Решения и постановления судов

Постановление ФАС Поволжского округа от 03.07.2007 по делу N А65-23376/2006-СА2-11 Поскольку оснований для отказа в государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы, связанных с изменением адреса местонахождения юридического лица, регистрирующим органом не установлено, государственная регистрация изменений, вносимых в сведения о юридическом лице, произведена правомерно.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности и

обоснованности решений (определений, постановлений)

арбитражных судов, вступивших в законную силу

от 3 июля 2007 года Дело N А65-23376/2006-СА2-11“

(извлечение)

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России N 11 по Республике Татарстан (далее - Межрайонная ИФНС N 11 по РТ) обратилась в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 2 по Самарской области (далее - Межрайонная ИФНС N 2 по Самарской области) и Обществу с ограниченной ответственностью “Альфа“ (далее - ООО “Альфа“) о признании недействительным заявления ООО “Альфа“ о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, поступившие в Межрайонную ИФНС России N 2 по Самарской области, о признании недействительной государственной регистрации изменений ООО “Альфа“ и о признании незаконным решения Межрайонной ИФНС России N 2 по Самарской области от 26.06.2006 и обязании внести соответствующую запись в Единый государственный реестр юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ).

Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 21.12.2006 в удовлетворении заявления Межрайонной ИФНС России N 11 по Республике Татарстан к ООО “Альфа“ отказано.

Производство по делу в части требований о признании недействительным заявления ООО “Альфа“ формы N Р13001 о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, прекращено.

Производство по делу по заявлению Межрайонной ИФНС России N 11 по Республике Татарстан к Межрайонной ИФНС России N 2 по Самарской области о признании решения от 26.06.2006 N 6354 незаконным и обязании внести соответствующую запись в ЕГРЮЛ прекращено.



Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.03.2007 решение суда первой инстанции от 21.12.2006 в части прекращения производства по делу о признании незаконным решения Межрайонной ИФНС России N 2 по Самарской области от 26.06.2006 N 6354 и обязании внести соответствующую запись в ЕГРЮЛ отменено. В удовлетворении заявления Межрайонной ИФНС России N 11 по Республике Татарстан к Межрайонной ИФНС России N 2 по Самарской области о признании незаконным решения Межрайонной ИФНС России N 2 по Самарской области от 26.06.2006 N 6354 и обязании внести соответствующую запись в ЕГРЮЛ отказано. В остальной части решение оставлено без изменения.

В кассационной жалобе Межрайонная ИФНС России N 11 по Республике Татарстан просит отменить принятые по делу судебные акты, мотивируя неправильным применением судом норм материального и процессуального права. Считает, что регистрация является незаконной, поскольку произведена регистрирующим органом на основании документов, содержащих недостоверные сведения, то есть составленных с нарушением требований ст. 17 Закона Российской Федерации от 08.08.2001 N 129-ФЗ “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей“ (далее - Закон N 129-ФЗ).

В судебном заседании представитель Межрайонной ИФНС N 11 по Республике Татарстан поддержал доводы кассационной жалобы.

Законность решения Арбитражного суда Республики Татарстан от 21.12.2006 и Постановления Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.03.2007 по данному делу проверена Федеральным арбитражным судом Поволжского округа в порядке, установленном в ст. ст. 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как усматривается из материалов дела, ООО “Альфа“ 19.06.2006 в адрес Межрайонной ИФНС России N 2 по Самарской области было подано заявление формы N Р13001 о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, связанных с изменением адреса местонахождения юридического лица: 423550, Республика Татарстан, г. Нижнекамск, улица Менделеева, дом 17.

Межрайонная ИФНС России N 2 по Самарской области было принято решение от 26.06.2006 N 6354 о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, и внесена соответствующая запись в ЕГРЮЛ в связи со сменой местонахождения ООО “Альфа“. Регистрационное дело было направлено в адрес Межрайонной ИФНС России N 11 по Республике Татарстан.

При постановке на учет Межрайонной ИФНС России N 11 по Республике Татарстан были осуществлены контрольные мероприятия, направленные на уточнение местонахождения ответчика, в результате которых было установлено, что юридическое лицо по адресу, указанному в учредительных документах, не находится, что подтверждается протоколом осмотра помещения от 25.09.2006.

