Решения и определения судов

Постановление ФАС Поволжского округа от 01.06.2007 по делу N А72-7891/06-4/432 Поскольку кадастровая стоимость земельного участка должна быть близка к рыночной стоимости земельного участка, а каких либо доказательств, свидетельствующих, что окончательная кадастровая оценка земель, принадлежащих заявителю, была проведена с учетом уровня рыночных цен на земельные участки, ответчиком не представлено, оспариваемое постановление органа местного самоуправления в части утверждения результата государственной кадастровой оценки земель признано недействительным.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности и

обоснованности решений (определений, постановлений)

арбитражных судов, вступивших в законную силу

от 1 июня 2007 года Дело N А72-7891/06-4/432“

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Поволжского округа, рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Открытого акционерного общества “Ульяновский автомобильный завод“, г. Ульяновск,

на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 18.12.2006 и Постановление апелляционной инстанции Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.02.2007 по делу N А72-7891/06-4/432

по заявлению Открытого акционерного общества “Ульяновский автомобильный завод“, г. Ульяновск, к Правительству Ульяновской области, г. Ульяновск, третьи лица: Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Ульяновской области, г. Ульяновск, Министерство государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области, г.
Ульяновск, Администрация (Мэрия) г. Ульяновска, о признании недействительным Постановления Главы администрации Ульяновской области от 08.01.2004 N 1,

в заседании объявлен перерыв до 01.06.2007, до 9 час. 20 мин.,

УСТАНОВИЛ:

Открытое акционерное общество “Ульяновский автомобильный завод“ (далее - ОАО “УАЗ“) обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением о признании недействительным Постановления Главы администрации Ульяновской области от 08.01.2004 N 1 “Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель поселений Ульяновской области“ в части утверждения в приложении N 24 результата государственной кадастровой оценки земель под промышленными объектами оценочного квартала 73:24:030101 в отношении земельного участка ОАО “УАЗ“ под кадастровым номером 73:24:030101:0098, расположенного по адресу: г. Ульяновск, Московское шоссе, 8.

Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 18.12.2006 в удовлетворении заявленных требований было отказано.

Постановлением апелляционной инстанции от 22.02.2007 решение оставлено без изменения.

В кассационной жалобе Открытое акционерное общество “Ульяновский автомобильный завод“ просит принятые по делу судебные акты отменить, заявление удовлетворить. В жалобе указывается, что кадастровая оценка земельного участка с кадастровым номером 73:24:030101:0098, принадлежащего Обществу на праве собственности, не соответствует требованиям, предъявляемым ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации, ст. 3 Налогового кодекса Российской Федерации, Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000, Приказом Федеральной службы земельного кадастра РФ N П/337 от 17.10.2002, ст. 11 Федерального закона от 29.07.98 N 135-ФЗ, не имеет под собой экономической основы, является произвольной и завышенной, а оспариваемое Постановление нарушает права и законные интересы ОАО “УАЗ“ в сфере предпринимательской экономической деятельности и незаконно возлагает обязанность по уплате произвольно установленного, не имеющего экономического основания налога.

В судебном заседании представитель Открытого акционерного общества “УАЗ“ поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе, просил состоявшиеся по
делу судебные акты отменить, заявление удовлетворить.

Представители Правительства Ульяновской области и Министерства государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области просят решение и Постановление апелляционной инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении жалобы отказать.

Третьи лица - Администрация (Мэрия) г. Ульяновска и Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Ульяновской области - о дате, месте и времени проведения заседания извещены надлежащим образом, отзыв на жалобу не представили, в связи с чем судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Судебная коллегия, изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, считает ее подлежащей удовлетворению.

Как следует из материалов дела, ОАО “Ульяновский автомобильный завод“ владеет на праве собственности земельным участком, расположенным по адресу: г. Ульяновск, Засвияжский р-н, Московское шоссе, 8, которому присвоен кадастровый номер 73:24:030101:0098.

В соответствии с Постановлениями Правительства Российской Федерации от 25.08.99 N 945 “О государственной кадастровой оценке земель“ и от 08.04.2000 N 316 “Об утверждении Правил проведения государственной кадастровой оценки земель“ в Ульяновской области проводилась государственная кадастровая оценка земель. Работы по кадастровой оценке земель на основании договора, заключенного Комитетом по земельным ресурсам и землеустройству Ульяновской области, проводились Институтом геоинформационных систем ФКЦ “Земля“ 24.10.2002. Результаты оценки согласовывались областной комиссией по рассмотрению и утверждению результатов государственной кадастровой оценки земель и направлены на утверждение Губернатору Ульяновской области. Постановлением Главы администрации Ульяновской области от 08.01.2004 N 1 были утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель поселений Ульяновской области. В соответствии с приложением N 24 к данному Постановлению стоимость земель под промышленными объектами оценочного квартала 73:24:030101 в отношении земельного участка ОАО “УАЗ“ под кадастровым номером 73:24:030101:0098, расположенного по адресу: г. Ульяновск, Московское
шоссе, 8, составляет 2557 руб. за 1 кв. м.

Отказывая в удовлетворении заявления, суды признали необоснованным довод ОАО “УАЗ“ о нарушении оспариваемым Постановлением его прав и законных интересов в сфере предпринимательской экономической деятельности.

