Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 01.06.2007 по делу N А13-9577/2006-31 При новом рассмотрении дела о возмещении убытков, понесенных МУП в результате предоставления льгот по оплате жилья и коммунальных услуг медицинскому, педагогическому персоналу, работникам культуры, проживающим в сельской местности, суду необходимо исследовать вопрос о том, в каком объеме в спорном периоде субъекту РФ были перечислены средства из федерального бюджета для компенсации названных убытков и как они были распределены.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 1 июня 2007 года Дело N А13-9577/2006-31“

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кустова А.А., судей Сосниной О.Г., Кравченко Т.В., рассмотрев 29.05.2007 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Вологодской области на решение Арбитражного суда Вологодской области от 07.02.2007 по делу N А13-9577/2006-31 (судья Виноградов О.Н.),

УСТАНОВИЛ:

Муниципальное унитарное предприятие “Вашкинская электротеплосеть“ (далее - Предприятие) обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с иском к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (далее - Минфин РФ), Вологодской области в лице Департамента финансов Вологодской области (далее - Департамент финансов),
муниципальному образованию “Вашкинский муниципальный район Вологодской области“ в лице Финансового управления администрации Вашкинского муниципального района Вологодской области (далее - Финансовое управление) о взыскании 880430 руб. 97 коп. расходов, возникших в результате предоставления в 2002 - 2004 годах льгот на оплату жилья и коммунальных услуг работникам культуры, медицинским и педагогическим работникам, проживающим в сельской местности.

Решением от 07.02.2007 с Российской Федерации за счет средств ее казны в пользу Предприятия взыскано 863179 руб. 06 коп. В иске к Департаменту финансов и Финансовому управлению отказано.

В апелляционном порядке дело не рассматривалось.

В кассационной жалобе Минфин РФ просит отменить решение как принятое с нарушением норм материального права. Минфин РФ считает себя ненадлежащим ответчиком, поскольку первоначально льготы должны быть профинансированы за счет средств бюджета Вологодской области, а средства федерального бюджета выделяются лишь для возмещения фактически произведенных расходов.

В отзыве на кассационную жалобу Предприятие просит оставить в силе решение, считая его законным и обоснованным.

О месте и времени рассмотрения жалобы лица, участвующие в деле, надлежаще извещены, однако в суд кассационной инстанции своих представителей не направили.

Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.

Как следует из материалов дела, Предприятие в 2002 - 2004 годах в соответствии со статьей 59 Жилищного кодекса РСФСР, пунктом 5 статьи 55 Закона Российской Федерации “Об образовании“, статьей 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан предоставило педагогическим и медицинским работникам, проживающим в сельской местности, льготы по оплате жилья и коммунальных услуг.

В результате предоставления льгот у Предприятия возникли расходы, невозмещение которых послужило основанием для обращения Предприятия в суд с настоящим иском.

Суд, удовлетворяя требования Предприятия за счет средств казны
Российской Федерации, исходил из того, что указанные льготы установлены федеральным законодательством и поступивших из федерального бюджета средств оказалось недостаточно для полного возмещения расходов истца. Суд взыскал за счет средств казны Российской Федерации в пользу Предприятия 863179 руб. 06 коп., поскольку расходы Предприятия за 2002 год, а также в период до сентября 2003 года не подлежат удовлетворению в связи с пропуском срока исковой давности.

Кассационная инстанция, проверив законность обжалуемого судебного акта, пришла к следующим выводам.

В соответствии со статьей 59 Жилищного кодекса РСФСР специалисты, работающие и проживающие в сельской местности, вне населенных пунктов, пользуются бесплатно жилым помещением с отоплением и освещением.

Согласно части 2 статьи 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан (в редакции, действовавшей до вступления в силу Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ) врачи, провизоры, работники со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственной и муниципальной систем здравоохранения, работающие и проживающие в сельской местности и поселках городского типа, а также проживающие с ними члены их семей имеют право на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением в соответствии с действующим законодательством.

Постановлением Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета и Совета Народных Комиссаров РСФСР (далее - ВЦИК и СНК РСФСР) от 10.06.1930 “О льготах квалифицированным работникам в сельских местностях и рабочих поселках“ предусмотрен порядок реализации льгот данной категории граждан за счет средств местного бюджета.

