Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 08.05.2007 по делу N А05-10659/2006-17 Суд сделал неправомерный вывод о том, что при внесении изменений в содержащиеся в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей сведения о предпринимателе заявителем не может быть вновь избранный глава фермерского хозяйства, поскольку при смене главы указанного хозяйства вновь избранный глава обращается за государственной регистрацией в качестве индивидуального предпринимателя.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 8 мая 2007 года Дело N А05-10659/2006-17“

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кирилловой И.И., судей Кравченко Т.В. и Тарасюка И.М., при участии Коршунова А.В. (паспорт) и его представителя Лесняка М.Л. (дов. от 05.03.2007), Черноокова И.А. (паспорт) и его представителя Стрешневой Л.Р. (дов. от 12.02.2007), рассмотрев 08.05.2007 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Коршунова А.В. на постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.02.2007 по делу N А05-10659/2006-17 (судьи Чельцова Н.С., Богатырева В.А., Осокина Н.Н.),

УСТАНОВИЛ:

Коршунов Александр Вениаминович обратился в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2
по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (далее - Инспекция) от 13.07.2006 N 292 об отказе в государственной регистрации физического лица Коршунова А.В. в качестве главы крестьянского (фермерского) хозяйства “Елезовское“ (далее - Хозяйство) при внесении изменений в сведения о главе крестьянского (фермерского) хозяйства, содержащиеся в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей (далее - ЕГРИП).

Решением от 09.11.2006 заявленные требования удовлетворены. Суд признал решение Инспекции от 13.07.2006 N 292 недействительным и обязал Инспекцию произвести регистрацию изменений в сведения о главе Хозяйства, содержащиеся в ЕГРИП.

Постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.02.2007 решение от 09.11.2006 отменено, к участию в деле в качестве третьего лица без самостоятельных требований привлечен Черноков Иван Аркадьевич, рассмотрение дела по существу по правилам, установленным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции, назначено в том же судебном заседании.

Постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.02.2007 в удовлетворении требований заявителя отказано.

В кассационной жалобе Коршунов А.В., ссылаясь на неправильное применение апелляционным судом норм материального права, просит отменить постановление от 13.02.2007 об отказе в удовлетворении требований заявителя и оставить в силе решение от 09.11.2006.

Податель жалобы полагает, что представил в регистрирующий орган все необходимые документы, а вывод суда о том, что заявление подано ненадлежащим лицом, является ошибочным.

В судебном заседании Коршунов А.В. и его представитель поддержали жалобу, Черноков И.А. и его представитель возразили против удовлетворения жалобы.

Инспекция извещена о времени и месте рассмотрения дела, но представителя в судебное заседание не направила, в связи с чем жалоба рассмотрена в его отсутствие.

Дело рассмотрено в кассационном порядке.

В соответствии с пунктом 2 статьи 23 Гражданского кодекса Российской
Федерации глава крестьянского (фермерского) хозяйства, осуществляющего свою деятельность без образования юридического лица (статья 257), признается предпринимателем с момента государственной регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства.

Как следует из материалов дела, гражданами Российской Федерации, поименованными в пункте 43 договора, 02.04.1998 заключен договор о создании Хозяйства.

Хозяйство, осуществляющее свою деятельность без образования юридического лица, зарегистрировано постановлением Главы местного самоуправления муниципального образования “Вилегодский район“ от 19.05.1998 N 242, главой Хозяйства утвержден Черноков И.А., который зарегистрирован 19.05.1998 в качестве предпринимателя без образования юридического лица как глава Хозяйства, о чем выдано свидетельство серии Ф N 318.

Инспекцией 25.11.2004 на основании заявления Чернокова И.А. внесена запись в ЕГРИП о Хозяйстве, глава которого Черноков И.А. зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя до 01.01.2004.

Решением общего собрания членов Хозяйства от 14.06.2006 Черноков И.А. освобожден от обязанностей главы Хозяйства, главой Хозяйства избран Коршунов А.В.

Вновь избранный глава Хозяйства Коршунов А.В. обратился в Инспекцию с заявлением по форме Р24002 о внесении изменений в сведения о Главе Хозяйства, содержащиеся в ЕГРИП. Указанное заявление с приложенными к нему документами получено регистрирующим органом 06.07.2006 (входящий N 14669), о чем выдана расписка (том 1, л.д. 105), согласно которой к заявлению на 5 листах была приложена копия документа, удостоверяющего личность главы крестьянского (фермерского) хозяйства на 1 листе.

Решением от 13.07.2006 N 292 Инспекция отказала Коршунову А.В. в государственной регистрации в связи с непредставлением определенных статьей 22.2 Федерального закона “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей“ (далее - Закон) необходимых для государственной регистрации документов, а именно заявления о внесении изменений в сведения о Главе Хозяйства, содержащиеся в ЕГРИП.

В качестве отсутствия указанного заявления Инспекция расценила
подачу его ненадлежащим заявителем: Коршуновым А.В., а не Черноковым И.А., сведения о котором как о главе Хозяйства имелись на тот момент в ЕГРИП.

