Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 19.06.2007 по делу N А42-8326/2006 Суд, удовлетворяя заявление ИФНС о взыскании с предпринимателя штрафа за неполную уплату налога на игорный бизнес, правомерно отклонил довод предпринимателя о том, что он как субъект малого предпринимательства вправе в течение четырех лет своей деятельности применять при исчислении названного налога ставку, установленную на момент его государственной регистрации, поскольку из материалов дела следует, что указанный срок действия льготного режима налогообложения для предпринимателя истек.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 19 июня 2007 года Дело N А42-8326/2006“

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кузнецовой Н.Г., судей Асмыковича А.В. и Кочеровой Л.И., при участии от Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Мурманску Смирнова С.И. (доверенность от 14.05.2007 N 80-14-27/70500), от индивидуального предпринимателя Ф.И.О. - Аверьянова В.С. (доверенность от 16.06.2007) и Фигуриной Т.В. (доверенность от 12.04.2007), рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Ф.И.О. на решение Арбитражного суда Мурманской области от 20.02.2007 по делу N А42-8326/2006 (судья Тарасов А.Е.),

УСТАНОВИЛ:

Инспекция Федеральной налоговой службы по городу Мурманску (далее - налоговая инспекция) обратилась в Арбитражный суд Мурманской области
с заявлением о взыскании с индивидуального предпринимателя Ф.И.О. (далее - Предприниматель) 120500 руб. штрафа, предусмотренного пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) за неуплату (неполную уплату) налога на игорный бизнес за ноябрь 2005 года.

Решением суда первой инстанции от 20.02.2007 требование налоговой инспекции удовлетворено. Суд взыскал с Предпринимателя спорную сумму штрафа.

В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.

В кассационной жалобе Предприниматель просит отменить решение суда и отказать налоговой инспекции в удовлетворении заявленного требования, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права.

Проверив законность обжалуемого решения суда, суд кассационной инстанции установил следующее.

Ф.И.О. в 2000 году зарегистрирована Управлением Первомайского административного округа города Мурманска в качестве индивидуального предпринимателя, осуществляющего деятельность без образования юридического лица (свидетельство от 28.03.2000 N 18140 - л.д. 78). В 2004 году Предприниматель прошла перерегистрацию в соответствии со статьей 3 Федерального закона от 23.06.2003 N 76-ФЗ “О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон “О государственной регистрации юридических лиц“, о чем ей выдано свидетельство от 14.10.2004 серия 51 N 000775642 о внесении в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей записи о ней как предпринимателе, зарегистрированном до 01.01.2004.

Хатунцева Л.В. осуществляет предпринимательскую деятельность в сфере игорного бизнеса.

Согласно статье 365 НК РФ плательщиками налога на игорный бизнес признаются организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере игорного бизнеса.

Предприниматель как плательщик налога на игорный бизнес представила в налоговую инспекцию 19.12.2005 декларацию по этому налогу за ноябрь 2005 года, а в мае 2006 года (29.05.2006) - уточненную декларацию по налогу на игорный бизнес за тот же период (л.д. 11 - 14). Согласно уточненной декларации
подлежащая уплате в бюджет сумма налога исчислена со 118 объектов налогообложения (игровых автоматов) по ставке 2500 руб., с 5 объектов - по ставке 1250 руб. (учитывая правила пунктов 3 и 4 статьи 370 НК РФ - 2500 руб. х 1/2) и составила 301250 руб.

Налоговый орган провел камеральную проверку полученной уточненной декларации, в результате которой пришел к выводу о неправомерном применении налогоплательщиком налоговой ставки 2500 руб. при исчислении налога на игорный бизнес за ноябрь 2005 года. Налоговые ставки налога на игорный бизнес устанавливаются законами субъектов Российской Федерации в определенных подпунктом 2 пункта 1 статьи 369 НК РФ пределах. С 1 сентября 2005 года согласно статье 1 Закона Мурманской области от 13.11.2003 N 434-01-ЗМО “О ставках налога на игорный бизнес“ (в редакции Закона Мурманской области от 28.06.2005 N 643-01-ЗМО) ставка налога на игорный бизнес за один игровой автомат составляет 7500 руб. Следовательно, Предприниматель при исчислении налога на игорный бизнес за ноябрь 2005 года неправомерно применила ставку 2500 руб.

