Решения и определения судов

Постановление ФАС Поволжского округа от 14.08.2007 по делу N А12-153/2006-С19 Установив для ветеранов льготы в виде снижения размера оплаты коммунальных услуг, Российская Федерация приняла на себя и обязанность по полному возмещению расходов, связанных с предоставлением льгот за счет средств федерального бюджета.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности и

обоснованности решений (определений, постановлений)

арбитражных судов, вступивших в законную силу

от 14 августа 2007 года Дело N А12-153/2006-С19“

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Поволжского округа, рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации, г. Москва,

на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 24.01.2007 и Постановление апелляционной инстанции того же суда от 12.03.2007 по делу N А12153/2006-С19

по иску Муниципального унитарного предприятия “Тепловые сети“ Ворошиловского района г. Волгограда к Волгоградской области в лице Комитета бюджетно-финансовой политики и казначейства Администрации Волгоградской области к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации, г. Москва, третьи лица: Администрация г. Волгограда, Департамент
финансов Администрации г. Волгограда, г. Волгоград, Департамент жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса Администрации Волгограда, г. Волгоград, Волгоградский областной комитет государственной статистики (“Волгоградстат“), Комитет жилищно-коммунального хозяйства Администрации Волгоградской области, г. Волгоград, Управление социальной защиты населения Администрации Волгоградской области, г. Волгоград, Управление социальной защиты населения Администрации Ворошиловского района, г. Волгоград, Открытое акционерное общество “Информационно-вычислительный центр жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса Волгограда“, г. Волгоград, Министерство обороны Российской Федерации, г. Москва, о взыскании убытков в размере 11280013 руб. 35 коп.,

УСТАНОВИЛ:

Муниципальное унитарное предприятие “Тепловые сети“ Ворошиловского района г. Волгограда обратилось в суд с иском о взыскании с Казны Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации и с казны Волгоградской области в лице Комитета бюджетно-финансовой политики и казначейства Администрации Волгоградской области убытков в размере 11280013 руб. 35 коп., образовавшихся за 2003 г. и первый квартал 2004 г. в связи с предоставлением гражданам льгот по оплате жилья и коммунальных услуг в силу Федерального закона “О ветеранах“, Федерального закона “О статусе военнослужащих“, Федерального закона “О реабилитации жертв политических репрессий“, Федерального закона “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“, Постановления Администрации г. Волгограда от 15.02.2000 N 9/77 “Об учреждении звания “Ветеран труда города-героя Волгограда“.

Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 24.01.2007, оставленным без изменения Постановлением апелляционной инстанции от 12.03.2007, иск удовлетворен частично. С Казны Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации в пользу МУП “Тепловые сети“ Ворошиловского района г. Волгограда взыскана задолженность по выпавшим доходам, образовавшимся в результате предоставления гражданам льгот при реализации Федерального закона “О ветеранах“ за 2003 г. и первый квартал 2004 г. в размере 10799068
руб. 67 коп. В удовлетворении остальной части иска было отказано.

В кассационной жалобе Министерство финансов Российской Федерации просит отменить принятые по делу судебные акты в части удовлетворения иска, дело направить на новое рассмотрение, мотивируя нарушением судами норм материального права и несоответствием выводов судебных инстанций обстоятельствам дела.

Проверив законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции правовых оснований для их отмены не находит.

Как видно из материалов дела, МУП “Тепловые сети“ Ворошиловского района г. Волгограда оказывало услуги по отоплению и горячему водоснабжению гражданам Ворошиловского района г. Волгограда.

В связи с недофинансированием расходов, связанных с предоставлением льгот по оплате жилья и коммунальных услуг за 2003 год и первый квартал 2004 года, МУП “Тепловые сети“ понесло убытки в размере 11280813 руб. 35 коп., из которых:

- 10799068 руб. 67 коп. в соответствии с Федеральным законом “О ветеранах“;

- 249516 руб. 66 коп. в соответствии с Постановлением Волгоградского городского Совета народных депутатов от 15.02.2000 N 9/77 “Об учреждении звания Ветеран труда города-героя Волгограда“;

- 0 руб. в соответствии с Федеральным законом “О статусе военнослужащих“;

- 220237 руб. 30 коп. в соответствии с Федеральным законом “О реабилитации жертв политических репрессий“;

- 0 руб. в соответствии с Федеральным законом “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“ от 24.11.95;

- 11990 руб. 72 коп. в соответствии с Постановлением администрации Волгоградской области от 26.06.92 N 192 “О правовой и социальной защите военнослужащих срочной службы, погибших в армии в мирное время“.

Возникшие убытки явились основанием для обращения МУП “Тепловые сети“ Ворошиловского района г. Волгограда в суд с настоящим иском.

Судебные инстанции иск удовлетворили частично, в размере 10799068 руб. 67 коп., взыскав сумму
убытков за счет Казны Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации.

В удовлетворении иска в остальной части судебные инстанции отказали в связи со следующим:

- требования о взыскании убытков в силу Закона Российской Федерации “О статусе военнослужащих“ и в силу Закона Российской Федерации “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“ заявлены в сумме 0 руб.;

- убытки в размере 220237 руб., возникшие при реализации Закона Российской Федерации“ “О реабилитации, жертв политических репрессий“, не подтверждены первичной документацией;

- обязательства Волгоградской области по финансированию расходов на реализацию Постановления Волгоградского городского Совета народных депутатов от 15.02.2000 N 9/77 “Об учреждении звания Ветеран труда города-героя Волгограда“ и Постановления Администрации Волгоградской области от 26.06.92 N 192 “О правовой и социальной защите военнослужащих срочной службы, погибших в мирное время“ выполнены.