Статьей 5 Федерального закона от 06.05.2003 N 52-ФЗ “О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации “Об основах федеральной жилищной политики“ постановление ВЦИК и СНК РСФСР от 10.06.1930 признано утратившим силу. Статьей 2 указанного Закона установлено, что размер, условия и порядок
возмещения расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, определенных абзацем 2 статьи 8 Закона РСФСР от 21.12.1990 N 438-1 “О социальном развитии села“, частью 2 статьи 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22.07.1993 N 5487-1, абзацем 3 пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации “Об образовании“ (в редакции Федерального закона от 13.01.1996 N 12-ФЗ), устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации и учитываются в межбюджетных отношениях.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2003 N 377 утверждены Правила предоставления бюджетам субъектов Российской Федерации субсидий для возмещения расходов в связи с предоставлением льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан, работающим и проживающим в сельской местности.

Пунктом 2 названных Правил предусмотрено, что компенсации подлежат фактически понесенные бюджетами субъектов Российской Федерации и местными бюджетами затраты на предоставление льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг гражданам, которые работают в учреждениях, финансируемых за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, и проживают в сельской местности. Субсидии выделяются за счет средств Фонда компенсаций в пределах ассигнований, предусмотренных на указанные цели в федеральном бюджете на соответствующий год.

Между тем в пункте 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 разъяснено, что положения Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) о совместном финансировании расходов по предоставлению потребителям бесплатно или по льготным ценам товаров (работ, услуг) не могут быть расценены как допускающие установление Российской Федерацией льгот с возложением обязанности по их финансированию на субъект Российской Федерации за счет собственных доходов последнего. Возложение этой обязанности по финансированию льгот означает передачу осуществления отдельных государственных
полномочий на другой уровень власти, что в силу пункта 4 статьи 130, статей 133 и 136 БК РФ (в редакции, действовавшей до 01.01.2005), раздела 4 Программы развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 года, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15.08.2001 N 584, должно сопровождаться одновременной передачей необходимых финансовых средств нижестоящим бюджетам в форме субвенций.

Если установившим льготы федеральным законом или принятым в его исполнение иным нормативным правовым актом обязанность по возмещению платы, не полученной от льготных категорий потребителей, возлагается на субъект Российской Федерации или муниципальное образование, то при недостаточности выделенных на эти цели средств из федерального бюджета взыскание должно осуществляться с Российской Федерации независимо от того, были ли предусмотрены соответствующие расходы в бюджете субъекта Российской Федерации или муниципального образования.

Вместе с тем возложение обязанности по финансированию соответствующих льгот на Российскую Федерацию за счет средств ее казны возможно лишь при установлении судом факта недостаточности выделенных из федерального бюджета средств.

В решении суд указал, что в соответствии со статьей 53 Федерального закона “О федеральном бюджете на 2004 год“ бюджетам субъектов Российской Федерации предусматривалось выделить 1691778 тыс. руб. субсидий на компенсацию расходов организациям, предоставляющим льготы отдельным категориям граждан, работающим и проживающим в сельской местности. Однако суд не исследовал, в каком объеме в заявленном периоде Вологодской области были перечислены средства федерального бюджета для компенсации убытков, вызванных неполучением организациями, предоставившими бесплатно или по льготным ценам товары (работы, услуги) в рамках реализации установленных федеральным законодателям льгот соответствующим категориям граждан, работающим и проживающим в сельской местности; все ли полученные средства федерального бюджета распределены Вологодской областью по
муниципальным образованиям и как указанные средства были израсходованы муниципальными образованиями. Кроме того, Предприятие обратилось с иском о возмещении расходов, понесенных им от предоставления льгот соответствующим категориям граждан, не только за 2004, но и за 2003 год. Поскольку судом отказано в возмещении расходов Предприятию в период до сентября 2003 года, то необходимо исследовать вопрос о том, в каком объеме поступили средства федерального бюджета за период с сентября по декабрь 2003 года и как они были распределены.

Таким образом, решение подлежит отмене как не соответствующее фактическим обстоятельствам, а дело - направлению на новое рассмотрение.

При новом рассмотрении суду следует учесть изложенное выше, а также проверить обоснованность требований Предприятия по размеру.

Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Вологодской области от 07.02.2007 по делу N А13-9577/2006-31 отменить.

Дело направить на новое рассмотрение в тот же суд.

Председательствующий

КУСТОВ А.А.

Судьи

КРАВЧЕНКО Т.В.

СОСНИНА О.Г.