Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 27.04.2007 по делу N А56-36162/2005 Признавая незаконным требование ИФНС об уплате ООО единого налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, суд указал, что уплаченная ООО сумма минимального налога правомерно уменьшена обществом на сумму внесенных в течение налогового периода авансовых платежей, отклонив довод ИФНС об отсутствии оснований признать уплаченным минимальный налог, перечисленный ООО по неверному коду бюджетной классификации.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 27 апреля 2007 года Дело N А56-36162/2005“

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Зубаревой Н.А., судей Михайловской Е.А., Троицкой Н.В., при участии от общества с ограниченной ответственностью “Интурион“ Бердашкова А.В. (доверенность от 01.01.2006 N 1), от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Санкт-Петербургу Ярметовой Э.И. (доверенность от 19.07.2006 N 0305/0467), рассмотрев 25.04.2007 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 Санкт-Петербургу на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 14.12.2006 по делу N А56-36162/2005 (судья Левченко Ю.П.),

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью “Интурион“ обратилось в Арбитражный суд города
Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным требования об уплате налога Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 10 по Санкт-Петербургу (далее - инспекция) N 6547 по состоянию на 04.08.2005.

Решением суда от 14.12.2006 требования заявителя удовлетворены.

В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.

В кассационной жалобе инспекция, ссылаясь на нарушение судом норм материального права, просит отменить судебный акт и отказать обществу в удовлетворении заявления. По мнению подателя жалобы, авансовые платежи по единому налогу в сумме 39900 руб., уплаченные обществом в 2003 году по итогам отчетных периодов, не могут быть зачтены в счет уплаты минимального налога, поскольку единый налог - подлежит уплате по коду бюджетной классификации (далее - КБК) 1030110 и распределяется по уровням бюджетной системы Российской Федерации, а минимальный зачисляется в бюджеты государственных внебюджетных фондов согласно КБК - 1030120. Указание в платежных поручениях на перечисление авансовых платежей по единому налогу кода 1030110 и привело в результате к возникновению задолженности по минимальному налогу.

Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.

Как следует из материалов дела, общество в 2003 году, являлось плательщиком единого налога уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения и использовало в качестве объекта обложения “доходы, уменьшенные на величину расходов“.

Платежными поручениями от 05.05.2003 N 56, от 07.05.2003 N 59, от 20.11.2003 N 149 налогоплательщик перечислил в бюджет 39900 руб. авансовых платежей по единому налогу, указав при этом КБК 1030110.

Исчислив по итогам налогового периода единый налог в общем порядке в размере 15% от суммы дохода за минусом расходов, а также минимальный налог в размере 1% от полученных доходов, налогоплательщик установил, что сумма, подлежащего
уплате за 2003 год единого налога (40950 руб.) меньше суммы рассчитанного им минимального налога (41671 руб.).

В представленной в инспекцию декларации по единому налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения за 2003 год, общество отразило подлежащий уплате в бюджет минимальный налог в сумме 41671 руб., а также сумму авансовых платежей по единому налогу, уплаченную им по итогам отчетных периодов (39900 руб.).

Требованием от 04.08.2005 N 6547 инспекция предложила обществу в срок до 19.08.2005 уплатить 41671 руб. минимального налога, а также 8092,26 руб. пеней за его несвоевременную уплату.

Платежным поручением от 16.08.2005 N 154 общество перечислило в бюджет по КБК 1030120 1771 руб., составляющих разницу между общей суммой минимального налога, подлежащей уплате в бюджет за 2003 год и суммой уплаченных им по итогам отчетных периодов авансовых платежей по единому налогу (41671 руб. - 39900 руб.), и обратилось в суд с заявлением о признании требования налогового органа от 04.08.2005 N 6547 недействительным.

Удовлетворяя требования заявителя, суд первой инстанции указал, что уплаченная обществом по итогам года сумма минимального налога правомерно уменьшена им на сумму внесенных в течение налогового периода авансовых платежей, отклонив при этом доводы налогового органа об отсутствии оснований признать уплаченным минимальный налог в сумме 39900 руб., перечисленный обществом по неверному КБК.

Кассационная инстанция, рассмотрев доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, не находит оснований для отмены принятого по делу судебного акта.

С 01.01.2003 введена в действие глава 26.2 Кодекса “Упрощенная система налогообложения“, согласно которой применение упрощенной системы налогообложения организациями предусматривает замену уплаты налогов, указанных в пункте 2 статьи
346.11 Кодекса, уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности организаций за налоговый период.

Налогоплательщики, избравшие в качестве объекта налогообложения показатель “доходы, уменьшенные на величину расходов“, по итогам каждого отчетного периода (первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года) исчисляют сумму квартального авансового платежа исходя из ставки налога и фактически полученных доходов, уменьшенных на величину расходов, рассчитанных нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания соответствующего отчетного периода с учетом ранее внесенных сумм квартальных авансовых платежей.

