Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 26.06.2007 по делу N А56-42928/2006 Довод ИФНС о неправомерном применении общественной организацией инвалидов льготы по ЕСН в связи с тем, что она не осуществляла какой-либо деятельности по реализации своих уставных целей и задач (не трудоустраивала инвалидов и не направляла полученную по итогам года прибыль на нужды последних), отклонен судом, поскольку действующее законодательство не связывает применение данной льготы с достижением организацией инвалидов конкретных целей (результатов).

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 26 июня 2007 года Дело N А56-42928/2006“

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кузнецовой Н.Г., судей Асмыковича А.В. и Кочеровой Л.И., при участии от региональной общественной организации инвалидов “Санкт-Петербургское общество помощи в социальной адаптации“ Кондрацкого Ю.В. (доверенность от 07.06.2007 N 77-юр), от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 19 по Санкт-Петербургу Горбунова А.А. (доверенность от 09.03.2007 N 19-10/04633) и Евенко Т.Г. (доверенность от 09.03.07 N 19-10/04670), рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 19 по Санкт-Петербургу на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 28.12.2006 (судья Загараева
Л.П.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.03.2007 (судьи Семиглазов В.А., Згурская М.Л., Масенкова И.В.) по делу N А56-42928/2006,

УСТАНОВИЛ:

Региональная общественная организация инвалидов “Санкт-Петербургское общество помощи в социальной адаптации“ (далее - Организация) обратилась в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением (после уточнения требований) о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 19 по Санкт-Петербургу (далее - налоговая инспекция) от 16.06.2006 N 6-10-404 в части доначисления 204180,36 руб. единого социального налога, зачисляемого в Фонд социального страхования, начисления 45866,52 руб. пеней за нарушение срока уплаты этого налога и привлечения налогоплательщика к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в виде взыскания 40836,07 руб. штрафа. Кроме того, заявитель просил признать недействительным решение налоговой инспекции от 16.06.2006 N 6-10 о взыскании штрафа за неуплату (неполную уплату) единого социального налога.

Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 28.12.2006 заявленные Организацией требования удовлетворены.

Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.03.2007 решение суда от 28.12.2006 оставлено без изменения.

В кассационной жалобе налоговая инспекция просит отменить решение и постановление судов и отказать Организации в удовлетворении заявления, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. По мнению подателя жалобы, Организация неправомерно применила льготу по единому социальному налогу, установленную абзацем 2 подпункта 2 пункта 1 статьи 239 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ). Налогоплательщик осуществил в 2004 году выплаты сотрудникам, принятым на работу в Организацию по трудовым договорам. Эти работники выполняли работы, оказывали услуги
в сети магазинов, принадлежавших обществу с ограниченной ответственностью “Весна“ (далее - ООО “Весна“), с которой Организация заключила договор от 01.03.2004 на оказание услуг. Поскольку в договоре не предусмотрено условие о содействии в трудоустройстве инвалидов, налоговая инспекция посчитала, что деятельность Организации направлена исключительно на извлечение прибыли, а не на предусмотренную Уставом деятельность по защите прав и законных интересов инвалидов, обеспечения для них равных с другими гражданами возможностей.

Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.

Как видно из материалов дела, налоговая инспекция в марте - мае 2006 года провела выездную налоговую проверку правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) Организацией в бюджет налогов, в том числе единого социального налога за период с 01.10.2003 по 31.12.2004. В ходе проверки выявлен ряд нарушений, которые отражены в акте от 19.05.2006 N 6-10-404.

В частности, налоговый орган установил занижение налогоплательщиком облагаемой за 2004 год единым социальным налогом базы (в части суммы налога, подлежащей уплате в Фонд социального страхования Российской Федерации) на 5104509 руб.

К такому выводу проверяющие пришли на основании следующего.

В 2004 году Организация заключила с ООО “Весна“ (заказчик) договор возмездного оказания услуг от 01.03.2004. По условиям договора Организация приняла на себя обязательства по заданию заказчика оказывать оговоренные в договоре услуги (выполнять работы). Для выполнения обязательств по договору с ООО “Весна“ Организация нанимала работников, заключая с ними трудовые договоры. ООО “Весна“ производила с Обществом расчеты за оказанные услуги (выполненные работы), а Организация обеспечивала своим работникам предусмотренные трудовыми договорами выплаты.

