Решения и постановления судов

Постановление ФАС Поволжского округа от 21.06.2007 по делу N А55-15315/2006-43 Поскольку заявитель представил в налоговый орган и в суд весь пакет документов, предусмотренный п. 1 ст. 165 НК РФ и подтверждающий факт отгрузки товара на экспорт, представленные документы отвечают требованиям налогового законодательства Российской Федерации, а также двустороннего Соглашения между Российской Федерацией и Республикой Беларусь и документального подтверждения недобросовестности налогоплательщика налоговым органом не представлено, отказ в возмещении НДС является неправомерным.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности и

обоснованности решений (определений, постановлений)

арбитражных судов, вступивших в законную силу

от 21 июня 2007 года Дело N А55-15315/2006-43“

(извлечение)

Закрытое акционерное общество “Таркетт“ (далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы Российской Федерации по крупнейшим налогоплательщикам по Самарской области (далее - налоговый орган) о признании незаконным решения от 20.07.2006 N 12-24/3993/105/101-11/11608 в части отказа в праве на использование налоговой ставки 0% за март 2006 г. по экспортной реализации в сумме 27209017 руб., налоговых вычетов в сумме 3548044 руб., и обязании налогового органа вынести решение о возврате из бюджета указанной суммы налоговых вычетов, а также начислить и уплатить заявителю проценты в размере 108807 руб., взыскать с налогового органа судебные издержки на оплату услуг адвоката в размере 30000 руб.

Решением Арбитражного суда Самарской области от 19.12.2006 требования заявителя удовлетворены.

Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.02.2007 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

В кассационной жалобе налоговый орган просит судебные акты отменить, в удовлетворении заявления отказать, полагая, что вывод суда о доказанности правомерности применения заявителем нулевой ставки по налогу на добавленную стоимость не соответствует материалам дела. Заявителем не представлено заявление на перевод денежных средств иностранным покупателем, а представлены только выписки банка, подтверждающие поступление денежных средств с корреспондентского счета банка. Кроме того, удовлетворение требования заявителя о возмещении судебных расходов налоговый орган считает также необоснованным, так как Налоговая инспекция не является надлежащим ответчиком.



Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, суд кассационной инстанции для ее удовлетворения оснований не находит.

Из материалов дела усматривается, что 20.04.2006 заявитель направил в налоговый орган налоговую декларацию по налогу на добавленную стоимость по налоговой ставке 0% за март 2006 г. с приложением пакета документов, предусмотренных ст. 165 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) и Соглашением между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг от 15.09.2004 (далее - Соглашение).

Решением от 20.07.2006 N 12-24/3993/105/101-11/11608 налоговым органом подтверждено право заявителя на применение налоговой ставки 0% по экспортной реализации в сумме 74507489 руб., возмещена из федерального бюджета сумма налога на добавленную стоимость в размере 12111189 руб.; отказано в праве на использование налоговой ставки 0% по экспортной реализации в сумме 27209017 руб. и в возмещении из федерального бюджета суммы налога на добавленную стоимость в размере 3548044 руб.

В качестве основания к отказу в возмещении налога налоговый орган указал на непредставление заявителем заявлений на перевод денежных средств иностранным покупателем, подтверждающих фактическое поступление валютной выручки, по сумме реализации 27209017 руб.

Признавая незаконным решение налогового органа в оспоренной части, арбитражный суд правомерно исходил из следующего.

Согласно п/п. 1 п. 2 ст. 171 Кодекса вычетам по налогу на добавленную стоимость подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, приобретаемые для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения по этому налогу.

Пунктом 1 ст. 172 Кодекса установлено, что налоговые вычеты производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг) и документов, подтверждающих фактическую уплату налога.

Порядок подтверждения налогоплательщиком права на получение возмещения при налогообложении по налоговой ставке 0% определен ст. 165 Кодекса.

В соответствии с данной нормой при реализации товаров, предусмотренных п/п. 1 или 8 п. 1 ст. 164 настоящего Кодекса, для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0% (или особенностей налогообложения) и налоговых вычетов в налоговые органы представляются следующие документы:

- контракт (копия контракта) налогоплательщика с иностранным лицом на поставку товаров за пределы таможенной территории Российской Федерации;



- выписка банка (ее копия), подтверждающая фактическое поступление выручки от иностранного лица - покупателя товаров на счет налогоплательщика в российском банке;

- копии транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов с отметками пограничных таможенных органов, подтверждающих вывоз товаров за пределы Российской Федерации.

