Решения и определения судов

Постановление ФАС Поволжского округа от 07.06.2007 по делу N А49-6402/2006 Во взыскании налоговых санкций в соответствии с решением налогового органа об отмене права на реструктуризацию кредиторской задолженности, вынесенным в связи с неуплатой текущих налоговых платежей, отказано, поскольку заявителем пропущен срок давности взыскания санкций, течение которого началось с даты обнаружения налоговым органом факта неуплаты текущих налоговых платежей в федеральный бюджет.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности и

обоснованности решений (определений, постановлений)

арбитражных судов, вступивших в законную силу

от 7 июня 2007 года Дело N А49-6402/2006“

(извлечение)

Межрегиональная Инспекция Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 3, г. Москва, (далее - налоговый орган) обратилась в Арбитражный суд Пензенской области с заявлением о взыскании с Открытого акционерного общества “Пензаспиртпром“ (далее - общество, налогоплательщик) налоговых санкций в размере 6927180 руб.

Решением суда от 12 декабря 2006 г. в удовлетворении заявленных требований отказано.

Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 22 февраля 2007 г. решение суда оставлено без изменения.

В кассационной жалобе налоговый орган просит отменить указанные судебные акты, ссылаясь на
неправильное применение судами первой и апелляционной инстанций норм материального права.

Из материалов дела следует, что основанием для обращения налогового органа в суд послужил факт неисполнения налогоплательщиком в добровольном порядке требований об уплате налоговых санкций N 440 от 26.06.2006, N 426 от 22.05.2006, N 427 от 22.05.2006, направленных ему в соответствии с решением налогового органа от 28.04.2006 N 1 об отмене права на реструктуризацию кредиторской задолженности. Данное решение было вынесено в связи с неуплатой текущих налоговых платежей в федеральный бюджет по состоянию на 01.04.2006.

Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении требований налогового органа, исходил из того, что заявителем пропущен срок давности взыскания налоговых санкций, установленный п. 1 ст. 115 Налогового кодекса Российской Федерации и исчисляемый с 01.04.2006.

Суд апелляционной инстанции признал выводы суда первой инстанции правомерными.

По мнению налогового органа, изложенному в кассационной жалобе, предусмотренный ст. 115 Налогового кодекса Российской Федерации шестимесячный срок следует исчислять с момента принятия налоговым органом решения о прекращении действия акта о реструктуризации - с 28.04.2006.

В соответствии со ст. 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании кассационной инстанции 31.05.2007 был объявлен перерыв до 11 часов 30 минут 07.06.2007.

Судебная коллегия кассационной инстанции, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и проверив правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы исходя из следующего.

Согласно п. 1 Порядка проведения реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом, утвержденного Постановлением Правительства от 03.09.99 N 1002 (далее - Порядок) реструктуризации подлежит, в
том числе, кредиторская задолженность по штрафам, в том числе признанным юридическим лицом ко взысканию, исчисленная по данным учета налоговых органов по состоянию на дату принятия решения о реструктуризации задолженности независимо от даты подачи заявления.

Указанная задолженность погашается поэтапно на основании решения налогового органа и в соответствии с утвержденным графиком.

В соответствии с п. п. 7, 8 Порядка организация утрачивает право на реструктуризацию по обязательным платежам в федеральный бюджет при наличии на 1-е число месяца, следующего за истекшим кварталом, задолженности по уплате в федеральный бюджет текущих налоговых платежей, включая авансовые платежи (взносы) по налогам с налоговым периодом, превышающим один месяц, а также при неуплате платежей, установленных графиком, если иное не предусмотрено Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 сентября 1999 г. N 1002.

При возникновении указанных обстоятельств налоговый орган по месту нахождения организации в месячный срок принимает решение о прекращении его действия.

В этом случае налоговые органы и Федеральная служба России по финансовому оздоровлению и банкротству или ее территориальный орган принимают меры по взысканию задолженности, включая инициирование в арбитражном суде производства по делу о несостоятельности (банкротстве).

В силу п. 19 Порядка контроль за исполнением организацией обязательств по погашению задолженности по обязательным платежам, а также обязательств по своевременной и полной уплате текущих платежей в течение всего срока реструктуризации этой задолженности осуществляется налоговым органом по месту нахождения организации.

Судебными инстанциями установлено и материалами дела подтверждено, что в соответствии с решением о реструктуризации N ЛП-08-13/4-1679, принятым налоговым органом 01.11.2001, реструктуризации подлежали суммы задолженности по штрафам: по акцизам (по центральной дирекции) - 2591200 руб., (по филиалу Знаменский спиртзавод) - 607400 руб., (по
филиалу Майоровский спиртзавод) - 1222600 руб., по налогу на добавленную стоимость - 1956280 руб., по налогу на прибыль - 549700 руб.

Основанием для отмены права на реструктуризацию кредиторской задолженности Общества послужил факт неуплаты текущих налоговых платежей в федеральный бюджет по состоянию на 01.04.2006. Соответствующее решение принято налоговым органом 28.04.2006.

Сумма задолженности по штрафам, восстановленная к уплате, Обществом не оспорена. Вместе с тем, рассматривая вопрос о ее взыскании, судебные инстанции правомерно исходили из оценки соответствия требований налогового органа положениям ст. 115 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которой налоговые органы могут обратиться в суд с иском о взыскании налоговой санкции не позднее шести месяцев со дня обнаружения налогового правонарушения и составления соответствующего акта.

Согласно разъяснению, данному Пленумом Высшего арбитражного суда Российской Федерации в Постановлении от 28.02.2001 N 5, учитывая, что Налоговый кодекс Российской Федерации не предусматривает составление налоговым органом акта по результатам использования в отношении налогоплательщика (налогового агента) иных, помимо выездной налоговой проверки, форм налогового контроля, установленный п. 1 ст. 115 Налогового кодекса Российской Федерации срок в этих случаях должен исчисляться со дня обнаружения соответствующего правонарушения, который определяется исходя из характера конкретного правонарушения, а также обстоятельств его совершения и выявления.

В рассматриваемом случае принимая во внимание то, что осуществление функций по контролю за соблюдением условий и порядка реструктуризации было возложено на налоговый орган (п. 9 Порядка), судебные инстанции правомерно признали дату обнаружения налоговым органом факта неуплаты Обществом текущих налоговых платежей в федеральный бюджет - 01.04.2006 - началом течения срока давности взыскания налоговых санкций.

Довод налогового органа о том, что указанный срок следует исчислять со дня принятия налоговым
органом решения N 1 от 28.04.2006 об отмене права Общества на реструктуризацию, не имеет нормативно-правового обоснования. Вынесению решения налогового органа предшествовало обнаружение им факта неуплаты текущих налоговых платежей - обстоятельства, с которым вышеуказанный Порядок связывает наступление правовых последствий в виде отмены права на реструктуризацию задолженности.

С учетом того, что налоговый орган обратился в суд 28.10.2006, срок давности взыскания налоговых санкций обоснованно признан судебными инстанциями пропущенным.

Таким образом, судебные акты, в соответствии с которыми налоговому органу было отказано во взыскании налоговых санкций, следует признать соответствующими фактическим обстоятельствам дела, основанными на правильном применении ст. 115 Налогового кодекса Российской Федерации.

Предусмотренные ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания для отмены, изменения решения суда первой инстанции и Постановления апелляционной инстанции отсутствуют.

Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Пензенской области от 12 декабря 2006 г. и Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 22 февраля 2007 г. по делу N А49-6402/2006 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.