/06-32, поскольку после получения Департаментом указанного постановления Департамент не имел возможности подготовить и направить обществу проект договора купли-продажи земельного участка в связи с отсутствием соответствующих полномочий.

Доводы заявителя жалобы о том, что Департамент заключает договоры купли-продажи земельных участков с другими организациями во исполнение решений суда, не подтверждают наличия таких полномочий у Департамента исходя из требований земельного законодательства, регулирующего порядок распоряжения земельными участками, расположенными на территории городского округа Самара.

При таких обстоятельствах, суд кассационной инстанции считает, что выводы суда соответствуют имеющимся в деле доказательствам, оснований для отмены судебных актов не имеется.

Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Самарской области от 08.05.2007 по делу N А55-4361/2007-3 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.07.2007 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью “КАМП“ - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.