Решения и определения судов

Постановление ФАС Поволжского округа от 01.02.2007 по делу N А55-4739/2006 К правоотношениям по возврату (зачету) сумм излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование применяются положения Налогового кодекса РФ, следовательно, сумма излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование подлежит возврату налоговым органом по письменному заявлению плательщика за счет средств Пенсионного фонда РФ.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности и

обоснованности решений (определений, постановлений)

арбитражных судов, вступивших в законную силу

от 1 февраля 2007 года Дело N А55-4739/2006“

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Поволжского округа, рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 15 по Самарской области, г. Тольятти Самарской области,

на решение от 22 мая 2006 г. и Постановление апелляционной инстанции от 30 августа 2006 г. Арбитражного суда Самарской области по делу N А55-4739/2006

по заявлению Общества с ограниченной ответственностью “Труба-С“, г. Тольятти Самарской области, к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 15 по Самарской области, г. Тольятти Самарской области, о признании незаконным бездействия,
выразившегося в невозврате страховых взносов и об обязании произвести возврат страховых взносов в сумме 49238 руб. 71 коп.,

третье лицо - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Центральном районе г. Тольятти и Ставропольском районе Самарской области, г. Тольятти Самарской области,

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью “Труба-С“ (далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением, уточненным в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконным бездействия Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 15 по Самарской области (далее - налоговый орган), выразившегося в невозврате страховых взносов на выплату страховой части пенсии в сумме 49238 руб. 71 коп. и об обязании налогового органа провести возврат излишне уплаченной суммы страховых взносов на выплату страховой части пенсии в размере 49238 руб. 71 коп.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования на предмет спора, привлечено Государственное учреждение Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Центральном районе г. Тольятти и Ставропольском районе Самарской области.

Решением арбитражного суда от 22 мая 2006 г. требования заявителя удовлетворены в полном объеме.

Постановлением апелляционной инстанции от 30 августа 2006 г. решение суда оставлено без изменения.

В кассационной жалобе налоговый орган просит отменить состоявшиеся по делу судебные акты, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, а также на неверную оценку судом фактических обстоятельств дела.

По мнению заявителя жалобы, судебные инстанции неверно истолковали нормы законодательства о налогах и сборах и необоснованно возложили обязанность по возврату ошибочно уплаченных сумм страховых взносов на обязательное пенсионное страхование на налоговый орган, который не наделен полномочиями по принятию соответствующих решений о возврате.

Из материалов дела следует,
что платежными поручениями N 42 от 18.01.2005 в сумме 15509 руб. 11 коп., N 150 от 15.02.2005 в сумме 16616 руб. 49 коп., N 254 от 15.03.2005 в сумме 17113 руб. 11 коп. заявитель перечислил в бюджет Пенсионного фонда страховые взносы, допустив ошибку при указании кода бюджетной классификации.

На обращение заявителя в налоговый орган с заявлением о переводе суммы страховых взносов с ошибочно указанного КБК на правильное КБК налоговый орган письмом от 03.03.2006 N 08-41/8093 отказал заявителю в удовлетворении указанного заявления, ссылаясь на то, что страховые взносы не отвечают понятию налога и основания для возврата (зачета) их в порядке, установленном ст. ст. 78, 79 Налогового кодекса Российской Федерации, отсутствуют.

Суд первой инстанции, удовлетворяя требования заявителя о признании незаконным бездействия налогового органа и об обязании его произвести возврат излишне уплаченной суммы страховых взносов, исходил из правовых норм, свидетельствующих о наличии у налогового органа соответствующих полномочий для принятия решения о зачете либо возврате плательщику указанных сумм.

Апелляционная инстанция признала выводы суда первой инстанции обоснованными.

Судебная коллегия кассационной инстанции, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и проверив в соответствии с п. 1 ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судебными инстанциями норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены судебных актов исходя из следующего.