Инспекция пересчитала сумму налога за ноябрь 2005 года, в результате чего сумма налога за этот период составила 903750 руб. (7500 руб. х 118 + 3750 руб.(7500 руб. : 2) х 5). К доплате налогоплательщику предъявлено 602500 руб., с учетом 301250 руб. налога, указанного Предпринимателем в уточненной декларации за ноябрь 2005 года. В письме от 30.06.2006 N 60/26.4-61/79928 (л.д. 15 - 16) налоговый орган уведомил налогоплательщика о выявленном нарушении.

Решением налоговой инспекции от 25.07.2006 N 13/2/9416 индивидуальный предприниматель Ф.И.О. привлечена к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 НК РФ, за неполную уплату налога на игорный бизнес
за ноябрь 2005 года в виде взыскания 120500 руб. штрафа. Налогоплательщику предложено уплатить в срок, установленный в требовании, 602500 руб. налога на игорный бизнес и 52397,42 руб. пеней за нарушение сроков его уплаты.

Во исполнение решения от 25.07.2006 Хатунцевой Л.В. направлено требование от 26.07.2006 N 67481 об уплате в срок до 05.08.2006 120500 руб. штрафа. Предприниматель требование не исполнила, поэтому налоговый орган обратился в арбитражный суд с заявлением о взыскании налоговой санкции в принудительном порядке.

Суд первой инстанции удовлетворил требование налоговой инспекции.

Кассационная инстанция, рассмотрев материалы дела и проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения жалобы Предпринимателя и отмены принятого судом по данному делу решения.

Глава 29 “Налог на игорный бизнес“ части второй Налогового кодекса Российской Федерации введена с 1 января 2004 года Федеральным законом от 27.12.2002 N 182-ФЗ “О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации о налогах и сборах“. Пункт 1 статьи 369 НК РФ предусматривает установление налоговых ставок по налогу на игорный бизнес законами субъектов Российской Федерации в пределах от 1500 до 7500 рублей за один игровой автомат.

Законом Мурманской области от 13.11.2003 N 434-01-ЗМО “О ставках налога на игорный бизнес в Мурманской области“ ставка налога на игорный бизнес в Мурманской области за один игровой автомат с 01.01.2004 установлена в размере 2250 руб.

Эта ставка Законом Мурманской области от 18.11.2004 N 520-01-ЗМО “О внесении изменения в статью 1 Закона Мурманской области “О ставках налога на игорный бизнес“ увеличена до 2500 руб.

С 1 сентября 2005 года
Законом Мурманской области от 28.06.2005 N 643-01-ЗМО “О внесении изменения в статью 1 Закона Мурманской области “О ставках налога на игорный бизнес“ налог на игорный бизнес за один игровой автомат уплачивается по ставке 7500 руб.

Предприниматель полагает, что в силу статьи 9 Федерального закона от 14.06.1995 N 88-ФЗ “О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации“ она имеет право при исчислении налога на игорный бизнес за ноябрь 2005 года применять ставку 2250 руб. за каждый игровой автомат.

Эта ставка действовала в мае 2004 года - периоде получения Предпринимателем лицензии на организацию и содержание тотализаторов и игорных заведений.

Суд первой инстанции признал позицию Хатунцевой Л.В. не соответствующей положениям абзаца второго пункта 1 статьи 9 Федерального закона “О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации“.

Кассационная инстанция считает вывод суда правильным.

Согласно свидетельству N 18140 (л.д. 78) Хатунцева Л.В. зарегистрирована 28.03.2000 в качестве индивидуального предпринимателя без образования юридического лица бессрочно для осуществления следующих видов деятельности - торгово-закупочной и оказания бытовых услуг.

По Общероссийскому классификатору услуг населению (ОКУН) ОК 002-93 в группу 01 “Бытовые услуги“ входят услуги по прокату игровых автоматов (группировка 019434). Игровые автоматы, используемые для проведения азартных игр с денежным выигрышем, признавались объектом обложения налогом на игорный бизнес и действовавшим в 2000 году Федеральным законом от 31.07.98 N 142-ФЗ “О налоге на игорный бизнес“.

