Решения и определения судов

Постановление ФАС Поволжского округа от 04.05.2007 по делу N А12-7247/05-С19 Если установившим льготы федеральным законом или принятым в его исполнение иным нормативным актом обязанность по возмещению платы, не полученной от льготных категорий потребителей, возлагается на субъект Российской Федерации или муниципальное образование, то при недостаточности выделенных на эти цели средств из федерального бюджета взыскание должно осуществляться с РФ независимо от того, были ли предусмотрены соответствующие расходы в бюджете субъекта РФ или муниципального образования.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности и

обоснованности решений (определений, постановлений)

арбитражных судов, вступивших в законную силу

от 4 мая 2007 года Дело N А12-7247/05-С19“

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Поволжского округа, рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации, г. Москва, в лице Управления федерального казначейства по Волгоградской области, г. Волгоград,

на решение от 08.11.2006 Арбитражного суда Волгоградской области по делу N А12-7247/05-С19

по иску Муниципального унитарного жилищного ремонтно-эксплуатационного предприятия N 20 Красноармейского района г. Волгограда, г. Волгоград, к Министерству финансов Российской Федерации, г. Москва, Комитету бюджетно-финансовой политики и казначейства администрации Волгоградской области, г. Волгоград, третьи лица: Муниципальное учреждение жилищно-коммунального хозяйства Красноармейского района
г. Волгограда, г. Волгоград, Департамент жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса администрации г. Волгограда, г. Волгоград, Администрация г. Волгограда, г. Волгоград, Областной комитет государственной статистики, г. Волгоград, Управление социальной защиты администрации Красноармейского района г. Волгограда, г. Волгоград, Управление федерального казначейства по Волгоградской области, г. Волгоград, Федеральная таможенная служба Российской Федерации, г. Москва, Министерство обороны Российской Федерации, г. Москва, Министерство внутренних дел Российской Федерации, г. Москва, Госнаркоконтроль, г. Москва, о возмещении убытков, возникших в связи с предоставлением гражданам льгот по оплате жилья и коммунальных услуг,

УСТАНОВИЛ:

Решением от 08.11.2006 Арбитражный суд Волгоградской области взыскал с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет федеральной казны сумму убытков по льготам, предусмотренным Федеральным законом “О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС“, Федеральным законом “О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического труда и полным кавалерам ордена Трудовой Славы“, Федеральным законом “О милиции“, Федеральным законом “О статусе военнослужащих“, Федеральным законом “О ветеранах“, Федеральным законом “О реабилитации жертв политических репрессий“, Федеральным законом “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“ в сумме 3063018 руб. 10 коп.

В части взыскания суммы 3107156 руб. 24 коп. производство по делу прекращено.

В части взыскания с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет федеральной казны и с Волгоградской области за счет казны Волгоградской области суммы 172125 руб. 66 коп. согласно Федеральному закону “О донорстве крови и ее компонентов“, Федеральному закону “О федеральных органах налоговой полиции“, Таможенному кодексу Российской Федерации, Указу Президента Российской Федерации “О мерах по социальной поддержке многодетных семей“, Постановлению Волгоградского Горсовета народных депутатов “Об учреждении
звания Ветеран труда города-героя Волгограда“ в иске отказано.

В апелляционной инстанции дело не пересматривалось.

В кассационной жалобе ответчик, Министерство финансов Российской Федерации в лице Управления федерального казначейства по Волгоградской области, просит отменить решение суда в части взыскания за счет федеральной казны суммы убытков в размере 3063018 руб. 10 коп. как принятое с нарушением норм материального и процессуального права, направить дело в данной части на новое рассмотрение.

Кассационная коллегия Федерального арбитражного суда Поволжского округа, проверив законность обжалованного судебного акта, правовых оснований для его отмены либо изменения не находит.

Как следует из материалов дела, в период с 2000 по 2001 г. Муниципальное унитарное жилищное ремонтно-эксплуатационное предприятие N 20 Красноармейского района г. Волгограда предоставляло населению льготы в соответствии с федеральными законами.

При решении вопроса об определении публично-правового образования, за счет которого подлежат удовлетворению требования о взыскании убытков в связи с осуществленным до 01.01.2005 предоставлением потребителям бесплатно или по льготным ценам товаров (работ, услуг), при применении положений Бюджетного кодекса Российской Федерации следует учитывать, что отнесение вопросов социальной защиты, включая социальное обеспечение, к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации означает право субъекта Российской Федерации устанавливать меры социальной поддержки дополнительно к мерам, предусмотренным федеральным законодательством, с принятием обязательств по их финансированию за счет средств бюджета субъекта. Данные положения не могут быть расценены как допускающие установление Российской Федерацией льгот с возложением обязанности по их финансированию на субъект Российской Федерации за счет собственных доходов последнего. Возложение этой обязанности по финансированию льгот означает передачу осуществления отдельных государственных полномочий на другой уровень власти, что должно сопровождаться одновременной передачей необходимых финансовых средств нижестоящим бюджетам
в форме субвенций.

Если установившим льготы федеральным законом или принятым в его исполнение иным нормативным актом обязанность по возмещению платы, не полученной от льготных категорий потребителей, возлагается на субъект Российской Федерации или муниципальное образование, то при недостаточности выделенных на эти цели средств из федерального бюджета взыскание должно осуществляться с Российской Федерации независимо от того, были ли предусмотрены соответствующие расходы в бюджете субъекта Российской Федерации или муниципального образования.

Размер убытков истца подтвержден первичной документацией, заключением экспертизы.

Судом исследованы данные о расходах истца по предоставлению льгот, дана им правовая оценка, установлена недостаточность средств, выделенных на эти цели из федерального бюджета.

Исковые требования судом рассмотрены по существу с учетом имевшейся оценки обстоятельств дела исключающих применение срока исковой давности.

Выводы суда о применении норм материального и процессуального права соответствуют фактическим обстоятельствам дела, представленным сторонами доказательствам. Оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.

Руководствуясь ст. ст. 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 08.11.2006 Арбитражного суда Волгоградской области по делу N А12-7247/05-С19 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.