Как установлено судебными инстанциями, Государственное учреждение Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Железнодорожном районе г. Самары подтвердило размер денежных средств в сумме 49238 руб. 71 коп., ошибочно зачисленных на иной код бюджетной классификации, чем предусмотрено для платежей предприятий по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование
на выплату страховой части трудовой пенсии.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации“ (далее - Федеральный закон N 167-ФЗ) правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

При этом согласно п. 1 ст. 25 указанного Федерального закона контроль за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование осуществляется налоговым органом в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации, регулирующим деятельность налоговых органов.

Пунктом 1 статьи 13 Федерального закона N 167-ФЗ установлено право страховщика - Пенсионного фонда Российской Федерации и его территориальных органов - осуществлять возврат страховых взносов на обязательное пенсионное страхование лишь в случае, если невозможно установить, за каких застрахованных лиц указанные платежи уплачены.

Вероятно, имеется в виду Федеральный закон от 05.08.2000 N 118-ФЗ.

В соответствии со ст. 9 Федерального закона от 09.08.2000 N 118-ФЗ “О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах“ с 1 января 2001 г. контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения взносов в государственные социальные внебюджетные фонды (Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования), уплачиваемых в составе единого социального налога (взноса), осуществляется налоговыми органами Российской Федерации. Суммы излишне уплаченных страховых взносов в государственные социальные внебюджетные фонды по состоянию на 1 января 2001 г. подлежат зачету в счет уплаты единого социального налога (взноса) или возврату в порядке, установленном Налоговым кодексом Российской
Федерации.

В соответствии с п. п. 7, 9 ст. 78 Налогового кодекса Российской Федерации сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату налоговым органом по письменному заявлению налогоплательщика. Возврат суммы излишне уплаченного налога производится за счет средств бюджета (внебюджетного фонда), в который произошла переплата, в течение одного месяца со дня подачи заявления о возврате.

В соответствии с приложением N 11.1 к Федеральному закону от 15.08.96 N 115-ФЗ (в редакции изменений от 23.12.2004 N 174-ФЗ) “О бюджетной классификации Российской Федерации“ главным распорядителем средств федерального бюджета - администратором поступлений в бюджеты Российской Федерации относительно страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, зачисляемых в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплаты страховой и накопительной частей трудовой пенсии, - является Федеральная налоговая служба.

Приказом Минфина России от 16.12.2004 N 116н утвержден Порядок учета федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределение между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, п. 4 которого предусмотрено, что учет и распределение поступлений между бюджетами осуществляется органами федерального казначейства на основании, в том числе, заключений налоговых органов о зачете излишне уплаченных (взысканных) налогов (сборов), платежных поручений налоговых органов и распоряжений администраторов поступлений в бюджет о возврате поступлений, уведомлений налоговых органов и администраторов поступлений в бюджет об уточнении вида и принадлежности платежа (поступлений).

Полномочия налоговых органов по осуществлению зачета (возврата) платежей, относящихся к Пенсионному фонду Российской Федерации, предусмотрены также Соглашением по информационному взаимодействию между Министерством Российской Федерации по налогам и сборам и Пенсионным фондом Российской Федерации от 02.12.2003.

С учетом изложенного судебные инстанции обоснованно признали неправомерными доводы налогового органа об отсутствии правовых оснований для возложения на него обязанностей
по проведению возврата излишне уплаченных страховых взносов в соответствии с нормами Налогового кодекса Российской Федерации.

Судебные акты, в соответствии с которыми бездействие налогового органа признано незаконными и суд обязал его возвратить излишне уплаченные суммы страховых взносов, следует считать правомерными, основанными на надлежащей оценке имеющихся в деле доказательств и на правильном применении норм материального и процессуального права.

Предусмотренные ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания для отмены, изменения судебных актов отсутствуют.

Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 22 мая 2006 г. и Постановление апелляционной инстанции от 30 августа 2006 г. Арбитражного суда Самарской области по делу N А55-4739/2006 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.