Решения и определения судов

Постановление ФАС Поволжского округа от 28.08.2007 по делу N А12-3295/07-С19 Дело по заявлению об отмене постановления о привлечении к административной ответственности по ст. 15.1 КоАП РФ за нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций передано на новое рассмотрение, поскольку для установления факта неоприходования наличных денежных средств необходимо сделать сверки показателей контрольно-кассовой техники и кассовой книги предприятия.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности и

обоснованности решений (определений, постановлений)

арбитражных судов, вступивших в законную силу

от 28 августа 2007 года Дело N А12-3295/07-С19“

(извлечение)

Общество с ограниченной ответственностью “Успех“ обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением об отмене Постановления Инспекции Федеральной налоговой службы России по городу Волжскому N 004828 от 14 февраля 2007 г. о привлечении к административной ответственности по ст. 15.1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации.

Решением от 2 апреля 2007 г. Арбитражным судом Волгоградской области заявленные требования удовлетворены.

Постановлением апелляционной инстанции от 16.05.2007 решение суда первой инстанции оставлено без изменений.

Не согласившись с состоявшимися судебными актами, налоговый орган обратился с
кассационной жалобой в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа, в которой просит решение суда первой инстанции и Постановление суда апелляционной инстанции отменить и в удовлетворении иска отказать.

Арбитражный суд кассационной инстанции, проверив в порядке ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых судебных актов, находит основания для их отмены с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

Как видно из материалов дела, 31.01.2007 при проведении документальной проверки полноты учета денежной выручки, полученной с применением контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов предприятием - Обществом с ограниченной ответственностью “Успех“ - за 5 декабря 2006 г. установлен факт неоприходования денежных средств в кассу предприятия в сумме 28 руб., за период с 01.01.2007 по 30.01.2007 - в сумме 26840 руб., что является административным правонарушением, ответственность за которое предусмотрена ст. 15.1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации.

По материалам проверки составлен протокол об административном правонарушении за N 004828 от 31.01.2007 и вынесено Постановление N 004828 от 14 февраля 2007 г. Инспекцией Федеральной налоговой службы России по городу Волжскому, которым Общество с ограниченной ответственностью “Успех“ признано виновным в совершении административного правонарушения и привлечено к ответственности в виде взыскания штрафа в размере 40 МРОТ (40000 руб.).

Постановление мотивировано тем, что нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразилось в неоприходовании в кассу организации с применением контрольно-кассовой техники наличности и отсутствии кассовой книги и первичных кассовых документов за период с 01.01.2007 по 30.01.2007.

Удовлетворяя требования Общества, оспаривающего законность Постановления об административном правонарушении, обе инстанции исходили из того, что Общество имеет контрольно-кассовую технику и применяет ее, что
подтверждено суточными кассовыми отчетами. Кассовая книга ведется. Прием наличных денег удостоверен приходными кассовыми ордерами. Документы представлены в материалах дела.

Согласно п. 13 Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации, утв. решением Совета директоров Центрального банка России от 22.09.93 N 40, прием наличных денег кассами предприятий производится по приходным кассовым ордерам, подписанным главным бухгалтером или лицом на это уполномоченным письменным распоряжением руководителя предприятия. Поскольку документом, свидетельствующим об оприходовании в кассу денежной наличности, является приходный кассовый ордер, в действиях заявителя отсутствует состав административного правонарушения, установленный ст. 15.1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации.

Согласно ст. 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившееся в осуществлении расчетов наличными деньгами с другими организациями сверх установленных размеров, неоприходовании (неполном оприходовании) в кассу денежной наличности, несоблюдении порядка хранения свободных денежных средств, а равно в накоплении в кассе наличных денег сверх установленных лимитов, влечет наложение административного штрафа.

В соответствии с Порядком ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденным Письмом Центрального банка Российской Федерации от 04.10.93 N 18, для осуществления расчетов наличными деньгами каждое предприятие должно иметь кассу и вести кассовую книгу по установленной форме.

Согласно п. 22 Порядка все поступления и выдачи наличных денег предприятия учитывают в кассовой книге. Каждое предприятие ведет только одну кассовую книгу, которая должна быть пронумерована, прошнурована и опечатана сургучной или мастичной печатью. Количество листов в кассовой книге заверяется подписями руководителя и главного бухгалтера данного предприятия.

В соответствии с п. 24 Порядка записи в кассовую книгу производятся кассиром сразу же после получения или выдачи денег по каждому
ордеру или другому заменяющему его документу. Ежедневно в конце рабочего дня кассир подсчитывает итоги операций за день, выводит остаток денег в кассе на следующее число и передает в бухгалтерию в качестве отчета кассира второй отрывной лист (копию записей в кассовой книге за день) с приходными и расходными кассовыми документами под расписку в кассовой книге. Контроль за правильным ведением кассовой книги возлагается на главного бухгалтера предприятия.

Таким образом, для установления факта неоприходования наличных денежных средств необходимо сделать сверки показателей контрольно-кассовой техники и кассовой книги предприятия.

Между тем выяснение виновности лица в совершении административного правонарушения осуществляется на основе данных, зафиксированных в протоколе об административном правонарушении, объяснений лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

В рассматриваемом случае, удовлетворяя заявленные исковые требования, суд не дал оценку протоколу об административном правонарушении от 31.01.2007, в котором описано существо административного правонарушения, а также имеется объяснение руководителя Общества.

При сложившихся обстоятельствах суд кассационной инстанции видит необходимость направления дела на новое рассмотрение.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 286, 287, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 02.04.2007 и Постановление апелляционной инстанции от 16.05.2007 Арбитражного суда Волгоградской области по делу N А12-3295/07-С19 отменить.

Дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

Кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы России по городу Волжскому Волгоградской области удовлетворить.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.