Данное обстоятельство послужило основанием для обращения Коршунова А.В. в арбитражный суд.

Пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 16.10.2003 N 630 “О Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, правилах хранения в единых государственных реестрах юридических лиц и индивидуальных предпринимателей документов (сведений) и передачи их на постоянное хранение в государственные архивы, а также о внесении изменений и дополнений в постановления Правительства Российской Федерации от 19.06.2002 N 438 и N 439“ установлено, что государственная регистрация крестьянских (фермерских) хозяйств осуществляется в порядке, установленном для государственной регистрации физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей.

Государственная регистрация крестьянского (фермерского) хозяйства, не имеющего статуса юридического лица, осуществляется путем внесения сведений о главе крестьянского (фермерского) хозяйства в ЕГРИП.

Порядок государственной регистрации физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей установлен Законом.

В соответствии с пунктом 1 статьи 22.2 Закона для внесения изменений в сведения об индивидуальном предпринимателе, содержащиеся в ЕГРИП, в регистрирующий орган представляются:

а) подписанное заявителем заявление о внесении в ЕГРИП изменений по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации;

б) копия документа, подтверждающего изменение ранее внесенных в ЕГРИП сведений об индивидуальном предпринимателе.

Представление документов для внесения в ЕГРИП изменений, касающихся сведений об индивидуальном предпринимателе, осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 9 Закона, согласно которой при государственной регистрации индивидуального предпринимателя заявителем может являться физическое лицо, обращающееся за государственной регистрацией или зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя.

В соответствии со статьей 16 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ “О крестьянском (фермерском) хозяйстве“ (далее - Закон N 74-ФЗ) главой фермерского хозяйства по
взаимному согласию членов фермерского хозяйства признается один из его членов.

Согласно подпункту 2 пункта 3 статьи 4 Закона N 74-ФЗ соглашение о создании фермерского хозяйства должно содержать сведения о признании главой фермерского хозяйства одного из членов этого хозяйства.

В силу пункта 2 статьи 18 Закона N 74-ФЗ о смене главы фермерского хозяйства должно быть указано в соглашении, заключенном членами фермерского хозяйства в соответствии со статьей 4 настоящего Закона.

Суд первой инстанции установил, что требования по оформлению заявления формы Р24002 о внесении изменений в сведения о главе Хозяйства Коршуновым А.В. были соблюдены, поскольку на момент подачи заявления в регистрирующий орган главой Хозяйства являлся именно Коршунов А.В., избранный 14.06.2006 решением собрания членов Хозяйства, в доказательство чего в Инспекцию был представлен соответствующий протокол собрания от 14.06.2006.

Апелляционный суд посчитал, что из положений статей 22.2 и 9 Закона следует, что при внесении изменений в содержащиеся в государственном реестре сведения об индивидуальном предпринимателе заявителем может быть только сам индивидуальный предприниматель (глава фермерского хозяйства), в отношении которого вносятся сведения, а не вновь избранный глава фермерского хозяйства.

Кассационная инстанция находит, что апелляционным судом неправильно применены и истолкованы нормы материального права.

Для регистрации изменений в сведения о главе крестьянского (фермерского) хозяйства Приказом Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 03.12.2003 N БГ-3-09/664 предусмотрена форма Р24002 “Заявление о внесении изменений в сведения о главе крестьянского (фермерского) хозяйства, содержащиеся в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей“.

Указанной формой Р24002 заявления предусмотрены три причины внесения изменений в сведения о главе фермерского хозяйства:

а) в связи с изменением данных о главе фермерского хозяйства, включенных в ЕГРИП;

б) в связи со сменой
главы фермерского хозяйства;

в) в связи с ошибками, допущенными в ранее представленных документах.

Таким образом, внесение изменений в сведения о главе фермерского хозяйства может происходить как при смене собственно главы фермерского хозяйства и регистрации при этом нового главы такого хозяйства в качестве индивидуального предпринимателя (причина “б“), так и в тех случаях, когда смены главы фермерского хозяйства не происходит, а вносятся изменения в содержащиеся в ЕГРИП сведения о нем (по причине изменения ранее правильно внесенных сведений, например в случае замены паспорта или изменения места жительства либо в связи с ошибками, допущенными в ранее представленных документах) - причины “а“ и “в“.

Очевидно, что при внесении изменений в сведения о главе фермерского хозяйства по причинам “а“ и “в“ заявителем может быть только глава фермерского хозяйства, изменения в сведения о котором вносятся в ЕГРИП.

Вместе с тем при смене главы фермерского хозяйства заявителем может и должен быть вновь избранный глава фермерского хозяйства, поскольку в этом случае он обращается за государственной регистрацией в качестве индивидуального предпринимателя и подлежит таковой на основании пункта 2 статьи 23 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Изложенное не противоречит положениям статьи 9 Закона, согласно которой при государственной регистрации индивидуального предпринимателя заявителем может являться физическое лицо, обращающееся за государственной регистрацией или зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя.

