Решения и определения судов

Постановление ФАС Поволжского округа от 20.02.2007 по делу N А55-10669/2006 Возврат суммы излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование осуществляется налоговым органом по письменному заявлению плательщика за счет средств Пенсионного фонда РФ.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности и

обоснованности решений (определений, постановлений)

арбитражных судов, вступивших в законную силу

от 20 февраля 2007 года Дело N А55-10669/2006“

(извлечение)

Предприниматель без образования юридического лица Кушнарева Л.Е., г. Самара, (далее - заявитель) обратилась в Арбитражный суд Самарской области с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы России по Промышленному району г. Самары, Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Промышленном районе г. Самары (далее - ответчики) о признании неправомерными действий государственных органов и об обязании зачесть излишне уплаченные страховые взносы на обязательное пенсионное страхование.

Решением от 11.08.2006, оставленным без изменения Постановлением апелляционной инстанции от 31.10.2006 Арбитражного суда
Самарской области, заявленные требования удовлетворены.

Не согласившись с вынесенными судебными актами, Инспекция Федеральной налоговой службы России по Промышленному району г. Самары обратилась в кассационную инстанцию с жалобой, в которой просит об отмене решения арбитражного суда и Постановления апелляционной инстанции.

Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, коллегия считает жалобу необоснованной и не подлежащей удовлетворению.

Как видно из материалов дела Инспекцией Федеральной налоговой службы России по Промышленному району г. Самары письмом от 23.05.2006 N 250/2709 заявителю отказано в зачете излишне уплаченных сумм страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. Основанием отказа Инспекция Федеральной налоговой службы России по Промышленному району г. Самары указывает то, что такой зачет не может быть произведен налоговым органом в порядке, предусмотренном ст. ст. 78, 79 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку страховые взносы не отвечают понятию налога, данному в ст. 8 Налогового кодекса Российской Федерации.

Арбитражный суд, удовлетворяя требования заявителя, указывает, что к спорным правоотношениям подлежат применение нормы налогового законодательства.

Данный вывод арбитражного суда коллегия находит обоснованным.

Правовое положение Пенсионного фонда Российской Федерации, его права и обязанности как страховщика установлены специальным законодательством.

В силу п. 1 ст. 13 Закона N 167-ФЗ страховщик (территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации) имеет право осуществлять возврат страховых взносов страхователям в случае, если невозможно установить, за каких застрахованных лиц указанные платежи внесены. Иные возможности проведения территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации возврата или зачета, в том числе и излишне уплаченных сумм по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, законодательством не установлены.

Согласно п. 18 Порядка учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской
Федерации, утвержденного Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 16.12.2004 N 116н (далее - Порядок), возврат (возмещение) плательщикам излишне уплаченных (взысканных) сумм осуществляется органами Федерального казначейства на основании решений налоговых органов о возврате, распоряжений администраторов поступлений в бюджет о возврате поступлений плательщику.

В соответствии с п. 30 Порядка взаимодействие Федерального казначейства с администраторами поступлений в бюджет заключается в предоставлении Федеральным казначейством администраторам поступлений в бюджет документов о проведенных операциях по учету поступлений в бюджетную систему Российской Федерации, а также в получении Федеральным казначейством от администраторов поступлений в бюджет документов о возврате (зачете) плательщикам излишне (ошибочно) перечисленных в бюджет платежей, документов об уточнении вида и принадлежности поступлений. Документы о поступлениях предоставляются органами Федерального казначейства администраторам поступлений в бюджет в пределах возложенных на администраторов полномочий.

Согласно перечню администраторов поступлений в бюджеты Российской Федерации, (приложение N 11.1 к Федеральному закону от 15.08.96 N 115-ФЗ “О бюджетной классификации Российской Федерации“ (в редакции Федерального закона от 23.12.2004 N 174-ФЗ), администратором поступлений в бюджеты Российской Федерации по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, зачисляемых на выплату как страховой, так и накопительной частей трудовой пенсии, а также страховых взносов в виде фиксированного платежа, зачисляемых на выплату накопительной и страховой частей трудовой пенсии, является федеральная налоговая служба.

При названных обстоятельствах довод налогового органа о том, что действующим законодательством территориальным органам Пенсионного фонда Российской Федерации предоставлено право проводить зачет или возврат излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование кроме случаев, если невозможно установить, за каких застрахованных лиц указанные платежи уплачены, является ошибочным.

Данная позиция выражена в Постановлении Президиума Высшего арбитражного суда Российской Федерации
от 05.09.2006 N 2776/06.

При таких обстоятельствах коллегия не находит оснований для отмены судебных актов.

Руководствуясь п. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 11.08.2006 и Постановление апелляционной инстанции от 31.10.2006 Арбитражного суда Самарской области по делу N А55-10669/06 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.