На основе анализа материалов дела судебная коллегия Федерального арбитражного суда Поволжского округа принятые по делу судебные акты считает законными и правовых оснований для их отмены не находит.

Министерство финансов Российской Федерации обжаловало принятые по делу судебные акты в части удовлетворения иска о взыскании убытков в размере 10799068 руб. 67 коп., образовавшихся в связи с предоставлением льгот гражданам при реализации Федерального закона “О ветеранах“.

В соответствии со ст. 10 Федерального закона “О ветеранах“ расходы на реализацию прав и льгот, установленных для ветеранов, возмещаются за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации. Порядок возмещения расходов утверждается, соответственно, Правительством Российской Федерации и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Расходы органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, связанные с предоставлением льгот ветеранам, учитываются при взаиморасчетах федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации
и имеют целевое назначение.

Порядок возмещения субъектам Российской Федерации расходов, связанных с реализацией льгот ветеранам, Правительством Российской Федерации не установлен.

Из содержания вышеназванной статьи Федерального закона следует, что расходы в связи с предоставлением льгот, предусмотренных Законом о ветеранах, в конечном итоге возмещаются из федерального бюджета.

Кроме того, согласно ст. 84 Бюджетного кодекса Российской Федерации исключительно из федерального бюджета финансируются расходы на обеспечение реализации решений федеральных органов государственной власти, приведших к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов бюджетов других уровней.

В пунктах 17 и 18 Постановления Пленума Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 указано, что если требования истца являются обоснованными, то суммы убытков, возникшие в связи с осуществленным до 01.01.2005 предоставлением потребителям по льготным ценам товаров (работ, услуг), подлежат взысканию с публично-правового образования на основании ст. 16 Гражданского кодекса Российской Федерации. При решении вопроса об определении публично-правового образования, за счет казны которого подлежат удовлетворению требования о взыскании убытков, судам надлежит учитывать, что в соответствии со ст. 72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной защиты и социального обеспечения относятся к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов. Положения Бюджетного кодекса РФ о совместном финансировании расходов на указанные цели не могут быть расценены как допускающие установление Российской Федерацией льготы с возложением обязанности по их финансированию на субъект Российской Федерации за счет собственных доходов последнего. Возложение этой обязанности по финансированию льгот означает передачу осуществления отдельных государственных полномочий на другой уровень власти, что должно сопровождаться одновременной передачей необходимых финансовых средств, нижестоящим бюджетам в форме субвенций. Если установившим льготы федеральным законом или иным нормативным правовым актом обязанность
по возмещению платы, не полученной от льготных категорий потребителей, возлагается на субъект Российской Федерации или муниципальное образование, то при недостаточности выделенных на эти цели средств из федерального бюджета взыскание должно осуществляться с Российской Федерации независимо от того, были ли предусмотрены соответствующие расходы в бюджете субъекта Российской Федерации или муниципального образования.

Судебные инстанции исходили из того, что льготы, от предоставления которых у истца образовались убытки, предусмотрены федеральным законодателем. Установив для ветеранов льготы в виде снижения размера оплаты коммунальных услуг, Российская Федерация приняла на себя и обязанность по полному возмещению расходов, связанных с предоставлением льгот за счет средств федерального бюджета.

Неисполнение Российской Федерацией обязательств по компенсации затрат, произведенных в связи с реализацией установленных законом льгот, влечет возникновение убытков у юридического лица. Недополучение истцом 10799068 руб. 67 коп. в связи с предоставлением льгот гражданам, подпадающим под действие Федерального закона “О ветеранах“, является реальным ущербом истца. На истца, как на коммерческую организацию, не возложено бремя несения расходов по реализации федеральных законов, так как это противоречит целям его деятельности.

В силу ст. ст. 16 и 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации истец вправе требовать возмещения возникших у него убытков.

Довод заявителя кассационной жалобы о том, что Министерством финансов Российской Федерации в 2003 - 2004 гг. Волгоградской области для компенсации расходов были перечислены денежные средства в размере 129367900 руб., не может быть принят во внимание.

Финансирование из федерального бюджета по Федеральному закону “О ветеранах“ является целевым. Однако в материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие, что вышеуказанная сумма денежных средств передавалась Волгоградской области на реализацию Федерального закона “О ветеранах“, а полученные средства субъект Российской
Федерации использовал не по целевому назначению.

Тот факт, что сумма переданных из федерального бюджета денежных средств была недостаточна для удовлетворения потребности Волгоградской области в финансировании льгот, установленных для ветеранов, подтверждается данными Волгоградстата, согласно которым затраты предприятий жилищно-коммунального хозяйства Волгоградской области, предоставивших ветеранам льготы по оплате за жилье и коммунальные услуги в 2003 г., составили 556730300 руб., а из федерального бюджета было возмещено только 177158700 руб. Показатели за 2004 г. составили, соответственно, 651229900 руб. и 3853500 руб.

При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции правовых оснований для удовлетворения требований кассационной жалобы Министерства финансов Российской Федерации не находит.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд кассационной инстанции

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Волгоградской области от 24.01.2007 и Постановление апелляционной инстанции того же суда от 12.03.2007 по делу N А12-153/2006-С19 оставить без изменений.

Кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации оставить без удовлетворения.

Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.