Судом установлено и это подтверждается материалами дела, что заявитель представил в налоговый орган и в суд весь пакет документов, предусмотренный п. 1 ст. 165 Кодекса и подтверждающий факт отгрузки товара на экспорт. Представленные заявителем в суд и в налоговый орган документы отвечают требованиям налогового законодательства Российской Федерации, а также двустороннего Соглашения между Российской Федерацией и Республикой Беларусь, что следует из мотивировочной части оспариваемого решения.

В соответствии со ст. 2 Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг от 15.09.2004 при экспорте товаров применяется нулевая ставка налога на добавленную стоимость при условии документального подтверждения факта экспорта. В Положении о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при перемещении товаров между Российской Федерацией и Республикой Беларусь в разделе II определены документы, которые наряду с налоговой декларацией представляются налогоплательщиком. К ним отнесены: договоры (их копии), на основании которых осуществляется реализация товаров; выписка банка (копия выписки), подтверждающая фактическое поступление выручки от покупателя указанного товара на счет налогоплательщика; третий экземпляр заявления о ввозе товара, экспортированного с территории одного государства на территорию другого государства, с отметкой налогового органа, подтверждающей уплату косвенных налогов в полном объеме (о наличии освобождения в отношении товаров, которые в соответствии с законодательством этого государства не подлежат налогообложению при ввозе на таможенную территорию государства); копии транспортных (товаросопроводительных) документов о перевозке экспортируемого товара. Судом установлено, что заявителем данные документы представлены в полном объеме.

Представление заявления на перевод денежных средств иностранным покупателем не предусмотрено ни ст. 165 Кодекса, ни разделом 2 Положения о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за уплатой при перемещении товаров между Российской Федерацией и Республикой Беларусь, документов, следовательно, данное обстоятельство не может являться основанием для отказа в подтверждении права на применение нулевой налоговой ставки по экспортной реализации и для отказа в возмещении суммы налога.

С целью подтверждения поступления валютной выручки заявителем помимо выписок банка были представлены платежные поручения с отметкой Отрадненского отделения СБ РФ, в которых содержатся сведения о плательщике (иностранном покупателе), его счете, банке плательщика, назначении платежа и сумме. По данным документам налоговый орган мог определить, от какого лица поступил платеж.

Документального подтверждения недобросовестности налогоплательщика налоговым органом не представлено. Нарушений, влияющих на порядок возмещения налога на добавленную стоимость, налоговым органом не установлено.

При таких обстоятельствах вывод арбитражного суда о том, что заявитель доказал свое право на применение ставки 0% по налогу на добавленную стоимость по экспорту на сумму 27209017 руб. и у налогового органа отсутствовали основания для отказа в возмещении налога на добавленную стоимость в сумме 3548044 руб., соответствует установленным судом обстоятельствам.

В соответствии с п. 1 ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, к числу которых относятся, в частности, расходы на оплату услуг адвокатов, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.

Заявителем представлены документы, подтверждающие его расходы, связанные с данным спором.

Судом взысканы с ответчика в пользу заявителя судебные расходы на оплату услуг адвокатов в размере 10000 руб.

Довод налогового органа о том, что с него как с государственного органа не могут быть взысканы судебные расходы, арбитражным судом проверен и признан несостоятельным.

В соответствии с п. 10 ст. 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации главный распорядитель средств федерального бюджета выступает в суде от имени казны Российской Федерации по искам о возмещении вреда, причиненного незаконными решениями и действиями (бездействием) соответствующих должностных лиц и органов по ведомственной принадлежности.

В соответствии с п. 5.14 “Положения о Федеральной налоговой службе“, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 506, Федеральная налоговая служба является главным распорядителем бюджетных средств, выделенных на содержание налоговых органов.

Учитывая, что материалами дела подтверждаются фактические расходы заявителя, связанные с защитой в судебных инстанциях своих нарушенных прав, и при этом судом не нарушен принцип разумности при определении размера расходов, то расходы на оплату услуг представителя, понесенные налогоплательщиком, с налогового органа взысканы правомерно.

Правовых оснований к отмене или изменению судебных актов не имеется.

Исходя из изложенного и руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Самарской области от 19.12.2006 и Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.02.2007 по делу N А55-15315/2006-43 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы Российской Федерации по крупнейшим налогоплательщикам по Самарской области государственную пошлину в доход федерального бюджета в размере 1000 руб., поручив выдачу исполнительного листа Арбитражному суду Самарской области.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.