Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 17.05.2007 по делу N А56-20681/2006 Дело о признании незаконным привлечения ОАО к административной ответственности за повреждение средств идентификации товара, используемых таможней, без разрешения последней подлежит передаче на новое рассмотрение, поскольку в материалах дела не отражено, какие именно средства идентификации использовались таможней и каков характер их повреждения, а на момент прибытия вагона в место доставки отсутствовала технологическая схема взаимодействия перевозчика, грузополучателя и таможни при совершении грузовых операций.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 17 мая 2007 года Дело N А56-20681/2006“

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Бухарцева С.Н., судей Подвального И.О., Троицкой Н.В., при участии от Балтийской таможни Екимовой Д.В. (доверенность от 29.12.2006 N 04-19/988), рассмотрев 15.05.2007 в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества “Российские железные дороги“ на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 21.09.2006 (судья Третьякова Н.О.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.01.2007 (судьи Фокина Е.А., Старовойтова О.Р., Шульга Л.А.) по делу N А56-20681/2006,

УСТАНОВИЛ:

Открытое акционерное общество “Российские железные дороги“ (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением
о признании незаконным и отмене постановления Балтийской таможни (далее - таможня) от 14.02.2006 по делу об административном правонарушении N 10216000-963/2005 о назначении обществу административного наказания на основании статьи 16.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).

Определением суда от 26.04.2006 дело направлено по подсудности в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области.

Решением суда первой инстанции от 21.09.2006, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 16.01.2007, в удовлетворении заявления отказано.

В кассационной жалобе общество просит отменить судебные акты, ссылаясь на отсутствие в его действиях состава вменяемого ему в вину административного правонарушения. Податель жалобы указывает на то, что он не снимал с вагона средства идентификации, ответственность за сохранность которых в зоне таможенного контроля обеспечивается таможенными органами; грузовые операции производились грузополучателем без участия представителей общества.

В судебном заседании представитель таможни возражал против удовлетворения кассационной жалобы.

Представители общества, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания, в суд не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.

Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.

Из материалов дела видно, что общество в соответствии с процедурой внутреннего таможенного транзита осуществляло доставку в железнодорожном вагоне N 28019685 товара - проволоки из алюминия нелегированного. В ходе мероприятий таможенного контроля выявлено, что по прибытии в зону таможенного контроля до завершения внутреннего таможенного транзита средства идентификации были повреждены без разрешения таможенного органа, что и послужило основанием для привлечения заявителя к административной ответственности, предусмотренной статьей 16.11 КоАП РФ. Оспариваемым постановлением таможни на общество наложен административный штраф в размере 5000 руб.

Суды первой и апелляционной инстанций отказали обществу в удовлетворении заявления, усмотрев
в его поведении состав вменяемого ему в вину административного правонарушения.

Кассационная коллегия считает, что судами обеих инстанций не установлены обстоятельства, необходимые для правильного разрешения спора.

Согласно пункту 1 статьи 79 Таможенного кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) внутренний таможенный транзит представляет собой таможенную процедуру, при которой иностранные товары перевозятся по таможенной территории Российской Федерации без уплаты таможенных пошлин, налогов и применения запретов и ограничений экономического характера, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.

Внутренний таможенный транзит начинается и заканчивается путем совершения таможенным органом действий, описанных соответственно в статьях 80 и 92 ТК РФ.

Таможенный орган отправления осуществляет идентификацию товаров, помещаемых под процедуру внутреннего таможенного транзита, в целях обеспечения возможности обнаружения таможенным органом назначения следов изъятия товаров, вложения товаров в транспортное средство или совершения с товарами каких-либо операций, если указанные действия могли быть совершены при перевозке этих товаров в соответствии с внутренним таможенным транзитом (пункт 1 статьи 83 ТК РФ).

Открытый перечень средств идентификации содержится в пункте 2 статьи 83 и в пункте 1 статьи 390 ТК РФ.

В соответствии с пунктом 2 статьи 390 ТК РФ средства идентификации могут уничтожаться или изменяться (заменяться) только таможенными органами или с их разрешения, за исключением случаев, если существует реальная угроза уничтожения, утраты или существенной порчи товаров и транспортных средств.

Обязанность перевозчика обеспечить сохранность использованных таможенным органом средств идентификации предусмотрена статьей 88 ТК РФ, а административная ответственность за неисполнение данной обязанности - статьей 16.11 КоАП РФ.

Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у
него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Между тем ни в протоколе об административном правонарушении, ни в оспариваемом постановлении таможни не отражено, какие именно средства идентификации использовались таможенным органом отправления и каков характер их повреждений. Акт таможенного осмотра, фиксирующий повреждение средств идентификации, таможней не составлялся. На момент прибытия вагона в место доставки отсутствовала технологическая схема взаимодействия перевозчика, грузополучателя и таможенного органа при совершении грузовых операций с товарами в зоне таможенного контроля, что требует соответствующей судебной оценки с позиций наличия либо отсутствия вины общества в совершении противоправного деяния.

Учитывая изложенное, кассационная инстанция считает, что обжалуемые судебные акты подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

При новом рассмотрении суду следует на основе полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств установить наличие либо отсутствие в действиях заявителя состава вменяемого ему в вину административного правонарушения и принять законное и обоснованное решение.

Руководствуясь статьей 286, пунктом 3 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 21.09.2006 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.01.2007 по делу N А56-20681/2006 отменить.

Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области.

Председательствующий

БУХАРЦЕВ С.Н.

Судьи

ПОДВАЛЬНЫЙ И.О.

ТРОИЦКАЯ Н.В.