Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 07.05.2007 по делу N А52-3995/2006/2 Суд отказал ЗАО в признании незаконными действий ИФНС, выразившихся в отражении в справке об исполнении налогоплательщиком обязанности по уплате налогов, сборов, пеней и налоговых санкций сведений о наличии у общества задолженности по налоговым санкциям, поскольку последние учитывались налоговым органом на основании принятого им решения о доначислении ЗАО налога на прибыль и привлечении к ответственности и вступившим в законную силу судебным актом указанное решение инспекции признано правомерным.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 7 мая 2007 года Дело N А52-3995/2006/2“

Резолютивная часть постановления объявлена 03.05.2007.

Полный текст постановления изготовлен 07.05.2007.

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Морозовой Н.А., судей Абакумовой И.Д., Корабухиной Л.И., при участии от закрытого акционерного общества “Псковпищепром“ Вагиновой Е.В. (доверенность от 11.11.2006 N 412-Д), Ермиловой Ю.В. (доверенность от 11.11.2006 N 414-Д), рассмотрев 03.05.2007 в открытом судебном заседании кассационную жалобу закрытого акционерного общества “Псковпищепром“ на постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.02.2007 по делу N А52-3995/2006/2 (судьи Осокина Н.Н., Потеева А.В., Мурахина Н.В.),

УСТАНОВИЛ:

Закрытое акционерное общество “Псковпищепром“ (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Псковской области с заявлением о
признании незаконными действий Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Псковской области (далее - инспекция), связанных с отражением в справке от 14.11.2006 N 3912 сведений о наличии у заявителя 110712 руб. 60 коп. задолженности по налоговым санкциям.

Решением суда от 04.12.2006 требование общества удовлетворено.

Постановлением апелляционной инстанции от 07.02.2007 решение от 04.12.2006 отменено. В удовлетворении заявления обществу отказано.

В кассационной жалобе общество просит отменить постановление апелляционного суда от 07.02.2007, ссылаясь на неправильное применение им норм материального права и несоответствие его выводов фактическим обстоятельствам дела, и оставить в силе решение суда от 04.12.2006. По мнению подателя жалобы, основанием для возникновения у налогоплательщика обязанности по уплате штрафа может быть только вступившее в законную силу судебное решение.

В судебном заседании представители общества поддержали доводы, приведенные в кассационной жалобе.

Представители инспекции, надлежащим образом уведомленной о времени и месте слушания дела, в судебное заседание не явились, что не препятствует судебному разбирательству без их участия.

Законность судебного акта в оспариваемой части проверена в кассационном порядке.

Как следует из материалов дела, общество обратилось в инспекцию с заявлением о выдаче справки об отсутствии задолженности, которая необходима для получения специальных марок на алкогольную продукцию. В выданной инспекцией справке от 14.11.2006 N 3912 указано, что на лицевом счете заявителя имеется задолженность в размере 110712 руб. 60 коп. штрафных санкций по налогу на прибыль, что, по мнению общества, противоречит действующему законодательству.

Суд первой инстанции посчитал действия налогового органа незаконными, сославшись на то, что инспекция неправомерно указала в справке наличие у общества задолженности по уплате штрафных санкций при отсутствии вступившего в силу судебного акта.

Апелляционным судом установлено, что указанная в
справке задолженность в размере 110712 руб. 60 коп. штрафных санкций по налогу на прибыль была предметом рассмотрения арбитражного суда. Вступившими в законную силу решениями Арбитражного суда Псковской области от 27.09.2006 по делу N А52-2271/2006/2 и от 19.12.2006 по делу N А52-3857/2006/2 решение инспекции от 06.07.2006 N 15-1/2586/2265, которым доначислены налог на прибыль, пени и штрафные санкции, в части привлечения общества к ответственности в виде взыскания 110712 руб. 60 коп. штрафа признано правомерным. С учетом установленных при рассмотрении дела смягчающих ответственность обстоятельств суд уменьшил размер штрафных санкций и принял решение о взыскании с общества 30000 руб. При таком положении суд апелляционной инстанции сделал вывод о том, что у налогового органа имелись основания для указания в справке сведений о наличии у налогоплательщика задолженности по штрафным санкциям.

Рассмотрев материалы дела и доводы жалобы, кассационная инстанция установила следующее.

В соответствии со статьей 12 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ “О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции“ для приобретения федеральных специальных марок или акцизных марок организация должна представить в государственный орган, уполномоченный Правительством Российской Федерации, или в таможенный орган документы, в числе которых справка налогового органа об отсутствии у организации задолженности по уплате налогов и сборов или справка таможенного органа об отсутствии у организации задолженности по уплате таможенных платежей.