Абзацем вторым части 1 статьи 9 Федерального закона от 14.06.1995 N 88-ФЗ “О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации“ предусмотрено, что в случае если изменения налогового законодательства создают менее благоприятные условия для субъектов малого предпринимательства по сравнению с ранее действующими условиями, то в
течение первых четырех лет своей деятельности указанные субъекты подлежат налогообложению в том же порядке, который действовал на момент их государственной регистрации.

То есть статьей 9 Федерального закона “О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации“, действовавшей в период регистрации Хатунцевой Л.В. в качестве индивидуального предпринимателя, субъектам малого предпринимательства гарантировалось сохранение в течение первых четырех лет их деятельности того порядка налогообложения, который действовал на момент их государственной регистрации.

Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ статья 9 Федерального закона “О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации“ отменена с 01.01.2005.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что с момента регистрации Хатунцевой Л.В. в качестве предпринимателя - 28.03.2000 - она непрерывно вела предпринимательскую деятельность. Поэтому суд пришел к обоснованному выводу, что четырехлетний срок, предусмотренный статьей 9 Федерального закона “О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации“, для Предпринимателя исчисляется с 28.03.2000 и заканчивается 28.03.2004. В этот период Предприниматель имела право на налогообложение в том порядке, который действовал на момент ее государственной регистрации. В ноябре 2005 года, спустя год после окончании первых четырех лет деятельности в качестве предпринимателя, Хатунцева Л.В. должна была уплачивать налоги в общем порядке.

Кассационная инстанция считает правомерным отклонение судом довода Предпринимателя о наличии у нее права применять в ноябре 2005 года ставку по налогу на игорный бизнес, действовавшую в мае 2004 года - периоде получения Хатунцевой Л.В. лицензии на организацию и содержание тотализаторов и игорных заведений (от 17.05.2004 N 004368 - л.д. 54).

Во-первых, Предприниматель не принимает во внимание установленные статьей 9 Федерального закона “О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации“ порядок, условия предоставления
гарантии, ее содержание, период действия.

Законом конкретно определен период действия гарантий - только первые четыре года деятельности субъектов малого предпринимательства.

Исчисление этих первых четырех лет в каждом случае с начала осуществления нового, ранее фактически не осуществлявшегося, вида предпринимательской деятельности названный Закон не предусматривает.

Во-вторых, лицензия получена по истечении первых четырех лет деятельности Хатунцевой Л.В. в качестве предпринимателя. Кроме того, материалами дела подтверждается, что ее отсутствие не препятствовало Предпринимателю заниматься игорным бизнесом и уплачивать налог на игорный бизнес (л.д. 55 - 59).

При таких обстоятельствах кассационная инстанция считает, что правовые основания для применения Предпринимателем в ноябре 2005 года положений статьи 9 Федерального закона “О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации“ отсутствовали.

Предприниматель обязана в ноябре 2005 года уплачивать налог на игорный бизнес по ставке, установленной статьей 1 Закона Мурманской области от 13.11.2003 N 434-01-ЗМО “О ставках налога на игорный бизнес“ (в редакции закона Мурманской области от 28.06.2005 N 643-01-ЗМО), в размере 7500 руб. за один игровой автомат.

Кассационной инстанцией отклоняется утверждение подателя жалобы о неправомерном неприменении судом нормы статьи 3 НК РФ, обоснованное тем, что областной законодатель при повышении ставки налога не учел фактической способности индивидуальных предпринимателей, занимающихся игорным бизнесом в городе Мурманске, уплачивать этот налог по ставке 7500 руб. за каждый игровой автомат.

Положения законодательства о налогах и сборах предполагают учет фактической способности налогоплательщика к уплате налогов, чем обеспечивается соблюдение конституционных прав и свобод, закрепленных статьями 19 (части 1 и 2), 34 (часть 1), 35 (часть 1) и 57 Конституции Российской Федерации.

Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать
обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений, а также раскрыть доказательства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений, перед другими лицами, участвующими в деле, до начала судебного заседания, если иное не установлено названным Кодексом.

Предприниматель ни при рассмотрении дела в суде первой инстанции, ни с кассационной жалобой не представила ни одного доказательства отсутствия у нее фактической способности к уплате налога на игорный бизнес по ставке в размере 7500 руб. за каждый игровой автомат.