По итогам налогового периода (календарного года) налогоплательщики в соответствии с пунктом 2 статьи 346.18, пунктом 2 статьи 346.20 и пунктами 1 и 2 статьи 346.21 НК РФ исчисляют сумму налога как соответствующую налоговой ставке (15%) процентную долю налоговой базы (денежного выражения доходов, уменьшенных на величину расходов).

Исчисленная по итогам года сумма налога подлежит уменьшению на сумму внесенных в течение налогового периода авансовых платежей (пункт 5 статьи 346.21 НК РФ).

В пункте 6 статьи 346.18 НК РФ содержится требование об исчислении и уплате минимального налога. Минимальный налог составляет 1% от суммы доходов, определяемых в соответствии со статьей 346.15 Кодекса, и уплачивается в случае, когда сумма исчисленного в общем порядке налога меньше минимального налога. В последующие налоговые периоды налогоплательщик вправе включить разницу между уплаченным минимальным налогом и налогом, исчисленным в общем порядке, в расходы при исчислении налоговой базы или увеличить сумму убытков, которые переносятся на будущее время.

Таким образом, минимальный налог является единым налогом, размер которого определяется по результатам хозяйственной деятельности организаций за налоговый период, независимо от порядка исчисления единого налога.

По итогам налогового периода налогоплательщик уплачивает единый налог, исчисленный по правилам,
предусмотренным статьей 346.21 НК РФ, либо минимальный налог, с учетом внесенных в этом налоговом периоде авансовых платежей.

В статье 346.22 НК РФ указано, что суммы налога без ссылки на вид налога: единый или минимальный - зачисляются на счета органов федерального казначейства для их последующего распределения в бюджеты всех уровней и бюджеты государственных внебюджетных фондов в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.

При этом Федеральным законом от 06.05.2003 “О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон “О бюджетной классификации Российской Федерации“ N 53-ФЗ, действие которого в силу статьи 2 распространяется на отношения, возникающие при составлении и исполнении бюджетов всех уровней начиная с 1 января 2003 года, введены код 1030110 для уплаты единого налога, распределяемого по уровням бюджетной системы Российской Федерации, и код 1030120 - единый минимальный налог, зачисляемый в бюджеты государственных внебюджетных фондов.

При оформлении платежных поручений от 05.05.2003 N 56, от 07.05.2003 N 59, от 20.11.2003 N 149 на уплату авансовых платежей налогоплательщик указал правильный код бюджетной классификации 1030110 (единый налог, распределяемый по уровням бюджетной системы).

При этом законодатель, предусмотрев обязанность налогоплательщика по уплате авансовых платежей и минимального налога в разные уровни бюджета и допустимость зачета авансовых платежей в счет уплаты единого налога по итогам налогового периода, не определил порядок учета уплаченных сумм авансовых платежей по единому налогу при исчислении и уплате минимального налога по итогам года.

В силу пункта 2 статьи 45 НК РФ обязанность по уплате налога считается исполненной налогоплательщиком с момента предъявления в банк поручения на уплату соответствующего налога при наличии достаточного денежного остатка на счете налогоплательщика, а при уплате налогов наличными
денежными средствами - с момента внесения денежной суммы в счет уплаты налога в банк или кассу органа местного самоуправления либо организацию связи федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области связи.

Налог не признается уплаченным в случае отзыва налогоплательщиком или возврата банком налогоплательщику платежного поручения на перечисление суммы налога в бюджет (внебюджетный фонд), а также, если на момент предъявления налогоплательщиком в банк поручения на уплату налога этот налогоплательщик имеет иные неисполненные требования, предъявленные к счету, которые в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации исполняются в первоочередном порядке, и налогоплательщик не имеет достаточных денежных средств на счете для удовлетворения всех требований.

Учитывая изложенное, уплатой налога является его уплата в бюджет с соблюдением требований, установленных названной статьей закона.

При этом анализ указанных правовых норм позволяет сделать вывод о том, что налоговое законодательство не содержит такого основания для признания налога неуплаченным, как неправильное указание кода бюджетной классификации.

Таким образом поскольку нормы материального и процессуального права судом не нарушены, кассационная инстанция не находит оснований для отмены решения суда от 14.12.2006 и удовлетворения жалобы налогового органа.

При обжаловании налоговым органом в кассационном порядке судебных актов, с инспекции подлежит взысканию государственная пошлина в размере, установленном подпунктом 12 пункта 1 статьи 333.21 НК РФ.

Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 14.12.2006 по делу N А56-36162/2005 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Санкт-Петербургу - без удовлетворения.

Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Санкт-Петербургу
в доход Федерального бюджета 1000 руб. госпошлины за рассмотрение дела в суде кассационной инстанции.

Председательствующий

ЗУБАРЕВА Н.А.

Судьи

МИХАЙЛОВСКАЯ Е.А.

ТРОИЦКАЯ Н.В.