При исчислении и уплате единого социального налога в 2004 году Организация не включала в налоговую базу на основании абзаца 2 подпункта
2 пункта 1 статьи 239 НК РФ (в части суммы налога, подлежащей уплате в Фонд социального страхования Российской Федерации) суммы выплат, произведенных работникам, фактически оказывавшим услуги (выполнявшим работы) во исполнение договора, заключенного Организацией с ООО “Весна“.

По мнению налоговой инспекции, Организация необоснованно применила льготу по единому социальному налогу, установленную абзацем 2 подпункта 2 пункта 1 статьи 239 НК РФ, поскольку в договоре от 01.03.2004 отсутствует условие о содействии в трудоустройстве именно инвалидов. То есть фактически Организации не осуществляла какой-либо деятельности по реализации своих уставных целей и задач (социальной поддержки, защиты прав и интересов инвалидов).

Решением налогового органа от 16.06.2006 N 6-10-404, Организации доначислено по вышеописанному эпизоду и предложено уплатить в срок, указанный в требовании, 204180,36 руб. единого социального налога, подлежащего зачислению в Фонд социального страхования, и 45866,52 руб. пеней за нарушение срока уплаты этого налога. Кроме того, Организация привлечена к ответственности за допущенные нарушения, в том числе по пункту 1 статьи 122 НК РФ за неуплату (неполную уплату) единого социального налога, зачисляемого в Фонд социального страхования, в виде взыскания 40836,07 руб. штрафа. В соответствии со статьей 103.1 НК РФ (в редакции, действовавшей в 2006 году) налоговый орган на основании решения от 16.06.2006 N 6-10-404 принял решение от 16.06.2006 N 6-10 о взыскании налоговой санкции.

Организация обжаловала решения инспекции в названной части в арбитражном суде.

Суды первой и апелляционной инстанций удовлетворили требования заявителя. Принимая такое решение, суды исходили из того, что Организацией соблюдены условия применения льготы по единому социальному налогу, предусмотренной абзацем 2 подпункта 2 пункта 1 статьи 239 НК РФ. Организация создана в соответствии
с действующим законодательством в качестве общественной организации инвалидов; среди ее членов инвалиды и их законные представители составляют не менее 80 процентов; сумма выплат и иных вознаграждений не превышает 100000 руб. в течение налогового периода на каждого отдельного работника. Поэтому налоговый орган неправомерно отказал Организации в применении спорной льготы.

Суды отклонили как не основанный на нормах абзаца 2 подпункта 2 пункта 1 статьи 239 НК РФ довод инспекции об отсутствии у Организации права на применение спорной льготы, поскольку она не осуществляла в 2004 году трудоустройство инвалидов, не направила полученную по итогам 2004 года прибыль на нужды инвалидов. Суды указали, что законодатель не связывает применение данной льготы с достижением общественной организацией инвалидов конкретных целей (результатов).

Кассационная инстанция, рассмотрев материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения жалобы налоговой инспекции.

Согласно статье 5 Федерального закона от 19.05.1995 N 82-ФЗ “Об общественных объединениях“ (далее - Федеральный закон от 19.05.1995 N 82-ФЗ) под общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения. Право граждан на создание общественных объединений реализуется как непосредственно путем объединения физических лиц, так и через юридические лица - общественные объединения.

Одной из организационно-правовых форм общественных объединений являются общественные организации инвалидов.

В соответствии с абзацем 2 статьи 33 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“ общественными организациями инвалидов признаются организации, созданные инвалидами и лицами, представляющими их интересы, в целях защиты прав и законных интересов инвалидов, обеспечения им
равных с другими гражданами возможностей, решения задач общественной интеграции инвалидов, среди членов которых инвалиды и их законные представители (один из родителей, усыновителей, опекун или попечитель) составляют не менее 80 процентов, а также союзы (ассоциации) указанных организаций.

В абзаце первом статьи 33 названного Закона указано, что общественные организации инвалидов создаются в целях защиты прав и законных интересов инвалидов, обеспечения им равных с другими гражданами возможностей, то есть являются формой социальной защиты инвалидов.

Из Устава Региональной общественной организации инвалидов “Санкт-Петербургское общество помощи в социальной адаптации“ (л.д. 34 - 46) следует, что Организация является основанным на членстве общественным объединением, созданным в результате свободного волеизъявления граждан Российской Федерации, объединившихся на основе общности интересов для реализации следующих целей: защита прав и законных интересов инвалидов, обеспечение им равных с другими гражданами возможностей, помощь в социальной адаптации инвалидов в условиях современного общества. Для достижения этих целей Организация содействует в трудоустройстве инвалидов; организует и участвует в организации домов отдыха, лечебниц, гостиниц для инвалидов; информирует инвалидов о предоставляемых им действующим законодательством льготах и гарантиях, а также по иным вопросам, затрагивающим права и законные интересы инвалидов; осуществляет общественный контроль за соблюдением действующего законодательства в отношении инвалидов государственными органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами, индивидуальными предпринимателями.