Форма Справки об исполнении налогоплательщиком обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней и налоговых санкций утверждена приказом Федеральной налоговой службы России от 23.05.2005 N ММ-3-19/206@ “Об утверждении Справки об исполнении налогоплательщиком обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней и налоговых санкций и
Методических указаний по ее заполнению“, а также Методические указания по заполнению данной Справки.

Согласно пункту 3 Методических указаний при формировании Справки запись “не имеет неисполненную обязанность по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней и налоговых санкций, подлежащих уплате в соответствии с нормами законодательства Российской Федерации“ делается в случае отсутствия по состоянию на дату, указанную в Справке, начисленных, но не уплаченных налогоплательщиком налогов, сборов, пеней и налоговых санкций, за исключением сумм:

на которые предоставлены отсрочка, рассрочка, налоговый кредит, инвестиционный налоговый кредит в соответствии с нормами налогового законодательства Российской Федерации;

которые реструктурированы в соответствии с нормами бюджетного законодательства Российской Федерации или в соответствии с Федеральным законом от 09.07.2002 N 83-ФЗ “О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей“;

которые подлежат зачету в соответствии с решениями налогового органа, направленными в органы федерального казначейства, но не исполненными на момент выдачи Справки.

В силу пункта 4 Методических указаний при наличии по состоянию на дату, указанную в Справке, начисленных, но не уплаченных налогоплательщиком налогов, сборов, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, пеней и налоговых санкций, за исключением сумм, указанных в пункте 3 настоящих Методических рекомендаций, при формировании Справки делается запись “имеет неисполненную обязанность по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней и налоговых санкций, подлежащих уплате в соответствии с нормами законодательства Российской Федерации“.

Кассационная инстанция считает, что апелляционный суд обоснованно признал ошибочным и доводы подателя жалобы и вывод суда первой инстанции о неправомерности отражения в справке суммы штрафа как задолженности перед бюджетом по причине отсутствия судебного решения по вопросу правомерности привлечения к ответственности.

В целях обеспечения надлежащего первичного учета и контроля за поступлением налогов (сборов) и других
обязательных платежей в бюджетную систему Российской Федерации приказом Федеральной налоговой службы Российской Федерации от 12.05.2005 N ШС-3-10/201 утверждены Рекомендации по порядку ведения в налоговых органах базы данных “Расчеты с бюджетом“ (далее - Рекомендации).

Налоговые органы обязаны вести карточки “РСБ“ по каждому плательщику налога или сбора, установленного законодательством о налогах и сборах, а также по каждому плательщику взносов в государственные внебюджетные фонды, администрируемые налоговыми органами.

При этом в соответствии с разделом VII Рекомендаций суммы начисленных (доначисленных, уменьшенных) налоговых санкций налоговым органом в карточке “РСБ“ учитываются на основании как решений судебных органов, так и решений по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки, решений вышестоящих налоговых органов, отменяющих (изменяющих) решение нижестоящих налоговых органов.

Судом установлено, что налоговые санкции в сумме 110712 руб. 60 коп. учитывались налоговым органом на основании решения инспекции от 06.07.2006 N 15-1/2586/2265.

Кроме того, апелляционным судом установлено, что вступившими в законную силу решениями Арбитражного суда Псковской области от 27.09.2006 по делу N А52-2271/2006/2 и от 19.12.2006 по делу N А52-3857/2006/2 решение инспекции от 06.07.2006 N 15-1/2586/2265, которым доначислены налог на прибыль, пени и штрафные санкции, в том числе в части привлечения общества к ответственности в виде взыскания 110712 руб. 60 коп. штрафа, признано правомерным.

Таким образом, вывод суда первой инстанции о незаконности действий инспекции, выразившихся в выдаче спорной справки о наличии неисполненного обязательства перед бюджетом по уплате налоговой санкции, не основан на нормах действующего законодательства о налогах и сборах.

Отменив данное решение и отказав заявителю в удовлетворении требований, суд апелляционной инстанции вынес законный и обоснованный судебный акт, а потому жалоба общества подлежит отклонению.

Руководствуясь статьей 286, пунктом 1
части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

ПОСТАНОВИЛ:

постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.02.2007 по делу N А52-3995/2006/2 без изменения, а кассационную жалобу закрытого акционерного общества “Псковпищепром“ - без удовлетворения.

Председательствующий

МОРОЗОВА Н.А.

Судьи

АБАКУМОВА И.Д.

КОРАБУХИНА Л.И.