Решения и определения судов

Постановление ФАС Поволжского округа от 20.03.2007 по делу N А12-29604/05-С19 Принимая ФЗ “О федеральном бюджете на 2004 год“, государство не отменяло и не приостанавливало действие ФЗ “О ветеранах“, поэтому расходы по предоставлению льгот отдельным категориям потребителей могут быть возложены на Российскую Федерацию независимо от того, предусмотрены ли соответствующие средства в Законе о бюджете.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности и

обоснованности решений (определений, постановлений)

арбитражных судов, вступивших в законную силу

от 20 марта 2007 года Дело N А12-29604/05-С19“

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Поволжского округа, рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Управления Федерального казначейства по Волгоградской области, г. Волгоград,

на решение от 09.11.2006 и Постановление апелляционной инстанции от 21.12.2006 Арбитражного суда Волгоградской области по делу N А12-29604/05-С19

по иску Общества с ограниченной ответственностью “Волгоградрегионгаз“ к Комитету бюджетно-финансовой политики и казначейства Администрации Волгоградской области, Министерству финансов Российской Федерации, с участием третьих лиц: Администрации Волгоградской области, Администрации Иловлинского района Волгоградской области, Территориального управления по Иловлинского району Комитета бюджетно-финансовой политики и казначейства
Администрации Волгоградской области, Управления соцзащиты населения Администрации Волгоградской области, Комитета соцзащиты населения Администрации Иловлинского района Волгоградской области, о взыскании 1911154 руб. 06 коп. убытков,

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью “Волгоградрегионгаз“, г. Волгоград, (далее - Общество, истец) обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с иском к Волгоградской области в лице уполномоченного финансового органа - Главного финансово-казначейского управления Администрации Волгоградской области (далее - ГФКУ, ответчик) о взыскании убытков в сумме 1911154 руб. 06 коп., образовавшихся за 2004 г. по состоянию на 01.01.2005 при реализации Федерального закона “О ветеранах“ и предоставления отдельным категориям граждан Иловлинского района льгот по оплате за отпущенный природный газ.

При подаче иска к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, истцом привлечены Администрация Волгоградской области, г. Волгоград, Администрация Иловлинского района, п.г.т. Иловля Волгоградской области, Территориальное управление ГФКУ по Иловлинскому району, п.г.т. Иловля Волгоградской области, Управление социальной защиты населения Администрации Волгоградской области, г. Волгоград, Комитет социальной защиты населения Администрации Иловлинского района, п.г.т. Иловля Волгоградской области.

Определением от 17.10.2006 произведена процессуальная замена ответчика ГФКУ Администрации Волгоградской области на Комитет бюджетно-финансовой политики и казначейства Администрации Волгоградской области (далее - Комитет БФПиК), а также замена третьего лица Территориального управления по Иловлинскому району ГФКУ на Территориальное управление по Иловлинскому району Комитета БФПиК.

Определением от 26.10.2006 к участию в деле в качестве ответчика по ходатайству истца привлечена Российская Федерация в лице уполномоченного финансового органа - Министерства финансов России.

Решением суда первой инстанции от 09.11.2006 сумма убытков в заявленной сумме взыскана с Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ за счет федеральной казны; производство по
делу в отношении Комитета БФПиК прекращено.

Постановлением апелляционной инстанции от 21.12.2006 решение суда от 09.11.2006 оставлено без изменения.

Управление федерального казначейства Волгоградской области, г. Волгоград, не согласившись с принятыми по делу судебными актами, обратилось в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить как не соответствующие нормам материального права и фактическим обстоятельствам дела и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

Лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, надлежащим образом извещены.

В соответствии со ст. 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлялся перерыв с 13.03.2007 до 14 часов 30 минут 20.03.2007.

Проверив законность обжалуемых судебных актов исходя из требований ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и доводов, содержащихся в кассационной жалобе, суд кассационной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены судебных актов.

Как следует из материалов дела, ООО “Волгоградрегионгаз“, являясь энергоснабжающей организацией, производило поставку газа для населения, проживающего в Иловлинском районе Волгоградской области.

В целях соблюдения Федерального закона “О ветеранах“ Общество в 2004 г. при взимании платы за газ с отдельных категорий граждан предоставило льготу.

Факт предоставления истцом льгот категориям граждан, подпадающим под действие Федерального закона “О ветеранах“, и образование у Общества убытков в 2004 г. на общую сумму 1911154 руб. сторонами не оспаривается и подтверждается материалами дела.

С учетом образования убытков в размере стоимости предоставленных льгот - 1911154 руб. - Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.

Принимая решение о взыскании убытков за счет казны РФ, судебные инстанции обоснованно исходили из следующего.

Согласно ст. 10 Федерального закона
“О ветеранах“ (в редакции от 06.05.2003) расходы на реализацию прав и льгот, установленных для ветеранов, возмещаются за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации. Порядок возмещения расходов утверждается, соответственно, Правительством Российской Федерации и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Расходы органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, связанные с предоставлением льгот ветеранам, учитываются при взаиморасчетах федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации и имеют целевое назначение.

Порядок возмещения субъектам Российской Федерации расходов на реализацию льгот ветеранам Правительством РФ не установлен.

Денежные средства на реализацию Федерального закона “О ветеранах“ Волгоградской области в 2004 г. не выделялись.

Льготы, от предоставления которых у истца образовались убытки, предусмотрены федеральным законодателем. Российская Федерация, установив для ветеранов льготы в виде снижения размера оплаты коммунальных услуг, приняла на себя и обязанность полного возмещения энергоснабжающим организациям расходов по предоставлению этих льгот за счет средств федерального бюджета.

Принимая Федеральный закон “О федеральном бюджете на 2004 г.“, государство не отменяло и не приостанавливало действие Федерального закона “О ветеранах“, поэтому расходы по предоставлению льгот отдельным категориям потребителей могут быть возложены на Российскую Федерацию независимо оттого, предусмотрены ли соответствующие средства в Законе о бюджете.

Неисполнение Российской Федерацией обязательств по компенсации затрат, произведенных организацией в связи с реализацией законно установленных льгот, влечет возникновение убытков у юридического лица. Бездействие государства выразилось в неисполнении обязанностей по компенсации газоснабжающей организации указанных затрат. Недополученная истцом сумма в размере 1911154 руб. 06 коп. в связи с предоставлением льгот для лиц, подпадающих под действие Федерального закона “О ветеранах“, является реальным ущербом истца. На истца, как на коммерческую организацию, не может
быть возложено бремя расходов по реализации федеральных законов, так как это противоречит целям его деятельности. Истец в силу ст. ст. 16 и 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вправе требовать от государства возмещения этих расходов, и причиненные ему убытки подлежат возмещению Российской Федерацией.

На основании вышеизложенного суд кассационной инстанции приходит к выводам о том, что судебными инстанциями при принятии судебных актов нормы процессуального права не были нарушены, нормы материального права применены правильно и сделаны выводы, соответствующие материалам дела.

При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции и Постановление апелляционной инстанции являются законными и обоснованными, подлежат оставлению без изменения, а кассационная жалоба - без удовлетворения.

Руководствуясь ст. ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 09.11.2006 и Постановление апелляционной инстанции от 21.12.2006 Арбитражного суда Волгоградской области по делу N А12-29604/05-С19 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.