При этом суды исходили из того, что результаты кадастровой оценки земель поселений Ульяновской области утверждены компетентным органом в пределах его полномочий и с соблюдением процедуры, установленной Земельным кодексом Российской Федерации и Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель.

При этом суды указали, что заявителем не приведены данные, подтверждающие недостоверность величины стоимости объекта оценки, в том числе и в связи с имеющимся иным отчетом о независимой оценке этого же объекта, отсутствуют доказательства нарушения утвержденной методики и технологии при определении кадастровой стоимости земельного участка, другие данные, свидетельствующие о правомерности утверждений Общества и на основании которых возможен анализ с целью установления объективной экономической оценки земельного участка.

Также признан несостоятельным довод заявителя о несоответствии оспариваемого Постановления ст. 3 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку оно не является актом о налогах и сборах, налоги, ставки и порядок их уплаты не регулирует. С этими выводами судебная коллегия согласиться не может.

ОАО “Ульяновский автомобильный завод“, как собственник земельного участка, является плательщиком земельного налога. С 01.01.2006 на территории Ульяновской области вступила в силу гл. 31 Налогового кодекса Российской Федерации, в связи с чем изменился порядок расчета земельного налога. Налоговая база согласно ст. 390 Кодекса определяется как кадастровая стоимость земельных участков. Поэтому вывод судов о том, что положения Налогового кодекса Российской Федерации к спорным отношениям неприменимы, нельзя признать правильным.

Как утверждал заявитель, введение нового способа исчисления налога (в зависимости от кадастровой стоимости земельного участка)
взамен ранее существовавшего (по средним ставкам, дифференцируемым по местоположению и зонам различной градостроительной ценности территории) повлекло значительное увеличение налогового бремени с 55261243,73 руб. в 2005 г. до 81536641,78 руб. в 2006 г., т.е. сумма налога, подлежащая уплате, увеличилась на 26275398 руб. Эти доводы ответчиком не опровергнуты.

Как видно из материалов дела, с целью проверки экономической обоснованности результатов государственной кадастровой оценки земель предприятия Общество обращалось в Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости и Управление Роснедвижимости по Ульяновской области и получило ответ, свидетельствующий об отсутствии такой информации.

Согласно ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.

Согласно п. 5 Правил проведения кадастровой оценки земель, утв. Постановлением Правительства РФ от 08.04.2000 N 316, государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений, садоводческих, огороднических и дачных объединений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки недвижимости.

Из этой нормы следует, что кадастровая стоимость земельного участка должна быть близка к рыночной стоимости земельного участка. Каких либо доказательств, свидетельствующих, что окончательная кадастровая оценка земель, принадлежащих заявителю, была проведена с учетом уровня рыночных цен на земельные участки, ответчиком не представлено.

Утверждение суда апелляционной инстанции, что заявитель сам должен был представить данные, подтверждающие недостоверность величины стоимости объекта оценки, противоречит п. 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которому обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа
или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

Более того, заявителем такие доказательства представлялись. Из адресованного Обществу письма Федерального агентства кадастра объектов недвижимости N КЯ/1615 от 12.09.2006 следует, что Роснедвижимость не располагает исходными данными, использованными для расчета удельных показателей кадастровой стоимости земель, принадлежащих Обществу.

Кроме того, доказательством произвольности кадастровой оценки является также имеющийся в деле протокол N 2 от 02.08.2002 заседания областной комиссии по рассмотрению и утверждению результатов государственной кадастровой оценки земель поселений (представлен ответчиком и третьим лицом). Данная комиссия постановила согласовать результаты по государственной кадастровой оценке земель поселений Ульяновской области со следующими замечаниями: увеличить в 1,5 - 2 раза кадастровую стоимость по всем видам функционального использования земель (за исключением земель под объектами торговли, общественного питания, бытового обслуживания, предприятий сервиса); увеличить в 10 раз кадастровую стоимость земель под объектами торговли, общественного питания, бытового обслуживания, предприятий автосервиса.

По мнению УМНС России по Ульяновской области (изложенном в протоколе), это позволит при 0,5 - 0,6% исчислений от кадастровой стоимости увеличить сбор земельного налога в 1,5 раза. Таким образом, участники заседания областной комиссии при утверждении результатов кадастровой оценки земель исходили не из требований нормативно-правовых актов, а интересов бюджета, что противоречит Постановлению Правительства РФ от 08.04.2000 N 316 “Об утверждении Правил проведения кадастровой оценки земель“.

При таких обстоятельствах судебные акты подлежат отмене, а заявление - удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса
Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Ульяновской области от 18.12.2006 и Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.02.2007 по делу N А72-7891/06-4/432 отменить, кассационную жалобу удовлетворить.

Признать недействительным Постановление Главы администрации Ульяновской области от 08.01.2004 N 1 “Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель поселений Ульяновской области“ в части утверждения в приложении N 24 результата государственной кадастровой оценки земель под промышленными объектами оценочного квартала 73:24:030101 в отношении земельного участка ОАО “УАЗ“ под кадастровым номером 73:24:030101:0098, расположенного по адресу: г. Ульяновск, Московское шоссе, 8.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.