Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 28.05.2007 по делу N А05-11215/2006-23 Довод Минфина РФ о необходимости финансирования за счет средств бюджета субъекта РФ расходов, возникших у МУП в результате предоставления отдельным категориям граждан льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, необоснован, поскольку названные льготы установлены федеральным законодательством и расходы на их реализацию подлежат компенсации за счет средств казны Российской Федерации.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 28 мая 2007 года Дело N А05-11215/2006-23“

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кустова А.А., судей Кирейковой Г.Г., Сосниной О.Г., при участии от Департамента финансов администрации Архангельской области Косцова О.В. (доверенность от 02.05.2007), рассмотрев 22.05.2007 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Архангельской области на постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.02.2007 по делу N А05-11215/2006-23 (судьи Романова А.В., Козлова С.В., Зайцева А.Я.),

УСТАНОВИЛ:

Муниципальное унитарное предприятие “Жилкомсервис“ (далее - Предприятие) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с иском к администрации муниципального образования “Город Новодвинск“ (далее - Администрация),
Архангельской области в лице Департамента финансов администрации Архангельской области (далее - Департамент финансов), Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (далее - Минфин РФ) о взыскании 13527 руб. 56 коп. расходов, возникших в результате предоставления с января по декабрь 2004 года льгот по оплате жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в соответствии с Федеральным законом от 09.01.1997 N 5-ФЗ “О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического Труда и полным кавалерам ордена Трудовой Славы“ (далее - Закон N 5-ФЗ).

Решением от 13.12.2006 суд взыскал в пользу Предприятия за счет средств казны Архангельской области 13527 руб. 56 коп., а также в доход федерального бюджета 541 руб. 08 коп. государственной пошлины. В иске к остальным ответчикам отказано.

Постановлением апелляционной инстанции от 22.02.2007 решение изменено, в пользу Предприятия за счет средств казны Российской Федерации взыскано 13527 руб. 56 коп. В иске к остальным ответчикам отказано.

В кассационной жалобе Минфин РФ просит постановление от 22.02.2007 отменить как принятое с нарушением норм материального права. Податель жалобы считает, что в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2002 N 333 указанные расходы должны финансироваться за счет средств субъектов Российской Федерации с последующей компенсацией соответствующих затрат из федерального бюджета. Кроме того, Минфин РФ утверждает, что в 2004 году Архангельской области из федерального бюджета перечислено 246450 руб.

Отзыв на кассационную жалобу не представлен.

О времени и месте рассмотрения жалобы лица, участвующие в деле, надлежаще извещены, однако в суд кассационной инстанции своих представителей не направили.

Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.

Как следует из материалов дела, Предприятие предоставляло льготы по оплате жилья и коммунальных
услуг в январе - декабре 2004 года жителям города Новодвинска Архангельской области. В результате предоставления льгот у Предприятия возникли расходы, невозмещение которых послужило основанием для обращения его в арбитражный суд с настоящим иском.

Факт предоставления льгот подтверждается материалами дела и не оспаривается сторонами.

Суд первой инстанции пришел к выводу, что расходы должны быть компенсированы за счет средств казны Архангельской области, поскольку это соответствует статье 7 Закона N 5-ФЗ, и Департамент финансов администрации Архангельской области не представил доказательств исполнения данной обязанности.

В постановлении суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что обязанность по возмещению указанных расходов не может быть возложена на субъект Российской Федерации или муниципальное образование, поскольку льготы установлены федеральным законодательством. Следовательно, расходы Предприятия подлежат взысканию за счет средств казны Российской Федерации.

Суд кассационной инстанции, проверив законность обжалуемого судебного акта, пришел к следующему.

Пунктом 2 статьи 3 Закона N 5-ФЗ предусмотрено освобождение Героев Социалистического Труда, полных кавалеров ордена Трудовой Славы и проживающих совместно с ними нетрудоспособных членов их семей от оплаты коммунальных услуг.

Статьей 7 Закона N 5-ФЗ установлено, что расходы, связанные с его реализацией, финансируются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации с последующей компенсацией соответствующих затрат за счет средств федерального бюджета в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2002 N 333 утверждены Правила предоставления и расходования в 2002 году средств Фонда компенсаций на реализацию Закона Российской Федерации “О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы“ и Федерального закона “О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического Труда и полным кавалерам ордена Трудовой Славы“ (далее - Правила). Постановлениями Правительства Российской
Федерации от 10.02.2003 N 85 и от 14.02.2004 N 80 действие названных Правил продлено на 2003 и 2004 годы.

В соответствии с абзацем 2 пункта 1 Правил расходы, связанные с реализацией законов о гарантиях, финансируются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований с последующей компенсацией соответствующих затрат за счет средств федерального бюджета в пределах ассигнований, предусмотренных на эти цели в Фонде компенсаций.

Согласно пункту 2 Правил предоставление субвенций осуществляет Минфин РФ на основании сводной бюджетной росписи федерального бюджета в пределах утверждаемых в установленном порядке объемов финансирования и лимитов бюджетных обязательств.

В пункте 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 разъяснено, что если установившим льготы федеральным законом или принятым в его исполнение иным нормативным правовым актом обязанность по возмещению платы, не полученной от льготных категорий потребителей, возлагается на субъект Российской Федерации или муниципальное образование, то при недостаточности выделенных на эти цели средств из федерального бюджета взыскание должно осуществляться с Российской Федерации независимо от того, были ли предусмотрены соответствующие расходы в бюджете субъекта Российской Федерации или муниципального образования.

Следовательно, суд кассационной инстанции отклоняет довод Минфина РФ о том, что указанные расходы должны возмещаться за счет средств субъекта Российской Федерации.

В кассационной жалобе Минфин РФ указывает, что Архангельской области из федерального бюджета выделялись средства в размере 246450 руб. на компенсацию расходов организациям, предоставляющим льготы в соответствии с Законом N 5-ФЗ.

Однако суды не проверили, предусматривались ли Федеральным законом “О федеральном бюджете на 2004 год“ средства на реализацию льгот, установленных Законом N 5-ФЗ, и если предусматривались, то в каком объеме они поступили
в бюджет Архангельской области и как были распределены. Таким образом, постановление подлежит отмене как не соответствующее фактическим обстоятельствам дела с направлением дела на новое рассмотрение.

При новом рассмотрении суду следует учесть изложенное и вынести решение с соблюдением норм материального и процессуального права.

Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Архангельской области от 13.12.2006 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.02.2007 по делу N А05-11215/2006-23 отменить.

Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Архангельской области.

Председательствующий

КУСТОВ А.А.

Судьи

КИРЕЙКОВА Г.Г.

СОСНИНА О.Г.