Решения и определения судов

Постановление ФАС Поволжского округа от 23.01.2007 по делу N А57-30210/05-19 Обязанность по компенсации расходов, связанных с предоставлением льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан, работающих в учреждениях, финансируемых за счет средств бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов, и проживающих в сельской местности, возложена на субъект РФ с последующим возмещением из федерального бюджета.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности и

обоснованности решений (определений, постановлений)

арбитражных судов, вступивших в законную силу

от 23 января 2007 года Дело N А57-30210/05-19“

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Поволжского округа, рассмотрев кассационную жалобу Администрации Красноармейского муниципального района Саратовской области, г. Красноармейск Саратовской области,

на решение Арбитражного суда Саратовской области от 18.05.2006 и Постановление апелляционной инстанции того же суда от 30.08.2006 по делу N А57-30210/05-19

по заявлению Общества с ограниченной ответственностью “Саратоврегионгаз“, г. Саратов, к Администрации Красноармейского муниципального района Саратовской области, г. Красноармейск Саратовской области, Финансовому управлению Администрации ОМО Красноармейского района Саратовской области, г. Красноармейск, Отделу образования Администрации ОМО Красноармейского района Саратовской области, г. Красноармейск,
о взыскании убытков в сумме 383430,05 руб.,

УСТАНОВИЛ:

ООО “Саратоврегионгаз“, г. Саратов, обратилось с иском к Финансовому управлению Администрации ОМО Красноармейского района Саратовской области, г. Красноармейск; Администрации ОМО Красноармейского района Саратовской области, г. Красноармейск, Отделу образования Администрации ОМО Красноармейского района Саратовской области, г. Красноармейск; о взыскании убытков в сумме 383430 руб. 05 коп., связанных с предоставлением льгот квалифицированным работникам социально-культурных и образовательных учреждений, проживающим и работающим в сельской местности и рабочих поселках области, на территории Красноармейского муниципального образования, по оплате природного газа за период с 01.08.2003 по 31.12.2003.

Решением Арбитражного суда Саратовской области от 18.05.2006 с Финансового управления Администрации Объединенного муниципального образования Красноармейского района Саратовской области в пользу ОАО “Саратоврегионгаз“ взысканы убытки по оплате коммунальных услуг квалифицированным работникам социально-культурных и образовательных учреждений в сумме 383430 руб. 08 коп. за период с 01.08.2003 по 31.12.2003.

Постановлением апелляционной инстанции от 06.09.2006 данное решение суда изменено.

Апелляционная инстанция взыскала с муниципального образования Красноармейского района Саратовской области за счет казны в лице Финансового управления Администрации объединенного муниципального образования Красноармейского района Саратовской области в пользу ОАО “Саратоврегионгаз“ убытки по оплате коммунальных услуг квалифицированным работникам социально-культурных и образовательных учреждений, проживающим в сельской местности и рабочих поселках области, на территории Красноармейского муниципального образования, в сумме 383430 руб. 05 коп за период с 01.08.2003 по 31.12.2003.

Судебные акты мотивированы ссылками на п. 1 Положения “О порядке предоставления льгот по оплате жилья и коммунальных услуг квалифицированным работникам социально-культурных и общеобразовательных учреждений, работающим в сельской местности и рабочих поселках“, утвержденного Постановлением Губернатора Саратовской области от 07.03.2000 N 84, ст. ст. 16 и 1069 Гражданского кодекса Российской
Федерации.

Однако в соответствии с п. п. “е“ и “ж“ ч. 1 ст. 72, ч. 2 ст. 76 Конституции Российской Федерации общие вопросы образования и социальной защиты находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и иные правовые акты субъектов Российской Федерации.

Статьей 2 Федерального закона от 06.05.2003 N 52-ФЗ “О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации “Об основах федеральной жилищной политики“ предусмотрено, что размер, условия и порядок возмещения расходов по оплате жилья и коммунальных услуг, определенных абз. 3 п. 5 ст. 55 Закона Российской Федерации “Об образовании“, устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации и учитываются в межбюджетных отношениях.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2003 N 377 утверждены Правила предоставления бюджетам субъектов Российской Федерации субсидий для возмещения расходов в связи с предоставлением льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан, работающим и проживающим в сельской местности (далее - Правила).

В пункте 2 Правил предусмотрено, что компенсации подлежат фактически понесенные бюджетами субъектов Российской Федерации и местными бюджетами затраты на предоставление льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг гражданам, которые работают в учреждениях, финансируемых за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, и проживают в сельской местности. Субсидии выделяются за счет средств фонда компенсаций в пределах ассигнований, предусмотренных на указанные цели в федеральном бюджете на соответствующий год.

Министерство финансов Российской Федерации предоставляет субсидии на основании ежеквартально представляемых субъектами Российской Федерации отчетов о расходах, фактически произведенных на указанные в п. 2 Правил цели (п. 3 Правил). Субсидии перечисляются органами федерального казначейства на
балансовый счет субъекта Российской Федерации и расходуются органами власти субъектов Российской Федерации самостоятельно в соответствии с их бюджетным законодательством (п. п. 4 и 5 Правил).

Таким образом, обязанность по компенсации расходов по реализации указанных льгот возложена на субъект Российской Федерации с последующим возмещением из федерального бюджета.

Однако ни субъект Российской Федерации, ни Российская Федерация в лице соответствующих органов к участию в деле не применены.

Коллегия отмечает, что апелляционной инстанцией не принято во внимание Положение п. 18 Постановления Пленума Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 и не определено публично-правовое образование, за счет казны которого подлежат удовлетворению заявленные требования и которое подлежит привлечению к участию в деле.

Удовлетворяя иск в заявленном размере, судебные инстанции не исследовали расчет иска с тем, чтобы исключить включение в него суммы НДС.

При таких данных коллегия считает, что обжалуемые судебные акты подлежат отмене, дело - направлению на новое рассмотрение.

Учитывая изложенное и руководствуясь ст. ст. 286, 287, п. 4 ч. 4 ст. 288, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд кассационной инстанции

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Саратовской области от 18.05.2006 и Постановление апелляционной инстанции того же суда от 30.08.2006 по делу N А57-30210/05-19 отменить, дело направить на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда.

Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.