Полагая, что государственная регистрация указанных изменений произведена с нарушением положений Закона N 129-ФЗ, Межрайонная ИФНС России N 11 по Республике Татарстан обратилась в арбитражный суд с заявлением.

Прекращая производство по делу в части требования Межрайонной ИФНС N 11 по Республике Татарстан о признании недействительным заявления ООО “Альфа“ формы N Р13001 о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, судебные инстанции пришли к выводу, что оспариваемое заявление не является ненормативным актом или документом, спор, о признании которого недействительным, подлежит рассмотрению арбитражным судом.

Отменяя решение суда первой инстанции в части прекращения производства по делу в отношении Межрайонной ИФНС России N 2 по Самарской области о признании недействительной государственной регистрации изменений, вносимых в ЕГРЮЛ, суд апелляционной инстанции признал ошибочным вывод суда о неподведомственности данного спора арбитражному суду. Отказывая в удовлетворении требований в данной части, суд указал, что представление недостоверных сведений не является основанием для отказа в государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы, в ЕГРЮЛ.



Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа не нашел оснований для отмены Постановления апелляционной инстанции.

В соответствии с частью 2 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации прокурор, а также государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если они полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Исходя из изложенной нормы права следует, что для удовлетворения заявления о признании недействительным ненормативного правового акта, незаконным решения и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо два обязательных условия:

а) несоответствие оспариваемого ненормативного правового акта, решения или действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту;

б) оспариваемый ненормативный правовой акт, решение или действие (бездействия) должны нарушать права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с частью 1 ст. 17 Закона N 129-ФЗ для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляются:

а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации. В заявлении подтверждается, что изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица, соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах и в заявлении, достоверны и соблюден установленный федеральным законом порядок принятия решения о внесении изменений в учредительные документы юридического лица;

б) решение о внесении изменений в учредительные документы юридического лица;

в) изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица;

г) документ об уплате государственной пошлины.

Отказ в государственной регистрации регулируется ст. 23 указанного Закона, на основании п. 1 которой отказ в государственной регистрации допускается в случае:

а) непредставления определенных настоящим Федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов;

б) представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган;

в) предусмотренном п. 2 ст. 20 или п. 4 ст. 22.1 настоящего Федерального закона.

Из материалов дела следует, что Межрайонной ИФНС России N 2 по Самарской области было внесено изменение в сведения о юридическом лице - ООО “Альфа“, касающееся его местонахождения: 423550, Республика Татарстан, г. Нижнекамск, улица Менделеева, дом 17, на основании полного пакета документов, предусмотренных ст. 17 Закона N 129-ФЗ. Поскольку оснований для отказа в государственной регистрации, предусмотренных ст. 23 указанного Закона, регистрирующим органом не установлено, государственная регистрация изменений в сведения о юридическом лице была произведена.

Норм права, обязывающих регистрирующий орган проводить проверки достоверности указанных юридическим лицом сведений, Закон N 129-ФЗ не содержит. Данные сведения носят заявительный характер и ответственность за их достоверность в силу п. 1 ст. 25 Закона N 129-ФЗ возложена на заявителей, юридических лиц и (или) индивидуальных предпринимателей.

Ответственность должностных лиц юридического лица за представление недостоверных сведений о юридическом лице в орган, осуществляющий государственную регистрацию, предусмотрена и ст. 14.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

При этом за нарушение порядка государственной регистрации, установленного Законом N 129-ФЗ, ответственность в соответствии со ст. 24 данного Закона несут должностные лица этих органов, а регистрирующий орган возмещает причиненный указанным нарушением ущерб, допущенный по его вине.

Арбитражный суд апелляционной инстанции всесторонне и полно исследовал материалы дела, дал надлежащую правовую оценку всем доказательствам, правильно применил нормы материального права, не допустив нарушений процессуального законодательства. Выводы, содержащиеся в обжалуемом судебном акте, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, оснований для их переоценки кассационная инстанция не имеет.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 286, п. 1 ст. 287 и ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.03.2007 по делу N А65-23376/2006-СА2-11 оставить без изменения, кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 11 по Республике Татарстан - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.