Таким образом, вывод апелляционного суда о том, что заявление в регистрирующий орган было подано ненадлежащим заявителем, является ошибочным, а потому по данному основанию в удовлетворении заявленных требований отказано неправомерно. Иных оснований для отказа в удовлетворении требований Коршунова А.В. судом не установлено и в обжалуемом постановлении не приведено.

При таких обстоятельствах обжалуемое постановление подлежит отмене
как принятое с нарушением норм материального права.

В соответствии с подпунктом “а“ пункта 1 статьи 23 Закона отказ в государственной регистрации допускается в случае непредставления определенных настоящим Законом необходимых для государственной регистрации документов.

По смыслу пункта 1 статьи 22.2 Закона, пункта 2 статьи 18 Закона N 74-ФЗ к заявлению о внесении изменений в сведения о главе крестьянского (фермерского) хозяйства, содержащиеся в ЕГРИП, в связи со сменой главы фермерского хозяйства должно быть приложено соглашение о создании фермерского хозяйства, в котором содержатся сведения о признании главой фермерского хозяйства лица, обращающегося за государственной регистрацией в качестве индивидуального предпринимателя как главы фермерского хозяйства.

Непредставление в регистрирующий орган указанного соглашения влечет отказ в государственной регистрации на основании подпункта “а“ пункта 1 статьи 23 Закона.

Как усматривается из материалов дела, Коршунов А.В. дважды обращался в Инспекцию с заявлением о внесении изменений в сведения о главе Хозяйства, содержащиеся в ЕГРИП, и ему дважды было отказано в государственной регистрации - решениями от 23.06.2006 N 265 и от 13.07.2006 N 292.

В первый раз Коршунов А.В. представил в регистрирующий орган заявление, договор (соглашение) о создании Хозяйства от 02.04.1998 с изменениями от 14.06.2006 и копию документа, удостоверяющего личность, что подтверждается распиской регистрирующего органа от 16.06.2006 (входящий N 12487) (том 1, л.д. 77).

Во второй раз Коршунов А.В. представил в Инспекцию лишь заявление и копию документа, удостоверяющего личность, что подтверждается распиской от 06.07.2006 (входящий N 14669), на что правильно указано апелляционным судом (том 1, л.д. 105).

Вывод суда первой инстанции о том, что в регистрирующий орган представлялся протокол собрания членов Хозяйства от 14.06.2006, не подтверждается имеющимися в деле
доказательствами.

Коршуновым А.В. оспорено решение Инспекции от 13.07.2006 N 292, принятое по результатам рассмотрения документов, представленных заявителем и полученных регистрирующим органом 06.07.2007 (входящий N 14669).

В указанном пакете документов договор (соглашение) о создании Хозяйства от 02.04.1998 с изменениями от 14.06.2006 действительно отсутствовал.

Вместе с тем из материалов дела не усматривается, что предыдущий пакет документов, полученный Инспекцией 16.06.2006 (входящий N 12487) и содержащий договор (соглашение) о создании Хозяйства от 02.04.1998 с изменениями от 14.06.2006, в пункте 18 которого имеется указание на то, что главой Хозяйства решением общего собрания членов Хозяйства от 14.06.2006 избран Коршунов А.В., был возвращен Коршунову А.В. вместе с решением об отказе в государственной регистрации от 23.06.2006 N 265.

Данный вопрос апелляционным судом не исследовался, в то время как в случае нахождения в регистрационном деле Хозяйства указанного договора (соглашения) с изменениями от 14.06.2006 на момент получения регистрирующим органом 06.07.2006 повторного заявления Коршунова А.В. о внесении изменений в содержащиеся в ЕГРИП сведения о главе Хозяйства отказ в государственной регистрации является неправомерным.

Кассационная инстанция не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были предметом рассмотрения суда первой инстанции или апелляционного суда, в связи с чем лишена возможности принять новое решение по делу.

Суд кассационной инстанции также не вправе оставить в силе решение суда первой инстанции, как это просит податель жалобы, поскольку решение отменено вступившим в законную силу судебным актом апелляционного суда, который не был отменен в установленном законом порядке.

Ввиду изложенного дело подлежит передаче на новое рассмотрение в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд.

При новом рассмотрении дела суду надлежит учесть изложенное и принять законный и обоснованный судебный акт.

При распределении
судебных расходов по делу, в том числе и по кассационной жалобе, суду следует учесть, что с 01.01.2007 признан утратившим силу пункт 5 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации, в связи с чем заявителю, в пользу которого принят судебный акт, расходы по уплате государственной пошлины, понесенные по делу об оспаривании ненормативного правового акта, решения, действия (бездействия) государственного органа, возмещаются в общем порядке, предусмотренном главой 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и уплаченная заявителем государственная пошлина в соответствии с частью первой статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации взыскивается в его пользу непосредственно с государственного органа как стороны по делу.

Руководствуясь статьями 286, 287, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

ПОСТАНОВИЛ:

постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.02.2007 по делу N А05-10659/2006-17 об отказе Ф.И.О. в удовлетворении заявленных требований отменить.

Дело передать на новое рассмотрение в тот же суд.

Председательствующий

КИРИЛЛОВА И.И.

Судьи

КРАВЧЕНКО Т.В.

ТАРАСЮК И.М.