Следовательно, Организация создана в соответствии с действующим законодательством в качестве общественной организации инвалидов.

Членами Организации, как установлено судами и не оспаривается налоговой инспекцией, являются инвалиды I, II и III групп.

Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 235 НК РФ плательщиками единого социального налога признаются лица, производящие выплаты физическим лицам, в том числе организации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 236
НК РФ объектом налогообложения для организаций, производящих выплаты физическим лицам, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям), а также по авторским договорам.

Абзацем вторым подпункта 2 пункта 1 статьи 239 НК РФ (в редакции, действовавшей в 2004 году) предусмотрено, что общественные организации инвалидов (в том числе созданные как союзы общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80 процентов, их региональные и местные отделения освобождаются от уплаты единого социального налога с сумм выплат и иных вознаграждений, не превышающих 100000 руб. в течение налогового периода на каждого отдельного работника.

Суды подтвердили соблюдение Организацией условий реализации права на применение названной льготы.

Вывод судов соответствует имеющимся в деле документам.

Причем из положений абзаца второго подпункта 2 пункта 1 статьи 239 НК РФ (в редакции, действовавшей в 2004 году) следует, что общественные организации инвалидов в 2004 году имели право на льготу по единому социальному налогу в части сумм выплат и иных вознаграждений, не превышающих 100000 руб. в течение налогового периода, начисленных в пользу каждого работника организации, а не только лиц, являющихся инвалидами I, II или III групп.

Кассационная инстанция считает, что суды первой и апелляционной инстанции обоснованно отклонили довод налоговой инспекции о неправомерном применении Организацией льготы, поскольку ее деятельность не направлена на достижение целей, предусмотренных уставом: налогоплательщик не трудоустраивал инвалидов в 2004 году, не направил полученную по итогам 2004 года прибыль на нужды инвалидов.

Согласно пункту 3 статьи 50, пункту 1 статьи
117 Гражданского кодекса Российской Федерации, общественные организации являются некоммерческими организациями и вправе осуществлять предпринимательскую деятельность для достижения целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям.

В соответствии со статьей 37 Федерального закона от 19.05.1995 N 82-ФЗ общественные объединения могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению уставных целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям. Перераспределение доходов от предпринимательской деятельности общественных объединений между членами или участниками этих объединений запрещено. Данные доходы должны использоваться только для достижения уставных целей.

Названный Закон не запрещает общественным объединениям (в том числе общественным организациям инвалидов) привлекать наемных работников для осуществления предпринимательской деятельности, направленной на достижение уставных целей, ради которых они созданы, и соответствующей этим целям.

Суды первой и апелляционной инстанций установили, что полученная Организацией по итогам 2004 года прибыль от предпринимательской деятельности в размере 30193 руб. зачислена на ее расчетный счет и не расходовалась в связи с принятым решением о накоплении прибыли в целях более эффективного ее использования для уставных целей.

В соответствии с частью 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания законности принятого и оспариваемого решения, а также обстоятельств, послуживших основанием для его принятия, возлагается на орган, который принял это решение.

В материалах дела нет представленных налоговым органом доказательств несоблюдения Организацией условий применения льготы, установленной абзацем вторым подпункта 2 пункта 1 статьи 239 НК РФ.

При изложенных обстоятельствах правовые основания для отмены принятых по данному делу решения и постановления судов и удовлетворения жалобы налогового органа отсутствуют.

Налоговой инспекции при подаче кассационной жалобы предоставлена отсрочка в уплате государственной пошлины, поэтому с нее в соответствии с
подпунктом 12 пункта 1 статьи 333.21 НК РФ подлежит взысканию в доход федерального бюджета 1000 руб. государственной пошлины.

Руководствуясь статьей 286 и пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 28.12.2006 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.03.2007 по делу N А56-42928/2006 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 19 по Санкт-Петербургу - без удовлетворения.

Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 19 по Санкт-Петербургу в доход федерального бюджета 1000 руб. госпошлины за рассмотрение дела в суде кассационной инстанции.

Председательствующий

КУЗНЕЦОВА Н.Г.

Судьи

КОЧЕРОВА Л.И.

АСМЫКОВИЧ А.В.