В то же время этот вопрос был предметом исследования Мурманского областного суда и Верховного Суда Российской Федерации по заявлению Хатунцевой Л.В. о признании недействительным статьи 1 Закона Мурманской области от 13.11.2003 N 434-01-ЗМО “О ставках налога на игорный бизнес“ (в редакции закона Мурманской области от 28.06.2005 N 643-01-ЗМО). Обращаясь в суд, заявитель ссылалась на нарушение областным законодателем правила статьи 3 НК РФ, на экономическую необоснованность осуществленного повышения ставки налога на игорный бизнес до 7500 руб.

Решением Мурманского областного суда от 10.07.2006 Хатунцевой Л.В. отказано в удовлетворении ее заявления.

Верховный Суд Российской Федерации определением от 27.09.2006 по делу N 34-Г06-8 подтвердил законность принятого судом решения. Суд пришел к выводу, что увеличение областным законодателем ставки налога на игорный бизнес до максимального размера не противоречит федеральному законодательству. Суд отклонил доводы Предпринимателя об отсутствии экономического основания для увеличения налоговой ставки, о создании оспариваемым Законом для нее препятствий в осуществлении предпринимательской деятельности, о ее неспособности к уплате налога, указав, что требования Хатунцевой Л.В. по существу основаны на коммерческом интересе, ее естественном стремлении к получению прибыли от предпринимательской
деятельности в максимальном размере, которые не являются обязательным критерием для законодателя, осуществляющего свои налоговые полномочия, в определении ставки налога.

Кассационной инстанцией не установлено нарушений или неправильного применения судом норм процессуального права, которые привели или могли привести к принятию неправильного решения.

Кассационная инстанция отклоняет и довод Предпринимателя об отсутствии вины в допущенном нарушении. Хатунцева Л.В. утверждает, что руководствовалась письменными разъяснениями Министерства финансов Российской Федерации, изложенными в письме от 20.10.2005 N 03-06-05-07/35, что в силу статьи 111 НК РФ должно быть расценено как обстоятельство, исключающее вину в совершении налогового правонарушения.

Между тем в названном письме Министерство финансов Российской Федерации отвечает на вопрос о том, с какого момента возникает и прекращается обязанность по уплате налога на игорный бизнес. Материалами дела подтверждается, что этот вопрос не вызывал у Предпринимателя затруднений (л.д. 55 - 59).

Данное же дело касается спора о размере ставки налога на игорный бизнес, подлежащей применению при исчислении налога за ноябрь 2005 года.

Суд первой инстанции при рассмотрении данного дела признал доказанным налоговым органом факт неправомерного применения налогоплательщиком при исчислении налога на игорный бизнес за ноябрь 2005 года ставки налога в размере 2500 руб. Этот вывод суда подтверждается имеющимися в деле доказательствами.

Пункт 1 статьи 122 НК РФ предусматривает ответственность за неуплату или неполную уплату сумм налога в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога или других неправомерных действий (бездействия).

В рассматриваемом случае к неполной уплате налога привело неправомерное применение Предпринимателем недействующей в ноябре 2005 года ставки налога.

Поэтому вывод суда о законности привлечения Хатунцевой Л.В. к ответственности по пункту 1 статьи 122 НК РФ является правильным.

Суд обоснованно взыскал
с Предпринимателя 120500 руб. штрафа за неполную уплату налога на игорный бизнес.

Правовые основания для отмены принятого по данному делу решения суда и удовлетворения жалобы Предпринимателя отсутствуют.

Поскольку Предпринимателем Хатунцевой Л.В. при подаче кассационной жалобы неправильно исчислена и уплачена госпошлина (при определении ее размера применены положения подпунктов 12 и 3 пункта 1 статьи 333.21 НК РФ вместо положений подпунктов 12 и 4 пункта 1 статьи 333.21 НК РФ), с нее подлежит взысканию в доход федерального бюджета 950 руб. недоплаченной госпошлины.

Руководствуясь статьей 286 и пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Мурманской области от 20.02.2007 по делу N А42-8326/2006 оставить без изменения, а кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Ф.И.О. - без удовлетворения.

Взыскать с индивидуального предпринимателя Ф.И.О. в доход федерального бюджета 950 руб. госпошлины за рассмотрение дела в суде кассационной инстанции.

Председательствующий

КУЗНЕЦОВА Н.Г.

Судьи

АСМЫКОВИЧ А.В.

КОЧЕРОВА Л.И.